Социальных проблем одиноких пожилых людей

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 06:04, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является выявление социальных проблем одиноких пожилых людей, а также внедрение новых технологий социальной работы с данной категорией граждан.

Задача социальных работников и близких людей сводится к оказанию одинокому пожилому человеку по мере возможности, со знанием и пониманием геронтопсихологии материальной и моральной поддержки и уважения.

Ритм старения существенно зависит от образа жизни пожилых людей (как правило, пенсионеров), их положения в семье, уровня жизни, условий труда, социальных и психологических факторов.

Содержание

Введение 3

1. Социальные проблемы одиноких пожилых людей………………………….. 5

1.1 Социальный статус человека в старости……………………………………... 5

1.2 Одиночество людей пожилого возраста, как социальная проблема……….. 8

2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И НЕОБХОДИМОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ

НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАКТИКУ СОЦИАЛЬНОГО

ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА В СЕЛЕ

НЕКРАСОВКА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ 13

2.1 Анализ эффективности работы и региональная инновационная модель организации социального обслуживания пожилых людей в селе Некрасовка13

2.2 Новые технологии социального обслуживания граждан пожилого возраста в селе Некрасовка 21

Заключение 26

Список использованных источников 28

Работа содержит 1 файл

Курсовая.rtf

— 250.24 Кб (Скачать)

     В первую очередь граждане пожилого возраста формируют устойчивый спрос на социальные услуги. В обозримом будущем он будет возрастать.[1] Структура спроса на социальные услуги постепенно меняется, необходимыми становятся дорогостоящие услуги по постоянному постороннему уходу на дому, социально-медицинские услуги, услуги сиделок. Заметно растет спрос на места в защищенных жилищах.

     Это объясняется наличием групп пожилых людей с особыми потребностями: инвалидов пожилого возраста, лиц старше 70 лет, долгожителей (от 100 лет и старше), одиноких длительно болеющих пожилых людей, пожилых жителей отдаленных сельских районов.1

     Десятилетие реформ принесло значительные достижения в области социального обслуживания населения пожилого возраста: право на социальное обслуживание в Российской Федерации установлено законодательно, социальные службы развиваются ускоренно, имеются учреждения социального обслуживания населения различных типов, финансовое, материально-техническое, кадровое обеспечение их деятельности постоянно улучшается, совершенствуются применяемые технологии социального обслуживания, постепенно внедряются методы индивидуальной оценки нуждаемости в помощи и социальных услугах, расширяется участие негосударственных структур в этой деятельности.

     Особенность именно российской ситуации в том, что равно востребованными пожилым населением в Хабаровском крае являются и стационарное, и нестационарное социальное обслуживание, а полустационарные формы социального обслуживания часто оказываются наиболее приемлемыми в социальном плане и экономически эффективными.

     В Хабаровском крае в стационарных учреждениях социального обслуживания постоянно проживают примерно 0,7-0,8 процента общей численности граждан пожилого возраста.

     Численность лиц, обслуженных на дому в селе Некрасовка Хабаровского края специализированными отделениями социально-медицинского обслуживания - растет.2 Однако этот показатель нестабилен, а заявленная потребность в социально-медицинских услугах на дому, очевидно, ниже, чем реальный «скрытый» спрос на них.

     Предстоит наращивать одновременно количественные и качественные показатели социального обслуживания, полнее учитывать дифференциацию доходов потребителей социальных услуг, принять меры, направленные на реальное создание рынка социальных услуг, когда предложение социальных услуг исходит не только от государственных и муниципальных структур. Это тесно связано с задачей защиты прав пожилых людей как потребителей услуг и введения института независимого контроля.

     На первый план выходит задача повышения качества предоставляемых социальных услуг, что связывается с преодолением различий качественных показателей социального обслуживания, характерных для села.

     Одновременно не прекращается поиск новых подходов к обеспечению высокого качества социального обслуживания, новых форм предоставления услуг, организации деятельности учреждений социального обслуживания.

     Благодаря активной политике в области социального обслуживания населения пожилого возраста (в том числе и одиноких граждан) создаются основы для инициативных действий и использования новых социальных технологий, в том числе проверенных на опыте других стран, с целью ускорения развития и повышения эффективности деятельности учреждений социального обслуживания.

     Внедрение инноваций оправдывается, если служит достижению конкретных приоритетных целей. В трансформирующемся обществе инновационный процесс способствует достижению практических результатов по таким приоритетам, как:

     - соблюдение прав и обеспечение безопасных условий для пожилых людей;

     - повышение качества жизни и сохранение самостоятельности в пожилом возрасте через предоставление социальных услуг;

     - оказание эффективной поддержки семьям, предоставляющим пожилым людям семейный уход;

     - налаживание партнерства на всех уровнях.

     Применение новых технологий социального обслуживания граждан пожилого возраста получает все более широкое распространение в связи с утверждающимся единым нравственно-этическим стандартом отношения к пожилому человеку, основанному на уважении к нему.

     Четко формулируется и становится всеобщим достоянием базовый принцип современного социального обслуживания - ориентация на индивидуальную оценку потребностей клиента, более совершенный механизм предоставления социальных услуг на основе индивидуальных планов, участие самих пожилых людей в планировании деятельности социальных служб.

     Система разработки и внедрения новых технологий социального обслуживания пожилых людей на дому включает:

     - проведение исследований по изучению потребностей пожилых людей в социальных услугах;

     - изучение социальных и экономических возможностей учреждений социальной сферы, предоставляющих услуги;

     - разработку новых моделей работы по удовлетворению потребностей клиентов пожилого возраста;

     - обучение кадров, в том числе специалистов по социальной работе, и руководящих работников социальной сферы;

     - мониторинг и корректировку «работающей» модели с учетом опыта, полученного в ходе ее применения.

     В селе рационализирована деятельность социальных работников. Внедряется, и притом весьма успешно, новая система командной работы по осуществлению ухода на дому. Предоставляемые услуги в большей степени соответствуют индивидуальным потребностям человека, стали более разнообразными и эффективными.

     Регулярно проводятся опросы с помощью анкет, которые дают информацию о том, насколько клиенты удовлетворены переменами в обслуживании и как оценивают его эффективность. На большие потенциальные возможности этой программы обратили внимание все организаторы социального обслуживания пожилых людей и эксперты, проекта. 

     2.2 Новые технологии социального обслуживания граждан пожилого возраста в селе Некрасовка 

     Минтруд России и органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации активно постоянно работают над укреплением существующих и развитием инновационных форм социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов: включая геронтологические, геронтопсихиатрические, реабилитационные центры, дома (отделения) милосердия, учреждения социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий, специализированные отделения социально-медицинского обслуживания на дому, социально-оздоровительные центры, специальные жилые дома для одиноких престарелых, социальные квартиры.

     Геронтологические центры - новый тип учреждений социального обслуживания для граждан пожилого возраста, где предоставляется гериатрическая помощь. Необходимость их создания вызвана ростом численности граждан престарелого возраста и долгожителей, нуждающихся в усиленном медицинском уходе.

     В настоящее время в целях совершенствования деятельности геронтологических центров Департамент по делам ветеранов, пожилых людей и приема населения Минтруда России, обеспечивая организационно-методическую работу и поддержку в укреплении материально-технической база этих учреждений, подготавливает для органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации методические рекомендации по организации деятельности названных центров. В развивающиеся центры комплексно поставляется современное медицинское, технологическое и реабилитационное оборудование по федеральной целевой программе «Старшее поколение».

     Все большую роль в оказании помощи пенсионерам играют центры социального обслуживания. Однако в результате совершенствования системы видов и форм социального обслуживания, включающих комплекс услуг (медицинских, коммунальных, торговых и других), предоставляемых гражданам пожилого возраста, характерной чертой центров стала их многопрофильность.

     В Хабаровском крае селе Некрасовка созданы бригады социальных работников по выращиванию огородной продукции. Центр социального обслуживания населения заключает соглашения с гражданами, состоящими на надомном обслуживании, на выращивание на их земельных приусадебных участках огородной продукции. Часть собранного урожая выдается малообеспеченным гражданам в качестве материальной помощи, а часть реализовывается предприятиям общественного питания. Средства, вырученные от продажи, также направляются на оказание материальной помощи малообеспеченным пенсионерам.

     Все большую роль в поддержке одиноких пожилых граждан играют специальные дома для одиноких престарелых с комплексом служб социально-бытового назначения, которые являются перспективной моделью структуры жизнеобеспечения пожилых людей в условиях нарастания численности пожилого населения. В каждом четвертом специальном доме созданы социально-бытовые службы.

     Учитывая необходимость предоставления адресной, оперативной помощи, максимально приближенной гражданам, которые проживают в удаленных сельских населенных пунктах, органы социальной защиты населения активно развивают разнообразные модели мобильной социальной службы. Целесообразность такой формы социального обслуживания все более подтверждается на практике. Для многих ветеранов и инвалидов крайне затруднено обращение в лечебные, правоохранительные и другие социально значимые учреждения, в том числе предоставляющие бытовые и торговые услуги населению. Обслуживание мобильной социальной службой обходится людям как минимум вдвое дешевле, чем по сложившимся тарифам на транспортные и другие услуги в данной местности.

     Поиск новых социальных технологий, повышающих доступность социальных услуг населению в современных социально-экономических условиях, привел к идее создания межведомственных центров по решению социальных вопросов при муниципальных органах самоуправления в форме сельских мини-центров.

     Практически во всем Хабаровском крае созданы учреждения и отделения социальной помощи для лиц без определенного места жительства. Действуют специальные дома-интернаты для престарелых и инвалидов,1 в которых находятся граждане пожилого возраста и инвалиды без определенного места жительства, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию и добровольно согласившиеся проживать в стационарных учреждениях социального обслуживания.

     Сегодня в Хабаровском крае насчитывается 250 тысяч пенсионеров по возрасту, которые получают более 18 видов льгот - по услугам ЖКХ, связи, общественного транспорта, лекарственному обеспечению и санаторно-курортному лечению. Многие из них получают также краевые и городские компенсационные выплаты и адресную материальную помощь. Правом на предоставление таких льгот в среднем ежемесячно пользуются более 86 тысяч пожилых хабаровчан.

     С начала текущего года на социальную поддержку пожилых людей в городе из всех источников было израсходовано 934 миллиона рублей, в том числе из бюджета Хабаровска - 312,8 миллиона рублей.

     В Хабаровском крае также создана сеть учреждений, обеспечивающих различные формы социального обслуживания пожилых граждан. 
Сегодня в крае проживают 250 тысяч граждан преклонного возраста, среди них - 34 тысячи - ветераны войны, свыше 125 тысяч - ветераны труда. И все они, как никто другой, заслуживают особого уважения и внимания.

     Под особым контролем у краевого правительства находится обеспечение жильем участников Великой Отечественной войны. К 60-летию Победы сданы в эксплуатацию дома и квартиры для ветеранов - в г.Хабаровске, п.Переяславке, г.Вяземском. Всего в крае построены и действуют 11 специальных домов для ветеранов с набором социальных услуг, в которых проживают около 1 тысячи ветеранов войны и труда. Более 3 тысяч пожилых граждан живут в стационарных учреждениях социального обслуживания и домах-интернатах, где им оказываются поддержка и помощь.

     В целом сложившаяся социальная политика в крае направлена на улучшение медицинского, бытового, транспортного обслуживания пожилых граждан, улучшение их жилищных условий, обеспечение социальных услуг и гарантий, создание условий для их общественной и творческой деятельности.

     16 стационарных учреждений социального обслуживания пожилых граждан в Хабаровском крае не могут вместить всех нуждающихся. Очередь в стационары соцобслуживания движется очень медленно, и порой людям приходится ждать места по несколько лет. В настоящее время 450 человек стоят на очереди.

     Также многие из подобных учреждений, особенно находящиеся в отдаленных от центра населенных пунктах, не приспособлены для проживания инвалидов. В результате этих и других (в том числе, технических) проблем, часто в таких учреждениях не соблюдаются нормы жилплощади, не хватает мебели и так далее. Стоимость суточного питания на человека в среднем составляет всего 74 рубля. Также, из-за низкой заработной платы и отсутствия социального пакета подобные учреждения укомплектованы персоналом всего на 67%.

Информация о работе Социальных проблем одиноких пожилых людей