Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 14:56, контрольная работа
Целью данной работы является систематизация, накопление знаний о религии как о социальном институте.
Задачи контрольной работы:
- изучение понятия социального института, его характерных черт;
- рассмотрение религии как социального института.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
1. Понятие социального института………………………………………5
2. Религия как социальный институт…………………………………….9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………....15
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Социология»
на тему: «Социальный институт религии»
Ижевск 2011
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………....15
Введение
Религия как явление, присущее человеческому обществу на протяжении всей его истории и охватывающее до настоящего времени подавляющую часть населения земного шара, оказывается тем не менее областью недоступной и по меньшей мере непонятной для очень многих людей.
Религия - это своеобразное поведение (культ), мировоззрение и мироощущение, основанное на вере в сверхъестественное, недоступное пониманию человека. Религия является необходимым составным элементом общественной жизни, в том числе духовной культуры общества. Она выполняет в обществе ряд важных социокультурных функций. Одной из таких функций религии является мировоззренческая, или смыслополагающая. В религии как форме духовного освоения мира, осуществляется мысленное преобразование мира, его организация в сознании, в ходе, которой вырабатывается определенная картина мира, нормы, ценности, идеалы и другие компоненты мировоззрения, определяющие отношение человека к миру и выступающие в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.
Целью данной работы является систематизация, накопление знаний о религии как о социальном институте.
Задачи контрольной работы:
- изучение понятия социального
института, его характерных
- рассмотрение религии как социального института.
При изучении темы и написании работы были использованы следующие источники:
Социальные институты (от лат. institutum - установление, учреждение) - это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей.
Термин "социальный институт"
употребляется в самых
Выделяют следующие виды социальных институтов: экономика, политика, религия, мораль, искусство, семья, наука, образование и т.д.
Социальные институты выполняют в обществе функции социального управления и социального контроля как одного из элементов управления.
Социальный контроль дает возможность обществу и его системам обеспечить соблюдение нормативных условий, нарушение которых наносит ущерб социальной системе. Основными объектами такого контроля являются правовые и моральные нормы, обычаи, административные решения и т. п. Действие социального контроля сводится, с одной стороны, к применению санкций в отношении поведения, нарушающего социальные ограничения, с другой - к одобрению желательного поведения. Поведение индивидов обусловлено их потребностями. Эти потребности могут быть удовлетворены различными способами, и выбор средств для их удовлетворения зависит от системы ценностей, принятой данной социальной общностью или обществом в целом. Принятие определенной системы ценностей способствует идентичности поведения членов общности. Воспитание и социализация направлены на то, чтобы передать индивидам установленные в данной общности образцы поведения и способы деятельности.
Социальные институты
руководят поведением членов общности
через систему санкций и
Внешне социальный институт
выглядит, как уже было отмечено
выше, как совокупность лиц, учреждений,
снабженных определенными материальными
средствами и осуществляющих конкретную
социальную функцию. С содержательной
стороны - это определенная система
целесообразно ориентированных
стандартов поведения определенных
лиц в конкретных ситуациях. Так,
если юстиция как социальный институт
внешне может быть охарактеризована
как совокупность лиц, учреждений и
материальных средств осуществляющих
правосудие, то с содержательной точки
зрения - это совокупность стандартизированных
образцов поведения правомочных
лиц, обеспечивающих данную социальную
функцию. Указанные стандарты поведения
воплощаются в определенных ролях,
характерных для системы
Важнейшими социальными
институтами являются политические.
С их помощью устанавливается
и поддерживается политическая власть.
Экономические институты
Каждый социальный институт характеризуется:
Социальные институты отличаются друг от друга своими функциональными качествами:
1) Экономическо-социальные
институты - собственность, обмен,
деньги, банки, хозяйственные
2) Политические институты
- государство, партии, профсоюзы
и другого рода общественные
организации, преследующие
3) Социокультурные и
4) Нормативно-ориентирующие
- механизмы морально-этической
5) Нормативно-санкционирующие
- общественно-социальную
6) Церемониально-символические
и ситуационно-
Социальные институты - это организованные объединения людей, выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемых членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.
Каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института.
Исходным пунктом объективного
социологического анализа религии
должно быть понимание ее как социокультурного
института. Такой подход к изучению
религии, которая совмещает в
себе черты культурной системы, то есть
определяет сферу значений, символов
и ценностей, относящихся к фундаментальным
аспектам человеческого бытия, и
вместе с тем функционирует в
обществе в качестве самостоятельного
социального института (социальной
подсистемы) в тесной связи с другими
социальными институтами, позволяет
с максимальной полнотой и объективностью
выяснить и проанализировать уникальную
роль религии в человеческой истории,
в жизни современного общества. Отсюда
проистекает вторая методологическая
особенность социологического анализа
религии, заключающаяся в том, что
при исследовании ее функций как
социального института
Имеющийся на сегодня эмпирический
материал, накопленный социологией
религии за вековую историю своего
существования, дает основание предположить
в качестве наиболее существенных черт
религии связь религиозного опыта
и практики с "предельными, конечными
условиями человеческого
Как отмечает известный американский специалист в области социологии религии Р.Белла это опыт смерти, зла и страданий, что приводит к постановке глубоких вопросов о смысле всего этого, на которые не дают ответа повседневные категории причины и следствия. Религиозные символы предлагают осмысленный контекст, в котором этот опыт может быть объяснен благодаря помещению его в более грандиозную Мировоззренческую структуру, и представлению эмоционального утешения, пусть даже это будет утешением самоотреченности. Однако религия, по мнению Р.Белла, не является только средством преодоления тоски и отчаяния. Скорее всего, она представляет собой символическую модель, формирующую человеческий опыт - как познавательный, так и эмоциональный. Что делать и что думать, когда отказывают другие способы решения проблемы - вот сфера религии.
Р.Белла отмечает такую существенную деталь религии, как ее обращенность к самым общим проблемам человеческого бытия: она основывается не на конкретном чувственном опыте отдельного человека, а включает в себя обобщенные, символические характеристики бытия. Поэтому, как и любая другая система ценностей, религия обладает обобщенным, рефлексирующим содержанием. Эта особенность религиозных идей и символов придает им особый авторитет и власть над людьми, способствуя интеграции и консолидации общества. Итак, можно заключить, что религиозный опыт и религиозный символизм внутренне присущи мировоззрению и сознанию человека.
Что касается социологического определения религии, то вышеприведенные рассуждения дают основание отнести ее к одному из главных компонентов культурной системы, связанной с фундаментальными, жизненно важными для общества ценностями, определяющими смысловое содержание человеческих действий. Популярное в западной социологии толкование религии определяет ее как институционализированную систему верований, символов, ценностей и практик, которые обеспечивают группу людей решением вопросов, относящихся к сфере предельных категорий человеческого бытия. Сходное с этим определение религии дает и Р.Белла в своей известной работе: за пределами веры, отождествляя ее с набором символических форм и действий, которые соотносят человека с конечными условиями его существования. Следовательно, наиболее существенная черта религии, религиозных символов и действий, заключается в их соотнесенности с конечными условиями человеческого существования - рождением и смертью человеческого существа, его жизненными трагедиями, бесконечностью окружающего мира и др. Именно этот смыслообразующий компонент религии дает основание рассматривать ее в качестве центрального компонента культурной системы, ибо проблема решения смысла «конечных условий человеческого существования» встает перед любым обществом на любой ступени его развития, независимо от типа общественного устройства.