Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 06:04, курсовая работа
Целью работы является выявление социальных проблем одиноких пожилых людей, а также внедрение новых технологий социальной работы с данной категорией граждан.
Задача социальных работников и близких людей сводится к оказанию одинокому пожилому человеку по мере возможности, со знанием и пониманием геронтопсихологии материальной и моральной поддержки и уважения.
Ритм старения существенно зависит от образа жизни пожилых людей (как правило, пенсионеров), их положения в семье, уровня жизни, условий труда, социальных и психологических факторов.
Введение 3
1. Социальные проблемы одиноких пожилых людей………………………….. 5
1.1 Социальный статус человека в старости……………………………………... 5
1.2 Одиночество людей пожилого возраста, как социальная проблема……….. 8
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И НЕОБХОДИМОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ
НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАКТИКУ СОЦИАЛЬНОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА В СЕЛЕ
НЕКРАСОВКА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ 13
2.1 Анализ эффективности работы и региональная инновационная модель организации социального обслуживания пожилых людей в селе Некрасовка13
2.2 Новые технологии социального обслуживания граждан пожилого возраста в селе Некрасовка 21
Заключение 26
Список использованных источников 28
Старость в реальной жизни - это зачастую такой период, когда необходима помощь и поддержка, чтобы выжить. Такова основная дилемма. Чувство собственного достоинства, независимость и помощь, мешающая осуществлению этих чувств, приходят к трагическому противоречию. Возможно в конце концов придется отказаться от своей независимости, самостоятельности, ведь продление жизни - достаточная награда за такой отказ.
Есть еще другой аспект одиночества, жертвой которого становятся чаще мужчины, чем женщины. Это одиночество, наступающее в результате склада интеллектуальной активности, наряду со снижением физической. Женщины не только живут дольше, чем мужчины, но и в целом меньше поддаются воздействию старения. Пожилым женщинам, как правило, легче удается уйти с головой в хозяйство, чем мужчинам: «трудолюбивой пчелке некогда печалиться». Большинство пожилых женщин способны окунуться в мелочи домашнего хозяйства чаще, чем большинство пожилых мужчин. С уходом на пенсию количество дел у мужчин уменьшается, зато количество дел у его жены заметно увеличивается. В то время как мужчина пенсионер теряет свою роль «добытчика» средств существования, женщина никогда не расстается с ролью домашней хозяйки. С уходом на пенсию мужа женщина сокращает денежные расходы на ведение домашнего хозяйства, ее здоровье ухудшается и снижается жизненная энергия.
Бремя забот, ложащееся на плечи пожилых женщин, усиливается по мере традиционной возрастной дифференциации между супругами. Кроме забот о своем здоровье многие пожилые женщины принимают на себя заботу и о здоровье своего мужа, и даже в еще большей степени по мере старения. Женщина возвращается «назад, к роли матери», теперь уже по отношению к мужу. Теперь, в ее обязанности входят следить за тем, чтобы он вовремя посещал врача, следить за его диетой, лечением и корректировать его деятельность. Поэтому брак более выгоден для старых мужчин, чем для женщин.
И так, женщины меньше подвержены одиночеству, так как у них в среднем больше социальных ролей, чем у мужчин.
По проведенным исследованиям овдовевшие мужчины более одиноки, чем мужчины, состоящие в браке, а среди женщин, состоящих в браке и овдовевших, не обнаружено существенного различия в ощущении одиночества.1 Мужчины и женщины, состоящие в браке, менее подвержены чувству одиночества, чем люди, живущие одни; но опять же такое влияние больше испытывали мужчины, чем женщины. Одинокие мужчины принадлежали к группе наиболее страдающих от одиночества людей; мужчины, состоящие в барке, относились наименее подверженных чувству одиночества людей, женщины состоящие в браке, а также живущие одни, занимали промежуточное положение между первыми двумя группами. Такие данные частично объясняются различием в организации свободного времени у мужчин и женщин пожилого возраста. Результаты показали, что две третьи одиноких мужчин, занимаются делами, вязанными с уединением, тогда как свыше две трети одиноки женщин посвящают свободное время различного рода социальной деятельности.
Проведенные исследования социологов показали, что большинство пожилых людей (56%) проживают вместе с детьми, причем в 45% таких семей есть внуки, 59% пенсионеров имеют супруга (супругу). Одинокие составляют 13%. Если среди опрошенных пенсионеров чувство одиночества как реальный факт отмечают 23%, то для одиноких этот показатель - 38%.1 Наша исследоание также подтверждает этот факт.
При оказании помощи одиноким необходимо учитывать многообразие факторов, приводящих к одиночеству. Дружеские связи, социальное окружение и индивидуальная деятельность представляют собой альтернативу медицинскому вмешательству для оказания помощи одиноким.
Помощь одиноким людям иногда должна состоять в том, чтобы изменить ситуацию, а не личность.
В решении проблемы одиночества важное значение приобретают системы социальной реабилитации и социальной помощи престарелым. Социальная реабилитация представляет собой комплекс социально экономических, медицинских, юридических, профессиональных и других мер, направленных на обеспечение необходимых условий и возвращение этой группы населения к достойной жизни в обществе.
В целом по России около полутора миллионов граждан старших возрастов нуждаются в постоянной посторонней помощи. По данным выборочных обследований, одинокие граждане и одинокие супружеские пары, в которых оба являются престарелыми и могут нуждаться в социальном обслуживании составляют до 69%. Изучение нуждаемости обследованных нетрудоспособных граждан в различных видах помощи свидетельствует о том, что более 78% из них нуждаются в медико-социальной помощи, около 80% - в услугах социально-бытового назначения.1
Тенденции к прогрессирующему нарастанию одиночества в пожилом и старческом возрасте в настоящее время и в будущем обостряют эту проблему, делают важным углубленное ее исследование силами не только медиков, но и социологов, демографов, экономистов, психологов.
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И НЕОБХОДИМОСТЬ
ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАКТИКУ
СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПОЖИЛОГО
ВОЗРАСТА В СЕЛЕ НЕКРАСОВКА ХАБАРОВСКОГО
КРАЯ
2.1
Анализ эффективности работы и региональная
инновационная модель организации социального
обслуживания пожилых людей в селе Некрасовка
Анализ положения граждан пожилого возраста и инвалидов свидетельствует о том, что они являются наиболее социально незащищенными категориями населения, нуждающимися в особом внимании и социальной защите со стороны государства. Почти в один день большая часть граждан пожилого возраста потеряла все свои сбережения, которые откладывались в течение всей жизни и сберегались "на достойную старость и достойные похороны".
Обесцененными оказались все достижения их прошедшей жизни: идеалы их молодости и зрелости признаны ложными, а сами они не только потеряли уважение молодого поколения, но, как постоянно внушается, представляют "обузу для трудового населения".[1]
В связи с этим, главной задачей учреждений социальной защиты, особенно центров социального обслуживания (ЦСО), стало поддержание активного образа жизни старшего поколения, оказание им разносторонней социально-бытовой и психологической помощи, обеспечения участия в посильной трудовой деятельности.
Нестационарные формы социального обслуживания созданы для оказания социальной помощи и обслуживания пожилых людей, предпочитающих оставаться в привычной для них домашней среде. Среди нестационарных форм социального обслуживания на первое место следует поставить социальное обслуживание на дому.
Эта форма социального обслуживания впервые была организована в 1987г. и сразу же получила широкое признание со стороны пожилых граждан. В настоящее время - это один из основных видов социального обслуживания в ЦСО, главная цель которого максимально продлить пребывание людей пожилого возраста в привычной для них среде обитания, поддержать их личностный и социальный статус, защитить их права и законные интересы.
Отделения социального обслуживания (ОСО) осуществляют свою деятельность в соответствии с Территориальным перечнем гарантированных государством социальных услуг. Перечень гарантирует предоставление следующих услуг:
- покупка и доставка на дом продуктов питания, горячих обедов;
- помощь в приготовлении пищи;
- покупка и доставка на дом промышленных товаров первой необходимости;
- содействие в организации ремонта и уборки жилых помещений;
- содействие в оплате жилья и коммунальных услуг;
- сдача вещей в стирку, химчистку, ремонт и обратная их доставка;
- обеспечение ухода с учетом состояния здоровья;
- содействие в оказании медицинской помощи в объеме базовой программы целевых программ и территориальных программ обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации, целевых программ и территориальных программ обязательного медицинского страхования, оказываемой государственными и муниципально - профилактическими учреждениями;
- содействие в обеспечении по заключению врачей лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения;
- оказание психологической помощи;
- посещение в стационарных учреждениях здравоохранения в целях оказания морально-психологической поддержки;
- содействие в госпитализации, сопровождение нуждающихся в лечебно-профилактические учреждения.
Обслуживание на дому, производится бесплатно, в основном вышеперечисленные услуги предоставляются одиноким престарелым гражданам, одиноким супружеским парам или одинокопроживающим гражданам, близкие родственники которых по объективным причинам не в состоянии осуществлять за ними уход.
В итоге, к основным видам деятельности отделения можно отнести:
- организация и выявление в зоне обслуживания малоимущих граждан, нуждающихся в обслуживании на дому;
- оказание социально-бытовой, социально-медицинской и др. видов помощи;
- содействие в предоставлении льгот и преимуществ, установленных действующим законодательством.
В трудное время для нашей страны работа социальных служб должна сводиться не только в предоставлении обслуживаемым гражданам социально-бытовых услуг, но и в оказании социально-психологической помощи (выслушать, понять и дать совет, по возможности удовлетворить духовные потребности человека преклонного возраста). Потребность в общении данной категории населения являются для них крайне необходимым.
Исходя из опыта работы ЦСО, нам бы хотелось проанализировать трудности в работе отделения социального обслуживания на дому, что в свою очередь отражается на качестве обслуживания граждан.
Как правило, пригодность к работе с пожилыми гражданами и инвалидами на дому, прежде всего, определяется выносливостью и физической силой социального работника. Это объясняется тем, что деятельность работника отделения - очень тяжелый труд, связанный с большими физическими нагрузками. В настоящее время установлена норма предельно допустимых нагрузок для женщин при доставки продуктов на дом, в расчете на одного подопечного за одно посещение - до 7 кг.
Если социальный работник не превышает нормы, то за одно посещение он приносит при работе на одну (8 человек) - 56 кг, при работе на 1, ставки (12 человек) - 84 кг.
По последним нормативным документам социальный работник должен посещать своих подопечных не реже 2-3 раз в неделю. При желании или просьбе обслуживаемого лица посещение на дому может осуществляться 3 раза в неделю.[1]
Так социальный работник в течение полной рабочей недели приносит (при полной нагрузке) до 112 кг - при работе на одну ставку и до 168 кг - при работе на 1,5 ставки.
Перечень продуктов, которые заказывают обслуживаемые граждане, выглядит следующим образом: хлеб, молоко, крупа, овощи, мясо и т.д. По оценке объема приносимых продуктов можно сказать, что все и ассортимент зависит от материального достатка обслуживаемого лица, как правило, это получаемый размер пенсии, в более редких случаях дополнительная помощь близких и родственников. Но даже если пенсионеры и инвалиды, получат минимальный размер пенсии, все социальные услуги и доставка предметов первой необходимости как бы ложится на плечи социального работника.
Данную проблему можно было бы решить или облегчить работу сотрудников при следующих вариантах:
- в каждом центре социального обслуживания имелся в наличии автотранспорт и нормальная материально-техническая база для приобретения и обслуживания автотранспорта. На сегодняшний день из 110 центров, только 10 из них имеют машины, хотя по примерному штатному расписанию центра в каждом из структурных подразделений центра должен быть автотранспорт.
- в штатное расписание ввести ставку грузчика или добавить эту ставку, как внутреннее совмещение - водителю. Так как любая продуктовая, вещевая или гуманитарная помощь, предоставляемая в центр, разгружается с помощью сил работников центра.
Основными направлениями деятельности отделений срочной помощи являются:
- оказание вещевой помощи (одежда, обувь, постельное белье и т.п.);
- оказание продуктовой помощи (наборы продуктов или талоны на бесплатное питание);
- оказание гуманитарной помощи;
- оказание психологической помощи;
- проведение юридических консультаций по вопросам социальной защиты населения.
Одно из закономерных макроэкономических последствий старения как социально-демографического процесса - рост потребности в социальных услугах, влияющий на развитие системы социального обслуживания населения, определение объемов финансирования учреждений социального обслуживания в бюджетах субъектов Российской Федерации и местных бюджетах.
Информация о работе Социальных проблем одиноких пожилых людей