Социальные теории религии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 21:59, реферат

Описание работы

Сегодня немало теологов, с точки зрения которых всякая чужая религия является выдумкой людей, тогда как их собственная религия является откровением Божьим.
Часто такого рода позицией кроется источник внутрирелигиозных конфликтов, более важный, чем теологические разногласия. Ясно, что религия выполняет различные функции, удовлетворяя различного рода потребности индивидов и социальных структур.
В данном реферате можно ознакомиться с различными теориями таких людей, как Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Р. Дарендорф, К. Маркс.

Содержание

Введение………………………………………………….2
Теория религии Э. Дюркгейма………………………….2
Структурно-функциональный анализ религии:
Б. Малиновский и А.Р. Рэдклифф-Браун……………....5
Системный функционализм:
теория религии Т. Парсонса…………………………….7
Критика функционализма: Р. Мертон………………….9
Религия и социальное изменение: М. Вебер……….….9
Неоэволюционизм и теории Т. Парсонса и Р. Белла…13
Религия и конфликт:
от К. Маркса - к современным конфликтологическим
теориям религии……………………………………...…15
• Религия и господство: Р. Дарендорф…………………..…16
• Конфликтный потенциал религиозных систем:
Н. Луман……………………………………………..17
Заключение……………………………………………..18
Список литературы…………………………………….20

Работа содержит 1 файл

Социология реферат.doc

— 145.50 Кб (Скачать)

     С этой точки зрения религия удовлетворяет потребность в идеологическом возвышении реального в человеческих обществах. Дарендорф указывает при этом на общность светских и религиозных идеологий в том отношении, что они оправдывают социальное неравенство и рисуют образ гармоничного общества, характеризуя социальные отношения современности, особенно отличающиеся своим неравенством, либо как "естественные", т.е. основанные на способностях и успехах, либо как "Богом созданные".

     В то же время Дарендорф указывает и на различие этих типов идеологии, указывая на то, что общества, которые удовлетворяют свою идеологическую потребность посредством обращения к миру потустороннему и воображаемому, основанному на религиозной вере, сегодня отделены заметной исторической дистанцией от тех обществ, которые ориентированы на получение всех ответов с помощью науки. Мифы, будь то продукты социологической или религиозной фантазии, оставляют без ответа все существенные вопросы, адресованные нами к обществам нашего времени. Впрочем, как показывает опыт, злоупотреблять можно как религией, так и наукой.

     Отступление от принципа равенства религиозных групп (на любом уровне) перед законом означает проявление нетерпимости; привилегии одних и дискриминация других религиозных групп неминуемо создают конфликтные ситуации на религиозной почве. Левин настаивает на необходимости "нетерпимости к нетерпимым" для поддержания и особенно - установления демократии как "терпимости к терпимым". 
 
 

  • Конфликтный потенциал религиозных систем: Н. Луман. 
 

     Подтверждением  сказанному может служить близкая  как классическому функционализму, так и конфликтологическим концепциям теория религии Н. Лумана. 
Все социальные системы потенциально конфликтны. Варьируется лишь степень актуализации конфликтного потенциала, которая, в свою очередь, зависит от степени дифференциации систем и общественной эволюции. Социальные системы образуются исключительно благодаря коммуникации. Собственно, общество состоит из коммуникаций - событий, сменяющих друг друга во времени, тогда как структура общества представлена учреждениями, способными связывать эти мимолетные события. Луман исходит из того, что первична не структура, а функция. Поэтому каждая структура может быть заменена иной структурой, эквивалентной относительно данной функции. Общество - это "самовоспроизводящаяся коммуникация".

     Религиозные группы разных размеров вместе с множеством других социальных групп входят в состав "большого общества", например российского. Как бы исторически ни складывались в российском обществе отношения между разными группами на религиозном и иных основаниях, сегодня существование нашего общества зависит не от сходств или различий входящих в него групп. Только ощущение общности судьбы всех россиян, всех живущих в России делает их реальной группой - российским обществом. 
Даже для конфликта требуется тот минимум единства, который создает его предмет и среду его развития.

     необходимо учитывать межрелигиозные конфликты, религиозную рознь и нетерпимость. Боги древних греков постоянно враждовали и воевали между собой. "Борьба богов", как ее трактует Вебер, - метафора "несовместимости ценностей": выбор одной из мировоззренческих позиций является отказом от других; служа одному Богу, вы оскорбляете всех остальных богов. Правда, раз в четыре года, на время праздника в честь “отца богов и людей", олимпийского Зевса устанавливался "священный мир". Проклятие Бога угрожало всякому, кто начнет войну во время праздника.

     Конфликт, противоречие могут иметь не только негативные и разрушительные последствия, но и позитивные. Все же теория конфликтов, односторонне подчеркивая противоречие и борьбу, испытывает затруднение в объяснении солидарности и кооперации в социальной жизни. Необходимо учитывать оба момента - гармонию и диссонанс, хотя их соотношение может в конкретных процессах варьировать в широких пределах, позволяя акцентировать то одно, то другое. В конечном счете эти два подхода не исключают, а дополняют друг друга. Ясно, что роль религии в обществе не может быть только функциональной или только дисфункциональной. Случаи, когда религия выступает как фактор дезинтеграции, конфликта, разрушения, не должны служить основанием для отнесения ее к социальной патологии в этих ее проявлениях. Конфликт на одном уровне может способствовать интеграции на другом. Конфликтологическая теория связывает понимание религии с социальным контролем (укреплением положения господствующих групп общества) и социальным изменением (изменением типа поведения) значительной части членов общества. 

       Заключение

     Сегодня немало теологов, с точки зрения которых всякая чужая религия является выдумкой людей, тогда как их собственная религия является откровением Божьим.

     Часто такого рода позицией кроется источник внутрирелигиозных конфликтов, более важный, чем теологические разногласия. Религиозная рознь часто является формой выражения классовых и этнических конфликтов. Враждебность Ян отношению к другим религиозным группам колеблется в зависимости от того, в какой мере религиозные различия связаны с экономическими, политическими или национальными интересами. Религиозные различия могут выступать в таких ситуациях в качестве символа скрывающихся за ними расхождений и интересов, выполняя чисто идеологическую функцию.

     Из  всего сказанного ясно, что религия  выполняет различные функции, удовлетворяя различного рода потребности индивидов и социальных структур. Функциональный подход оказался чрезвычайно плодотворным для изучения и объяснения религии как социального феномена. Но вместе с тем функциональный подход должен быть четко разработан и предполагает ряд ограничений. Пожалуй, самое важное - понимание того, что в разных обществах разные религии выполняют неодинаковые функции, т.е. универсальный функционализм как попытка просто перечислить функции религии, которые она выполняет в любом обществе, или предположительно должна выполнять, неприемлем.

     Кроме того, следует учитывать, что в  функционалистских теориях религия  функционирует как универсальный  фактор интеграции и стабильности общества в значительной мере потому, что  общество заранее представляется как культурно-духовное целое, в котором интеграция и стабильность могут быть обеспечены только с помощью культурно-духовных факторов, религиозных символов. Но тем самым исключается возможность интеграции и стабильности общества на иной основе, нежели той, что образует "моральную общность" (по Дюркгейму), посредством иных социокультурных механизмов (показанных, например, Луманом). В современном развитом демократическом обществе интеграция во все большей мере обеспечивается законодательством и системой права в целом.

     В обществе всегда действуют принуждение  и насилие. Проблема интеграции вообще не сводится к функции, выполняемой  религией, - она входит в качестве одной из составляющих в сложную  систему взаимодействий. Религия  может служить фактором дезинтеграции и быть в определенных отношениях дисфункциональной (например, в экономике, если она препятствует введению современных методов организации труда, развитию техники). Одна и та же религия в разных контекстах, в разных социальных обстоятельствах может выполнять функции по своим социальным последствиям как позитивные, так и негативные, может быть фактором стабилизации в одних условиях и фактором, вызывающим конфликты и потрясения, - в других.

     Учитывая  это, можно выделить четыре типа функций, наиболее характерных для религии и определяющих ее социальный облик: 1) функция значения, или смыслополагания; 2) функция принадлежности, или идентификации; 3) функция социальной интеграции и стабильности; 4) функция сакрализации культурных ценностей, главным образом этических. Две первые функции обращены преимущественно к личности, две последние - к социальным структурам, культурной системе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы:

  1. А. И. Кравченко « Социология: Общий курс» 
  2. Белла Р. «Социология религии» 1972 
  3. Вебер М. «Социология религии» 1994
  4. Дюркгейм Э. «Элементарные формы религиозной жизни» 1996
  5. Левин К. «Разрешение социальных конфликтов» 2000 
  6. Парсонс Т. «О структуре социального действия» 2002
  7. Интернет-источники:
  • www.gumer.ru
  • http://www.alleng.ru

Информация о работе Социальные теории религии