Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 21:32, реферат
Цель работы - изучение социальных технологий и их классификации.
Поставленная цель определяет задачи исследования:
Определение социальных технологий;
Рассмотрение социальных технологий;
Определение принципов классификации социальных технологий.
Введение
Социальные технологии: понятие и сущность
1.1 Специфика социальных технологий
2. Принципы построения и структура социальных технологий
3. Классификации социальных технологий
4. Принципы классификации социальных технологий
5. Классы и типы социальных технологий
Заключение
Список литературы
Один из многих примеров - социальное обслуживание на дому пенсионеров. К надомным услугам, гарантированным государством, относятся:
-
организация питания и
-
содействие в получении
-
помощь в поддержании условий
проживания в соответствии с
гигиеническими требованиями; организация
различных социально-бытовых
-
помощь в оформлении
-
содействие в организации
По субъекту социальной работы (в частности, это социальные службы различных уровней и направлений), можно различать социальные технологии и по этому показателю.
Например, можно выделить социальные технологии - "внешние" по отношению к клиенту: государственное вмешательство, помощь общественных и других организаций, частных лиц. Главное их содержание заключается в создании человеку, группам (слоям) людей таких условий, чтобы они самостоятельно решали свои проблемы (пример - создание рабочих мест на предприятиях для инвалидов).
От "внешних" технологий отличаются социальные технологии (т.е. способы, действия), осуществляемые самими клиентами (например, создание собственного дела, откладывание определенной доли дохода (процента) для социального страхования и др.). К числу этого типа технологий (само- и взаимопомощи) можно отнести те действия, приемы, способы, которые используют социальные работники, решая проблемы своих клиентов.
Необходимо
разграничивать социальные технологии,
применяемые в России, и социальные технологии,
применяемые за рубежом, в силу разных
условий жизни, уровня экономического
развития, культурных традиций и других
особенностей.
Нынешнее состояние российского общества требует качественно нового уровня социальной инженерии, ускорения технологизации и информатизации социального пространства, формирования социально-технологической культуры. Между тем достижения в этой перспективной области весьма скромны. Специальных научных работ, посвященных социально-технологическому знанию как фактору общественного прогресса, явно недостаточно. Технологизация социального пространства в широком смысле представляет собой целостную систему концептуально и практически значимых идей, принципов, методов, средств социализации человека, группы, общности, нации, народа, гарантирующую надежный и диагностируемый результат в текущий период и при последующем ее воспроизведении. В узком смысле речь идет о научном обосновании выбора способов воздействия социальных субъектов на объект с целью формирования благоприятных условий жизнедеятельности людей.
Известно, что общественный процесс можно расчленить на его составляющие (экономический, социальный, политический, духовный, экологический, демографический и др.). Очевидно, что специфике этих составляющих общественного процесса будут соответствовать разные технологии как способ решения возникающих проблем в каждой из этих областей. Следовательно, учет специфики составляющих общественного процесса и есть первый методологический принцип.
Синергетический подход к анализу технологизации социального пространства составляет второе методологическое правило.
Синергетика открывает новые подходы в познании природной и социальной действительности. Развивая идею целостности мироздания, наследуя традиции анализа с использованием математического аппарата, синергетика изучает механизмы самоорганизации в открытых системах. Будучи тесно связанной, с кибернетикой и системным подходом, она позволяет по-иному взглянуть на процессы перехода от хаоса к порядку, расширить наши представления о взаимосвязи материального и духовного, переосмыслить роль человека в структуре познавательной и практической деятельности. Становление синергетики создает новую теоретико-методологическую парадигму исследования природных и социальных явлений - синергетическую. Ее цель - познание сути социальных явлений, обеспечение целостности познания в открытых сложных социальных системах.
Третье методологическое правило - принцип целостности социального пространства.
Действительно, глобальные, федеральные, региональные, технологии местного самоуправления и саморазвития личности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Некачественная технологизация в одном звене немедленно скажется на конечном результате - целостном состоянии социального пространства, создающем благоприятные условия для реализации технологий каждого уровня социальной организации.
Например, катастросра на Чернобыльской АЭС произошла, потому что были нарушены все принципы технологизации социального пространства: неудачный выбор площадки для строительства, нарушение правил безопасности АЭС, были разрушены социальные регуляторы предотвращения катастрофы, не контролировалось качество строительства и т.п. Словом, была разорвана целостность социального пространства вокруг АЭС, что, естественно, снизило уровень безопасности техногенного объекта.
Различный
уровень социально-
Принцип разнообразия - это четвертое методологическое правило технологизации социального пространства, построения его многоуровневой модели.
Приоритет
гуманизма в решении
Соблюдение этого принципа предполагает переход от концепции жесткого, авторитарного управления к принципиально иной системе самоорганизации общества в условиях максимально возможной открытости общества.
К
принципам разделения социального
пространства относится стратификационно-
Еще
одним основанием для типологизации
социальных технологий является принцип
деления общества на макро- и микросреду
их подсистемами - социальными институтами,
социальными общностями, структурными
образованиями. При этом каждая подсистема
может рассматриваться как относительно
самостоятельное целое.
Классы социальных технологий содержит классификацию социальных технологий. Сложность, амбивалентность российского сознания приводит к тому, что одну и ту же социальную технологию в управлении трудовыми отношениями нужно создавать в двух видах:
Социальные технологии, направленные на преобразование внутренней структуры предприятия тоже требуют создания двух видов социальных технологий: технологий для объекта и социальных технологий для субъекта.
Проведенные исследования позволили дать два вида классификации социальных технологий. В основе первой лежит вид социального действия. В зависимости от него различаются технологии, основывающиеся на принуждении, обучении и оценке. К социальным технологиям, базой которых является социальное действие принуждения, относятся: управление, социально-психологическое программирование, социальное влияние, социально-психологическое манипулирование.
К технологиям, в основе которых лежит обучение, можно причислить: адаптацию, социализацию, развитие персонала, консультирование. Социальное партнерство, социальный аудит, контроль, планирование, мотивация, аттестация, оценка являются социальными технологиями, базирующимися на социальном действии - оценке.
Так же можно классифицировать социальные технологии в зависимости от вида их направленности. К социальным технологиям, направленным на внешнюю сторону организации, относятся: социальная коммуникация, социализация, социально-психологическое программирование.
К технологиям, управленческое воздействие которых направлено на внутреннюю среду организации, можно отнести развитие, обучение персонала, социальное партнерство, мотивацию, адаптацию, оценку персонала, консалтинг, социальный аудит.
Структурирование социальных технологий может быть осуществлено по многим основаниям. Например, глобальная модель выживания человечества, разработанная американскими учеными по заказу Римского клуба, была рассчитана по критерию конечности, истощаемости ресурсов.
По
критерию целостности социальных систем
различаются универсальные
Социальная
технология всегда детерминирована общественной
проблемой и направлена на ее решение,
вначале в процессе социодиагностики,
познания, затем - технологизации. Поэтому,
выдвигая задачу фундаментального или
прикладного социологического исследования,
социолог сначала ориентируются на технологию
диагностики общественной проблемы, а
потом на технологию получения результата.
Поэтому социальные технологии не могут
быть абстрактными, Их построение обычно
исходит из логики самого социологического
исследования, отражая суть конкретных
явлений.
Заключение
Подводя некоторые итоги, можно констатировать, что социальные технологии являются в настоящее время одним из самых притягательных объектов исследования социологии, педагогики, психологии, управления персоналом, менеджмента.
Социальные
технологии - элемент человеческой
культуры, зависящий от менталитета
народа и его языка. Социальные технологии
возникают в процессе эволюции человеческого
общества или создаются искусственно.
Они классифицируются в зависимости
от направленности во внутреннюю и внешнюю
среду организации на социальные технологии,
направленные на трансформацию внешней
среды предприятия, и социальные технологии,
направленные во внутреннюю среду предприятий
и организаций. Под влиянием различных
теорий социальной работы, сформировалось
множество классификаций социальных технологий.
Она может быть осуществлена по различным
основаниям: видам, уровням, сферам применения
и т.д. Строение классификации социальных
технологий осуществляется на основании
принципов. Особенно важной и ценной является
дифференциация социальных технологий
по основам задачам, проблемам социальной
защиты. Были выделены специалистами-управленцами
технологии поиска стратегии управления,
персонального менеджмента, социального
моделирования и прогнозирования. В последние
время инновационные технологии получили
распространение и поддержку на основе
их высокой эффективности.