Социальные услуги

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 19:35, доклад

Описание работы

1.Социальное обслуживание в Украине. Составляющее соц. обслуж-я.
Понятие и виды социальных услуг
Качество социальных услуг

Работа содержит 1 файл

семинар №1.doc

— 74.50 Кб (Скачать)

     - Услуги, которые оказываются инвалидам  и гражданам пожилого возраста  на дому, т.е. в месте их фактического  проживания;

     - Услуги, которые оказываются гражданам  пожилого возраста и инвалидам  в специализированных учреждениях.

     Социальные  услуги - это действия по оказанию отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации помощи, предусмотренной действующим законодательством.

     Получатели  социальных услуг - это граждане, находящиеся  в трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в связи с ней в получении государственной социальной помощи. Тяжелая жизненная ситуация - это ситуация, которая объективно нарушает жизнедеятельность граждан (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное) и которую они не могут преодолеть самостоятельно. Предоставляют социальные услуги социальные службы (предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица).

     Итак, набор социальных услуг включает в себя прежде всего оказание дополнительной бесплатной медицинской помощи, в том числе:

     - обеспечение лекарственными средствами  по рецепту врача;

     - обеспечение изделиями медицинского  назначения по рецептам врача;

     - обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение при наличии медицинских показаний;

     - обеспечение специализированными  продуктами лечебного питания  детей-инвалидов.

     Эти услуги оказываются гражданам, имеющим  на них право, медицинскими учреждениями, оказывающими медико-санитарную помощь (далее - медицинскими учреждениями).

     Также в набор социальных услуг входит обеспечение бесплатного проезда  к месту санаторно-курортного лечения  и обратно.

     Согласно  ст. 9, 10 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", социальное обслуживание на дому осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании. Одиноким гражданам и гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, предоставляется помощь на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг и иной помощи.

     Социальное  обслуживание в стационарных учреждениях осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.

     Виды  социальных услуг, которые  касаются именно пожилых  людей и инвалидов.

     Раздел 4 ГОСТ Р 52143-2003 предусматривает следующие  виды социальных услуг:

     - социально-бытовые, направленные  на поддержание жизнедеятельности  граждан в быту;

     - социально-медицинские, направленные  на поддержание и улучшение  здоровья граждан;

     - социально-психологические, предусматривающие коррекцию психологического состояния граждан для их адаптации в среде обитания (обществе);

     - социально-экономические, направленные  на поддержание и улучшение  жизненного уровня;

     - социально-правовые, направленные на поддержание или изменение правового статуса, оказание юридической помощи, защиту законных прав и интересов граждан.

     Социальные  услуги предоставляют клиентам социальной службы:

     - в стационарных учреждениях (стационарных  отделениях учреждений);

     - в полустационарных учреждениях (отделениях дневного и ночного пребывания учреждений);

     - в нестационарных учреждениях  (нестационарных отделениях учреждений);

     - на дому;

     - в комплексных учреждениях (отделениях  комплексного характера учреждений);

     - в иных учреждениях, в том числе граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью в области социального обслуживания населения без образования юридического лица.

     При принятии решения о предоставлении клиентам конкретных социальных услуг, учитывают интересы клиента, состояние его здоровья, специфику трудной жизненной ситуации, в которой находится клиент, содержание индивидуальной программы реабилитации (при наличии такой программы, они разрабатываются для инвалидов), кратковременность или долговременность потребности в этих услугах, материальные возможности клиента и другие объективные факторы.

     Однако, есть некоторые расхождения в  понимании и определении социальных услуг. Так, согласно Межгосударственному  стандарту ГОСТ 30335-95/ГОСТ Р 50646-94 "Услуги населению. Термины и определения", услуга - результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя. По функциональному назначению, услуги, оказываемые населению, подразделяются на материальные и социально-культурные. Материальная услуга - это услуга по удовлетворению материально-бытовых потребностей потребителя услуг. Материальная услуга обеспечивает восстановление (изменение, сохранение) потребительских свойств изделий или изготовление новых изделий по заказам граждан, а также перемещение грузов и людей, создание условий для потребления. В частности, к материальным услугам могут быть отнесены бытовые услуги, связанные с ремонтом и изготовлением изделий, жилищно-коммунальные услуги, услуги общественного питания, услуги транспорта и т.д. в свою очередь социально-культурная услуга, представляет собой услугу по удовлетворению духовных, интеллектуальных потребностей и поддержание нормальной жизнедеятельности потребителя. Социально-культурная услуга обеспечивает поддержание и восстановление здоровья, духовное и физическое развитие личности повышение профессионального мастерства. К социально-культурным услугам могут быть отнесены медицинские услуги, услуги культуры, туризма, образования и т.д.

5. Качество социальных услуг

Настоящий стандарт разработан в соответствии с положениями  федеральных законов и постановления  Правительства Российской Федерации, указанных в пункте 4 предисловия, а также государственных стандартов социального обслуживания, указанных в разделе 2.

Качество социальных услуг и критерии, которые его  характеризуют, рассмотрены в настоящем  стандарте применительно к объему и формам предоставления услуг, определенным в ГОСТ Р 52143.

Основные  факторы, определяющие качество социальных услуг

Основными факторами, влияющими на качество социальных услуг, предоставляемых населению учреждениями, являются:

  • наличие и состояние документов, в соответствии с которыми функционирует учреждение (далее - документы);
  • условия размещения учреждения;
  • укомплектованность учреждения специалистами и их квалификация;
  • специальное и табельное техническое оснащение учреждения (оборудование, приборы, аппаратура и т.д.);
  • состояние информации об учреждении, порядке и правилах предоставления услуг клиентам социальной службы (далее - клиенты);
  • наличие собственной и внешней систем (служб) контроля за деятельностью учреждения.

Документы, в соответствии с  которыми функционирует  учреждение

В состав документов должны входить:

  • положение (устав) об учреждении;
  • руководства, правила, инструкции, методики работы с клиентами и собственной деятельности;
  • эксплуатационные документы на оборудование, приборы и аппаратуру;
  • государственные стандарты социального обслуживания населения.

Положение об учреждении должно включать в себя следующие сведения:

  • предназначение учреждения;
  • порядок его формирования, деятельности, реорганизации и ликвидации;
  • источники финансирования;
  • юридический статус (организационно-правовая форма и форма собственности);
  • ведомственная принадлежность и подчиненность;
  • штатное расписание, правила внутреннего распорядка;
  • порядок принятия (зачисления) клиентов на обслуживание и снятие с него;
  • основные задачи деятельности, категории обслуживаемых лиц;
  • структурные подразделения, основные направления их деятельности, объем и порядок предоставления ими услуг в соответствии с государственными стандартами социального обслуживания населения.

Внешняя система контроля должна включать в  себя контроль, который  осуществляют:

  • в государственном секторе социального обслуживания - органы социальной защиты населения, органы здравоохранения и органы образования в пределах их компетенции, а также министерства, иные федеральные органы исполнительной власти, государственные предприятия, учреждения и организации, имеющие в подчинении учреждения социального обслуживания;
  • в муниципальном секторе социального обслуживания - муниципальные органы социальной зашиты населения, органы здравоохранения и органы образования в пределах их компетенции, а также органы управления социальным обслуживанием Российской Федерации и органы управления социальным обслуживанием субъектов Российской Федерации;
  • в негосударственном секторе социального обслуживания - государственные, муниципальные органы социальной защиты населения, органы здравоохранения и органы образования в пределах их компетенции;
  • общественные объединения, занимающиеся в соответствии с их учредительными документами защитой интересов граждан соответствующих категорий.

Информация о работе Социальные услуги