Социальный институт религии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 14:56, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является систематизация, накопление знаний о религии как о социальном институте.
Задачи контрольной работы:
- изучение понятия социального института, его характерных черт;
- рассмотрение религии как социального института.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
1. Понятие социального института………………………………………5
2. Религия как социальный институт…………………………………….9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………....15

Работа содержит 1 файл

КОНТР Социальный институт религии.docx

— 30.65 Кб (Скачать)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Социология»

на тему: «Социальный институт религии»

 

 

 

 

 

Ижевск 2011

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3

  1. Понятие социального института………………………………………5
  2. Религия как социальный институт…………………………………….9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..14

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………....15

 

Введение

 

 

Религия как явление, присущее человеческому обществу на протяжении всей его истории и охватывающее до настоящего времени подавляющую  часть населения земного шара, оказывается тем не менее областью недоступной и по меньшей мере непонятной для очень многих людей.

Религия - это своеобразное поведение (культ), мировоззрение и  мироощущение, основанное на вере в  сверхъестественное, недоступное пониманию  человека. Религия является необходимым составным элементом общественной жизни, в том числе духовной культуры общества. Она выполняет в обществе ряд важных социокультурных функций. Одной из таких функций религии является мировоззренческая, или смыслополагающая. В религии как форме духовного освоения мира, осуществляется мысленное преобразование мира, его организация в сознании, в ходе, которой вырабатывается определенная картина мира, нормы, ценности, идеалы и другие компоненты мировоззрения, определяющие отношение человека к миру и выступающие в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.

Целью данной работы является систематизация, накопление знаний о религии как о социальном институте.

Задачи контрольной работы:

- изучение понятия социального  института, его характерных черт;

- рассмотрение религии  как социального института.

При изучении темы и написании  работы были использованы следующие  источники:

  1.  Андреев Ю.П. Роль социальных институтов в жизни общества//Общественно-политический и научный журнал “Россия” - 2001 - №1.
  2. Общая социология: Учебное пособие/Под общ. ред. проф. А. Г. Эфендиева. - М.; ИНФРА-М, 2002. - 654 с.
  3. Осипов Г.В., Коваленко Ю.П., Щипанов Н.И., Яновский Р.Г. Социология. - М.: изд-во “Мысль”, 1990
  4. Пархоменко И.Т. Религия как социальный институт//Общественно-политический и научный журнал “Россия” - 2002 - №2.
  5. Фролов С. С. Социология: учебник для высших учебных заведений. - М.; Наука, 1994. - 254 с.
  6. Яблоков И. Н. Социология религии. - М.: Прогресс, 1988.- 256 с.

 

 

 

  1. Понятие социального института

 

 

Социальные институты (от лат. institutum - установление, учреждение) - это исторически сложившиеся  устойчивые формы организации совместной деятельности людей.

Термин "социальный институт" употребляется в самых разнообразных  значениях. Говорят об институте  семьи, институте образования, здравоохранения, институте государства и т. д. Первое, чаще всего употребляемое  значение термина "социальный институт", связано с характеристикой всякого  рода упорядочения, формализмами и  стандартизации общественных связей и  отношений. А сам процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется институционализацией.

Выделяют следующие виды социальных институтов: экономика, политика, религия, мораль, искусство, семья, наука, образование и т.д.

Социальные институты  выполняют в обществе функции  социального управления и социального  контроля как одного из элементов  управления.

Социальный контроль дает возможность обществу и его системам обеспечить соблюдение нормативных  условий, нарушение которых наносит  ущерб социальной системе. Основными  объектами такого контроля являются правовые и моральные нормы, обычаи, административные решения и т. п. Действие социального контроля сводится, с одной стороны, к применению санкций в отношении поведения, нарушающего социальные ограничения, с другой - к одобрению желательного поведения. Поведение индивидов  обусловлено их потребностями. Эти  потребности могут быть удовлетворены  различными способами, и выбор средств  для их удовлетворения зависит от системы ценностей, принятой данной социальной общностью или обществом  в целом. Принятие определенной системы  ценностей способствует идентичности поведения членов общности. Воспитание и социализация направлены на то, чтобы  передать индивидам установленные  в данной общности образцы поведения  и способы деятельности.

Социальные институты  руководят поведением членов общности через систему санкций и наград. В социальном управлении и контроле институты играют весьма важную роль. Их задача сводится не только к принуждению. В каждом обществе существуют институты, осуществляющие гарантии свободы в определенных видах деятельности - свободу творчества и нововведений, свободу слова, права на получение определенной формы и величины дохода, на жилье и бесплатное медицинское обслуживание и т. д. Например, литераторы и артисты имеют гарантированную свободу творчества, поиска новых художественных форм; ученые и специалисты обязываются исследовать новые проблемы и осуществлять поиск новых технических решений и т. д. Социальные институты могут быть охарактеризованы с точки зрения как их внешней, формальной («материальной») структуры, так и внутренней, содержательной.

Внешне социальный институт выглядит, как уже было отмечено выше, как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными  средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию. С содержательной стороны - это определенная система  целесообразно ориентированных  стандартов поведения определенных лиц в конкретных ситуациях. Так, если юстиция как социальный институт внешне может быть охарактеризована как совокупность лиц, учреждений и  материальных средств осуществляющих правосудие, то с содержательной точки  зрения - это совокупность стандартизированных  образцов поведения правомочных  лиц, обеспечивающих данную социальную функцию. Указанные стандарты поведения  воплощаются в определенных ролях, характерных для системы юстиции (роль судьи, прокурора, адвоката, следователя  и т. д.).

Важнейшими социальными  институтами являются политические. С их помощью устанавливается  и поддерживается политическая власть. Экономические институты обеспечивают процесс производства и распределения  благ и услуг. Семья также один из важных социальных институтов. Ее деятельность (отношения между родителями, родителями и детьми, методы воспитания и т. д.) определяется системой правовых и  иных социальных норм. Наряду с этими  институтами существенное значение имеют и такие социально-культурные институты, как система образования, здравоохранение, социальное обеспечение, культурно-воспитательные учреждения и т. д. Все еще заметную роль в  обществе продолжает играть институт религии.

Каждый социальный институт характеризуется:

  1. наличием цели своей деятельности;
  2. набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института;
  3. конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели.

Социальные институты  отличаются друг от друга своими функциональными  качествами:

1) Экономическо-социальные  институты - собственность, обмен,  деньги, банки, хозяйственные объединения  различного типа - обеспечивают всю  совокупность производства и  распределения общественного богатства,  соединяя, вместе с тем, экономическую  жизнь с другими сферами социальной  жизни.

2) Политические институты  - государство, партии, профсоюзы  и другого рода общественные  организации, преследующие политические  цели, направленные на установление  и поддержание определенной формы  политической власти. Их совокупность  составляет политическую систему  данного общества. Политические  институты обеспечивают воспроизводство  и устойчивое сохранение идеологических  ценностей, стабилизируют доминирующие  в обществе социально-классовые  структуры.

3) Социокультурные и воспитательные  институты ставят целью освоение  и последующее воспроизводство  культурных и социальных ценностей,  включение индивидов в определенную  субкультуру, а также социализацию  индивидов через усвоение устойчивых  социокультурных стандартов поведения  и, наконец, защиту определенных  ценностей и норм.

4) Нормативно-ориентирующие  - механизмы морально-этической ориентации  и регуляции поведения индивидов.  Их цель - придать поведению и  мотивации нравственную аргументацию, этическую основу. Эти институты  утверждают в сообществе императивные  общечеловеческие ценности, специальные  кодексы и этику поведения.

5) Нормативно-санкционирующие  - общественно-социальную регуляцию  поведения на основе норм, правил  и предписаний, закрепленных в  юридических и административных  актах. Обязательность норм обеспечивается  принудительной силой государства  и системой соответствующих санкций.

6) Церемониально-символические  и ситуационно-конвенциональные  институты. Эти институты основаны  на более или менее длительном  принятии конвенциональных (по договору) норм, их официальном и неофициальном закреплении. Эти нормы регулируют повседневные контакты, разнообразные акты группового и межгруппового поведения. Они определяют порядок и способ взаимного поведения, регламентируют методы передачи и обмена информацией, приветствия, обращения и т. д., регламент собраний, заседаний, деятельность каких-то объединений.

Социальные институты - это  организованные объединения людей, выполняющих определенные социально  значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемых  членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.

Каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей  деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой  цели, набором социальных позиций  и ролей, типичных для данного  института.

 

 

  1. Религия как социальный институт

 

 

Исходным пунктом объективного социологического анализа религии  должно быть понимание ее как социокультурного института. Такой подход к изучению религии, которая совмещает в  себе черты культурной системы, то есть определяет сферу значений, символов и ценностей, относящихся к фундаментальным  аспектам человеческого бытия, и  вместе с тем функционирует в  обществе в качестве самостоятельного социального института (социальной подсистемы) в тесной связи с другими  социальными институтами, позволяет  с максимальной полнотой и объективностью выяснить и проанализировать уникальную роль религии в человеческой истории, в жизни современного общества. Отсюда проистекает вторая методологическая особенность социологического анализа  религии, заключающаяся в том, что  при исследовании ее функций как  социального института необходимо уделить особое внимание тем из них, которые относятся к культурной системе общества, то есть связаны  с ценностно-нормативными аспектами. И наконец, третья характерная методологическая особенность социологического анализа  религии состоит в том, чтобы  учитывать позицию личности, точку  зрения актера, то есть самого действующего лица (верующего), без чего трудно уяснить  в полной мере значение религиозного опыта, религиозных чувств и настроений верующих. Этот момент также чрезвычайно  важен, ибо чисто внешнее, объективное  наблюдение и изучение религии ведет, с одной стороны, к ложной дилемме "религия-наука", а с другой стороны, заведомо сужает культурологическое, мировоззренческое значение религии.

Имеющийся на сегодня эмпирический материал, накопленный социологией  религии за вековую историю своего существования, дает основание предположить в качестве наиболее существенных черт религии связь религиозного опыта  и практики с "предельными, конечными  условиями человеческого существования", к числу которых принято относить такие фундаментальные события, как рождение и смерть человека, смысл его пребывания на земле, многочисленные страдания и переживания, добро  и зло и другие драматические  моменты. Социологи полагают, что  возникновение и существование  религии во всех без исключения обществах  как раз и объясняются стремлением  человечества не только найти ответы на эти фундаментальные проблемы собственного бытия, но и вместе с  тем сформировать сознание и чувства верующих людей таким образом, чтобы они обрели уверенность и нашли моральную опору и утешение в религиозной деятельности.

Как отмечает известный американский специалист в области социологии религии Р.Белла это опыт смерти, зла и страданий, что приводит к постановке глубоких вопросов о смысле всего этого, на которые не дают ответа повседневные категории причины и следствия. Религиозные символы предлагают осмысленный контекст, в котором этот опыт может быть объяснен благодаря помещению его в более грандиозную Мировоззренческую структуру, и представлению эмоционального утешения, пусть даже это будет утешением самоотреченности. Однако религия, по мнению Р.Белла, не является только средством преодоления тоски и отчаяния. Скорее всего, она представляет собой символическую модель, формирующую человеческий опыт - как познавательный, так и эмоциональный. Что делать и что думать, когда отказывают другие способы решения проблемы - вот сфера религии.

Р.Белла отмечает такую  существенную деталь религии, как ее обращенность к самым общим проблемам  человеческого бытия: она основывается не на конкретном чувственном опыте  отдельного человека, а включает в  себя обобщенные, символические характеристики бытия. Поэтому, как и любая другая система ценностей, религия обладает обобщенным, рефлексирующим содержанием. Эта особенность религиозных  идей и символов придает им особый авторитет и власть над людьми, способствуя интеграции и консолидации общества. Итак, можно заключить, что  религиозный опыт и религиозный  символизм внутренне присущи  мировоззрению и сознанию человека.

Что касается социологического определения религии, то вышеприведенные  рассуждения дают основание отнести  ее к одному из главных компонентов  культурной системы, связанной с  фундаментальными, жизненно важными  для общества ценностями, определяющими  смысловое содержание человеческих действий. Популярное в западной социологии толкование религии определяет ее как институционализированную систему верований, символов, ценностей и практик, которые обеспечивают группу людей решением вопросов, относящихся к сфере предельных категорий человеческого бытия. Сходное с этим определение религии дает и Р.Белла в своей известной работе: за пределами веры, отождествляя ее с набором символических форм и действий, которые соотносят человека с конечными условиями его существования. Следовательно, наиболее существенная черта религии, религиозных символов и действий, заключается в их соотнесенности с конечными условиями человеческого существования - рождением и смертью человеческого существа, его жизненными трагедиями, бесконечностью окружающего мира и др. Именно этот смыслообразующий компонент религии дает основание рассматривать ее в качестве центрального компонента культурной системы, ибо проблема решения смысла «конечных условий человеческого существования» встает перед любым обществом на любой ступени его развития, независимо от типа общественного устройства.

Информация о работе Социальный институт религии