Социальные взаимодействия и социальная структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 15:39, контрольная работа

Описание работы

В любом современном обществе функционируют социальные группы и слои населения, а также национальные общности. Они взаимосвязаны друг с другом. Между ними существуют экономические, социальные, политические и духовные отношения. Их связи и отношения образуют социальную структуру общества.

Содержание

Введение.…………………………………………………………...…………..………...…2


1. Социальные взаимодействия и социальная структура.

Теории социальной структуры.…………………………………………..………...…3

1.1. Социальные взаимодействия…...………………………………………..……3



1.2. Социальная структура………………………………………………………..…5



1.3. Теории социальной структуры.………………………..………………………6

2. Социальные статусы и роли…………………………………..………………………8



2.1. Социальный статус………………………………………………………………8



2.2.Социальная роль…………………………………………………………………10

3. Гетерогеннщсть и неравенство как базовые характеристики общества……….12



Заключение…………………………………………………………..……………………14

Список используемой литературы……………………………………….……………..15

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа.doc

— 140.00 Кб (Скачать)

    Социальная  структура - понятие, широко используемое в социологии, антропологии и культурологии, обозначающее совокупность устойчивых элементов социальной системы (институтов, ролей, статусов), относительно независимых от незначительных колебаний в отношениях между системой и средой и обеспечивающих преемственность и устойчивость моделей поведения и социальных отношений во времени. Это понятие имеет богатую предысторию, связанную с представлениями об обществе как организованной, структурированной, неоднородной системе, но было введено в категориальный аппарат социальных наук в 19 в., гл. обр. благодаря социологической теории Спенсера, который поставил изучение С. с. в центр социологического исследования обществ. Дюркгейм развил морфологическую концепцию социальной структуры. (Социальная морфология) и рассматривал структурно-морфологические изменения как источник развития обществ  
 

    Социальная  структура – это  устойчивая связь  элементов в социальной системе. 

    Основными элементами социальной структуры общества являются индивиды, занимающие определенные позиции (статусы) и выполняющие  определенные социальные функции (роли), объединения этих индивидов на основе их статусных признаков в группы, социально-территориальные, этнические и иные общности. Социальная структура выражает объективное деление общества на общности, классы, слои, группы и т.д., указывая на различное положение людей по отношению друг к другу по многочисленным критериям. В зависимости от того, какой элемент выделяется в качестве главного, структура общества может быть представлена как групповая, классовая, общностная и т.д. система. Таким образом, социальная структура – это строение общества в целом, система связей между его основными элементами. 

    Благополучие  человека в обществе, его социальные связи с другими людьми, привычки, обычаи, верования, его интересы и  установки во многом связаны с тем местом, которое он занимает в социальном пространстве. Социальное пространство многомерно. Это означает, что в одних общностях индивид может занимать высокий социальный статус, а в других он может быть значительно ниже. Следовательно, каждая личность в обществе живет в нескольких социальных пространствах, связанных между собой таким образом, что изменение одного статуса меняет другие статусы или позиции, находящиеся в других социальных изменениях.5 

    1.3. Теории социальной  структуры 

    В зарубежной социальной психологии существует несколько теорий, объясняющих процессы социального взаимодействия  (социальной структуры). Это и теория обмена Дж. Хоуманса, и символический интеракционизм Дж. Мида и Г. Блумера, и теория управления впечатлениями Э. Гоффмана. Первая выделяет в качестве цели и стимула к взаимодействию стремление уравновесить вознаграждения и затраты. Причем, чем больше одно и меньше другое, тем чаще человек будет стремиться повторять данное действие. Однако насыщение потребности будет вести к снижению социальной активности субъекта. Хоуманс, тем самым, опирается на идеи Скиннера, применяя их к анализу процессов социального взаимодействия. 

    Авторы  теории символического интеракционизма  обращают внимание на то, что каждый человек приспосабливает свое поведение к действиям другого (других) индивидов. Поэтому оказывать влияние, воздействовать на нас могут не только поступки, но и намерения окружающих нас людей. Понимание (интерпретация) намерений и поступков осуществляется на основе использования сходных символов, усвоенных человеком в ходе социализации. С точки зрения Г. Блумера взаимодействие – это не обмен действиями, а непрерывный диалог, поскольку взаимодействие происходит тогда, когда действие еще не совершено, но намерения субъекта уже осознаны, проинтерпретированы человеком и вызвали у него соответствующие состояния, стремления и ответные реакции. Данная теория дополняет бихевиоральный подход когнитивным, принимая в расчет те процессы, которые происходят в сознании взаимодействующих индивидов. 

    Дальнейшее  развитие этих идей с выходом на практику управления дает концепция  управления впечатлениями Э. Гоффмана. Он считает, что создать о себе благоприятное впечатление, а также  оказать необходимое воздействие, например, устрашить или успокоить, можно путем оказания влияния на понимание ситуации другими людьми. Такое взаимодействие есть своеобразная драматизация или, пользуясь термином А.Б. Добровича, “контакт масок”. 

    Основным  звеном для всех социологических  теорий является вопрос о социальной структуре общества, то есть вопрос о том, из каких слоев оно состоит. От того, из каких групп оно слагается, зависит тип общества и его устройство, кто занимает лидирующие, а кто - подчиненные позиции.6 

    В человеческом обществе роль инстинктов выполняют социальные институты. Они помогают удовлетворять потребности всего общества.  

    Всего существует пять фундаментальных  потребностей и пять социальных институтов: 

    -потребности  в воспроизводстве  рода (институт семьи), 

    -потребности  в безопасности  и порядке (государство), 

    -потребности  в добывании средств  существования (производство), 

    -потребности  в передаче знаний, социолозации подрастающего  поколения (институты  народного образования), 

    -потребности  в решении духовных  проблем (институт  религии). 

    ФУНКЦИИ     ИНСТИТУТЫ
    Забота, выхаживание и воспитание детей     Семейно-брачные
    Добывание пищи, одежды, жилья     экономические
    Поддержание законов и правил     политические
    Содействие  соборным отношениям, углубление веры     религиозные
    Социализация  людей, приобщение их к ценностям  и практикам     образование
 

    В 20-х годах ХХ века П. Сорокин ввел понятие «стратификация» для  описания системы неравенства в  обществе. Само слово было взято  им из геологии и обозначало в переводе - делание пластов - «страта» - пласт, «факиос» - делаю. В социологической науке это означало деление общества на некоторые слои, страты. Основой деления были неравномерность распределения доходов, прав и привилегий, ответственности и обязанности, власти и влияния. Для П. Сорокина это была дифференциация населения на классы в иерархическом ранге (на высшие и низшие). 

    Английский  социолог Э. Гидденс писал, что стратификацию  определяют как структурированное  неравенство, существующее между группами людей.

    Понятие социальной стратификации охватывает все формы расслоения общества.

    Социальная  общность включает самые разные совокупности людей, объединенные процессом взаимодействия и общностью интересов. С точки  зрения групповой связи, социальные общности делятся на формализованные (трудовые коллективы, жители одного государства) и неформальные (неорганизованные кружки, люди, собравшиеся вместе провести досуг). 

    С точки зрения прочности существуют кратковременные группы; спорадические, собирающиеся время от времени и  постоянные группы. Исходя из размера, их можно поделить на малые, возникающие без посредников и большие. По характеру членства - на автоматические, когда человек принадлежит к группе с рождения (этническая и территориальная общность) и как результат осознанного выбора (добровольное членство в партии). 

    2. Социальные статусы и роли 

    2.1. Социальный статус

    Люди  обладают множеством статусов и принадлежат  ко множеству социальных групп, престиж которых  в обществе неодинаков. Человек смотрит  на мир и относится  к другим людям  в соответствии со своим статусом. Чем  больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является. Таким образом, процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей. 7 

      Человек ежедневно взаимодействует  с разными людьми и социальными  группами. Редко бывает, когда он полностью взаимодействует только с членами одной группы, например семьи, но он в то же время может быть и членом трудового коллектива, общественных организаций и т. п. Входя одновременно во многие социальные группы, он занимает в каждой из них соответствующее положение, обусловленное взаимоотношениями с другими членами группы. Для анализа степени включения индивида в различные группы, а также положений, которые он занимает в каждой из них, используются понятия социального статуса и социальной роли. 

    Статус (от лат. status — положение, состояние) — положение  гражданина. 

    Социальный  статус обычно определяется как положение  индивида или группы в социальной системе, имеющее специфические для данной системы признаки. Каждый социальный статус обладает определенным престижем. 

    Все социальные статусы можно подразделить на два основных типа: те, которые  предписываются индивиду обществом  или группой независимо от его способностей и усилий, и те, которые личность достигает своими собственными усилиями. 

    Существует  широкий диапазон статусов: предписанные, достигаемые, смешанные, личные, профессиональные, экономические, политические, демографические, религиозные и кровно-родственные, которые относятся к разновидности основных статусов. 

    Кроме них существует огромное множество  эпизодических, неосновных статусов. Таковы статусы пешехода, прохожего, пациента, свидетеля, участника демонстрации, забастовки или толпы, читателя, слушателя, телезрителя и т. д. Как правило, это временные состояния. Права и обязанности носителей таких статусов часто никак не регистрируются. Они вообще трудно определимы, скажем, у прохожего. Но они есть, хотя влияют не на главные, а на второстепенные черты поведения, мышления и чувствования. Так, статус профессора определяет очень многое в жизни данного человека. А его временный статус прохожего или пациента? Конечно же нет. 

    Итак, человек имеет основные (определяющие его жизнедеятельность) и неосновные (влияющие на детали поведения) статусы. Первые существенно отличаются от вторых. 

    За  каждым статусом — постоянным или  временным, основным или неосновным — стоит особая социальная группа либо социальная категория. Католики, консерваторы, инженеры (основные статусы) образуют реальные группы. Например, пациенты, пешеходы (неосновные статусы) образуют номинальные группы или статистические категории. Как правило, носители неосновных статусов никак не согласуют поведение друг с другом и не взаимодействуют. 

    Люди  обладают множеством статусов и принадлежат  ко множеству социальных групп, престиж которых  в обществе неодинаков: коммерсанты ценятся  выше сантехников  или разнорабочих; мужчины обладают большим социальным «весом», чем женщины; принадлежность к титульному этносу в государстве не одно и то же, что принадлежность к национальному меньшинству, и т. д.8 

    Со  временем в общественном мнении вырабатывается, передается, поддерживается, но, как  правило, ни в каких документах не регистрируется иерархия статусов и социальных групп, где одних ценят и уважают больше других. 

    Место в такой незримой иерархии называется рангом, который бывает высоким, средним  или низким. Иерархия может существовать между группами в рамках одного общества (интергрупповая) и между индивидами в рамках одной группы (интрагрупповая). И место человека в них выражают также термином «ранг». 

    Несовпадение  статусов вызывает противоречие в интергрупповой и интрагрупповой иерархии, которое  возникает при двух обстоятельствах:

    когда индивид занимает в одной группе высокий ранг, а во второй — низкий;

Информация о работе Социальные взаимодействия и социальная структура