Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 15:39, контрольная работа
В любом современном обществе функционируют социальные группы и слои населения, а также национальные общности. Они взаимосвязаны друг с другом. Между ними существуют экономические, социальные, политические и духовные отношения. Их связи и отношения образуют социальную структуру общества.
Введение.…………………………………………………………...…………..………...…2
1. Социальные взаимодействия и социальная структура.
Теории социальной структуры.…………………………………………..………...…3
1.1. Социальные взаимодействия…...………………………………………..……3
1.2. Социальная структура………………………………………………………..…5
1.3. Теории социальной структуры.………………………..………………………6
2. Социальные статусы и роли…………………………………..………………………8
2.1. Социальный статус………………………………………………………………8
2.2.Социальная роль…………………………………………………………………10
3. Гетерогеннщсть и неравенство как базовые характеристики общества……….12
Заключение…………………………………………………………..……………………14
Список используемой литературы……………………………………….……………..15
когда
права и обязанности статуса
одного человека противоречат или мешают
выполнению прав и обязанностей другого.
Высокооплачиваемый
чиновник (высокий профессиональный
ранг) скорее всего будет обладателем
также высокого семейного ранга как человек,
обеспечивающий материальный достаток
семьи. Но отсюда автоматически не следует,
что у него будут высокие ранги в других
группах — среди друзей, родственников,
сослуживцев.
Хотя
статусы вступают в социальные отношения
не прямо, а только косвенно (через их носителей),
они главным образом определяют содержание
и характер социальных отношений.
Человек
смотрит на мир и относится
к другим людям в соответствии
со своим статусом. Бедные презирают
богатых, а богатые с пренебрежением относятся
к бедным. Владельцы собак не понимают
людей, любящих чистоту и порядок на газонах.
Профессиональный следователь, хотя и
бессознательно, делит людей на потенциальных
преступников, законопослушных и свидетелей.
Русский скорее проявит солидарность
с русским, чем с евреем или татарином,
и наоборот.
Политические,
религиозные, демографические, экономические,
профессиональные статусы человека
определяют интенсивность, продолжительность,
направленность и содержание социальных
отношений людей.
2.2.Социальная
роль
Роль
(франц. role) — образ,
воплощенный актером.
Социальная
роль — это поведение,
ожидаемое от того,
кто имеет определенный
социальный статус.
Социальные роли —
это совокупность
требований, предъявляемых
индивиду обществом,
а также действий, которые
должен выполнить человек,
занимающий данный статус
в социальной системе.
У человека может быть
множество ролей.
Статус
детей обычно подчинен взрослым, и
от детей ожидается почтительность
по отношению к последним. Статус
солдат отличен от статуса штатских; роль
солдат связана с риском и выполнением
присяги, чего нельзя сказать о других
группах населения. Статус женщин отличается
от статуса мужчин, и потому от них ожидают
иного поведения, чем от мужчин. Каждый
индивид может иметь большое число статусов,
и окружающие вправе ожидать от него исполнения
ролей в соответствии с данными статусами.
В этом смысле статус и роль — это две
стороны одного феномена: если статус
является совокупностью прав, привилегий
и обязанностей, то роль — действием в
рамках этой совокупности прав и обязанностей.
9
Социальная
роль состоит:
-из
ролевого ожидания (экспектации)
и
-исполнения
этой роли (игры).
Социальные
роли могут быть институционализированными
и конвенциональными.
Институционализированные:
институт брака, семьи (социальные
роли матери, дочери,
жены)
Конвенциональные:
принимаются по соглашению (человек
может отказаться принять их)
Нормы
культуры усваиваются в основном
через обучение ролям. Например, человек,
осваивающий роль военного, приобщается
к обычаям, нравственным нормам и законам,
характерным для статуса данной роли.
Только немногие нормы принимаются всеми
членами общества, принятие большинства
норм зависит от статуса той или иной личности.
То, что приемлемо для одного статуса,
оказывается неприемлемым для другого.
Таким образом, социализация как процесс
обучения общепринятым способам и методам
действий и взаимодействий является важнейшим
процессом обучения ролевому поведению,
в результате чего индивид действительно
становится частью общества.
Рассмотрим
некоторые определения
социальной роли:
фиксация отдельного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений;
функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию;
общественно необходимый вид деятельности и способ поведения личности, которые несут печать общественной оценки (одобрение, осуждение и т. д.);
поведение личности в соответствии с ее общественным статусом;
обобщенный способ выполнения определенной социальной функции, когда от человека ожидаются определенные действия;
устойчивый
стереотип поведения в
совокупность объективных и субъективных ожиданий (экспектаций), производных от социально-политической, экономической или какой-либо другой структуры общества;
социальная функция личности, соответствующая принятым представлениям людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений;
существующая в обществе система ожиданий относительно поведения индивида, занимающего определенное положение, в его взаимодействии с другими индивидами;
система специфических ожиданий по отношению к себе индивида, занимающего определенное положение, т. е. как он представляет модель своего собственного поведения во взаимодействии с другими индивидами;
открытое,
наблюдаемое поведение
представление о предписанном шаблоне поведения, которое ожидается и требуется от человека в данной ситуации;
предписанные действия, характерные для тех, кто занимает определенную социальную позицию;
набор
норм, определяющих, как должен вести
себя человек данного социального
положения.10
Таким
образом, социальная роль трактуется как
ожидание, вид деятельности, поведение,
представление, стереотип, социальная
функция и даже набор норм. Мы рассматриваем
социальную роль как функцию социального
статуса личности, реализуемую на уровне
общественного сознания в экспектациях,
нормах и санкциях в социальном опыте
конкретного человека.
Виды
социальных ролей
Виды
социальных ролей определяются разнообразием
социальных групп, видов деятельности
и отношений, в которые включена
личность. В зависимости от общественных
отношений выделяют социальные и
межличностные социальные роли.
Социальные
роли связаны с социальным статусом, профессией
или видом деятельности (учитель, ученик,
студент, продавец). Это стандартизированные
безличные роли, строящиеся на основе
прав и обязанностей, независимо от того,
кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические
роли: муж, жена, дочь, сын, внук... Мужчина
и женщина — это тоже социальные роли,
биологически предопределенные и предполагающие
специфические способы поведения, закрепленные
общественными нормами, обычаями.
Межличностные
роли связаны с межличностными отношениями,
которые регулируются на эмоциональном
уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый,
кумир семьи, любимый и т. д.).
В
жизни, в межличностных отношениях,
каждый человек выступает в какой-то
доминирующей социальной роли, своеобразном
социальном амплуа как наиболее типичном
индивидуальном образе, привычном для
окружающих. Изменить привычный образ
крайне трудно как для самого человека,
так и для восприятия окружающих его людей.
Чем более длительный период времени существует
группа, тем привычнее становятся для
окружающих доминирующие социальные роли
каждого участника группы и тем сложнее
изменить привычный для окружающих стереотип
поведения.
3.
Гетерогеннщсть и неравенство как базовые
характеристики общества
Гетерогенность
представляет собой
совокупность параметров,
демонстрирующих степень
разнородности, широкий
спектр оттенков общества.
Однако она, в отличии
от неравенства, не говорит
о различиях в ранге
индивидов, а лишь в
позициях. Таким образом,
по этим параметрам,
примерами которых могут
служить пол, национальность,
возраст, вероисповедание,
нельзя сказать ниже
или выше находится
индивид, занимающий
какую-либо позицию
в одной социальной
группе относительно
индивида в другой группе.11
Гетерогенность показывает, насколько устойчиво конкретное общество. Общество с низкой степенью гетерогенности (то есть многие параметры индивидов совпадают) является наиболее устойчивым.
Каждое
современное общество должно обладать
сложной внутренней структурой. Причиной
внутренней сложности общества следует
считать многообразие обычаев, верований,
интересов и установок, в соответствии
с которыми люди образуют группы в обществе.
Кроме того, люди, составляющие человеческое
общество, занимают определенное место
в социальных структурах, где позиции
и социальные статусы имеют свойство группироваться.
Например, такая группировка может осуществляться
по национальному признаку, имущественному
признаку.
Следовательно, общество
Изучение
неоднородности общества осуществляется
с помощью двух базовых характеристик
— гетерогенности и неравенства.
Гетерогенность
представляет собой совокупность показателей,
которые показывают степень пестроты,
разнородности общества, подчеркивают
богатство оттенков этого общества. Это
означает, что по этим показателям нельзя
сказать, выше или ниже находится индивид,
занимающий социальную позицию в группе,
по отношению к индивиду, занимающему
позицию в другой группе. Другими словами,
гетерогенность говорит нам только о различиях
в позициях индивидов, но не об их ранге.
Гетерогенность
описывается системой номинальных
параметров, иллюстрирующих систему
горизонтальной дифференциации человеческого
общества. Примерами номинальных параметров
могут быть пол, национальность, вероисповедание.
Все эти параметры являются номинальными
только в рамках данной культуры и в рамках
конкретного исторического периода. Так
в нынешней культуре, в современном обществе
нельзя сказать, что один человек выше
или ниже другого только потому, что у
него другая национальность или другой
пол. При употреблении понятия «гетерогенность»
всегда указывается тот номинальный параметр,
по которому производится разделение
людей в обществе.
Гетерогенность
показывает, насколько устойчиво
и непротиворечиво данное человеческое
общество. Общество с низкой степенью
гетерогенности (или однородное по
многим номинальным показателям) является
болеем устойчивым социальным образованием
по сравнению с обществом с высокой степенью
гетерогенности. Это объясняется самой
природой ингрупповых и аутгрупповых
отношений. Другими словами, люди стараются
поддерживать те группы, которые они считают
своими, и ставить их выше других групп.
Второй
базовой характеристикой
Неравенство закрепляется в
Показатели,
характеризующие неравенство, должны
обязательно отслеживаться и
оцениваться в каждом обществе. Это
необходимо делать по той причине, что
степень неравенства может
Превышение допустимой степени
неравенства приводит к
Информация о работе Социальные взаимодействия и социальная структура