Социальные технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 21:32, реферат

Описание работы

Цель работы - изучение социальных технологий и их классификации.
Поставленная цель определяет задачи исследования:
Определение социальных технологий;
Рассмотрение социальных технологий;
Определение принципов классификации социальных технологий.

Содержание

Введение
Социальные технологии: понятие и сущность
1.1 Специфика социальных технологий
2. Принципы построения и структура социальных технологий
3. Классификации социальных технологий
4. Принципы классификации социальных технологий
5. Классы и типы социальных технологий
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат по факультативу.doc

— 116.50 Кб (Скачать)

      Второй  вид социальных технологий включает в себя социальные коммуникации в  управлении, социальные коммуникации в социальном партнерстве, коммуникации в обучении, в социальном программировании, в социальном аудите, в мотивировании, в адаптации, при оценке персонала и аттестации.

      Кроме того, социальные технологии можно  различать как макротехнологии (социальная коммуникация), микротехнологии (остальные  производные от социальной коммуникации технологии: социальное партнерство, социализация и т.п.).

      Таким образом, в основе всех социальных технологий лежит социальная коммуникация в  обществе, она является глобальной социальной макротехнологией. Вот почему изучение генезиса, структуры и форм всех социальных технологий следует  начинать с рассмотрения с генезиса социальной коммуникации.

      Социальная  коммуникация - это:

      - передача информации, идей, эмоций  посредством знаков, символов

      - процесс, который связывает отдельные  части социальных систем друг  с другом.

      - механизм, посредством которого  реализуется власть (власть, как попытка определить поведение другого человека).

      Ее  каналами является форма передачи социальной информации. Учеными различаются  следующие типы каналов: вербальный, невербальный, иконический и символьный.

      Движущей  силы социальной коммуникации являются мотивации, при этом неизбежно обращение к вопросу о потребностях. Потребности различаются по субъектам носителей: индивидуально-личностные, социально-групповые и общественные. В то же время по происхождению можно вести речь об абсолютных, вторичных и спонтанных потребностях. Таким образом, социальная коммуникация является первичной и глобальной социальной технологией, на основе которой конструируются все остальные разновидности социальных технологий.

      В основе конструирования успешных социальных технологий лежит понятие диалога, сутью которого является построение фрейма, концептуальной модели мира и понимание этой модели мира субъектом и объектом социальных технологий.

      Большое внимание в этом плане уделяется  выявлению концептов, которые являются идеальной сущностью, формирующейся в сознании человека как глобальная ментальная, мыслительная единица, представляющая собой квант структурированного знания. Концептосфера составляет культурную парадигму, сумму культурных парадигм, которые выражают ментальность народа, а именно его языковую ментальность, которая понимается как соотношение мира, его участников и его языкового представления.

      Главный концепт коллективного сознания - противопоставление «свои/чужие». На его основе складывается этнический стереотип поведения. Следующим ключевым концептом русского этносознания является концепт семьи. Еще один немаловажный концепт в составе российского менталитета - это концепт «счастье». Далее идет такой концепт, как «правда/истина/справедливость».

      Нет социальных технологий одинаково пригодных для всех народов, всех государств, всех предприятий. Социальные технологии должны структурироваться исходя из особенностей менталитета нации. В каждом отдельном случае требуется разработка собственных оригинальных технологий исходя из особенностей управления трудовыми отношениями, этнической психологии, структуры персонала на предприятии, его социально-психологических групп. При структурировании той или иной социальной технологии необходимо, в первую очередь, учитывать особенности менталитета кластерной группы, на которую направлена социальная технология. Игнорирование этого существенного фактора жизни общества привело к поражению на выборах в Государственную Думу в 2003 году ведущих демократических партий. Дальнейшее пренебрежения особенностями российского менталитета может привести к гибели демократической идеи и идеи рыночных преобразований общества.

      Структура российской концептосферы выводит  на первый план новый тип управленца, основные характеристики которого взяты из успешных социальных технологий российского дореволюционного купечества. Ядром российской концептосферы является концепты «свои / чужие» и концепт «семья». Поэтому успешный руководитель промышленного предприятия должен стать для своих сотрудников «добрым отцом», а организация - семьей.

      Менталитет  нации представляет собой сложную  иерархическую структуру, составными элементами которой являются лингвистические  концепты. При создании социальных технологий необходимо учитывать особенности  концептуальной структуры этнического сознания народа, нации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Классификация социальных технологий

      Под влиянием различных теорий социальной работы, сформировалось множество классификаций  социальных технологий.

      Классификация социальных технологий может быть осуществлена по различным основаниям: видам, уровням, сферам применения и т.д.

      По  масштабу объекта, который подвергается воздействию, можно выделить глобальные социальные технологии, социальные технологии применительно к обществу в целом, различным сферам общественной жизни, социальной структуре, социальным институтам, процессам, явлениям.  
Под этими технологиями подразумеваются такие задачи, методы, способы, которые способствуют уяснению и решению не только внутренних, но и мировых тенденций развития, связи общества и природы. Следовательно, их внедрение прямо или косвенно оказывает позитивное влияние на жизнедеятельность людей, повышает их социальную защищенность. 
Одной из их разновидностей является технология глобального моделирования (исследование и решение вопросов сохранения мира, .природы, обеспечения растущего населения Земли продовольствием, энергией, материальными средствами и т.д.).

      Региональные  социальные технологии изучают и  реализуют закономерности территориальной  социальной жизни и планомерных  ее изменений.

      Локальные социальные технологии применяются  для решения местных проблем, которые могут содержать в  себе как типичные, так и неповторимые особенности.

      Различают базовые и частные социальные технологии.

      Базовые - технологии стратегического (долгосрочного) проектирования социального объекта. Смысл базовых технологий состоит в:

      1) гармонизации индивидуального, личностного  и общественного;

      2) выдвижении таких целей социальных  технологий, которые гуманистичны  по своей природе;

      3) развитии творческих способностей и активности социального субъекта.

      Частные - разновидность форм тактико-оперативного (краткосрочного) воздействия на социальный объект. Это социальное конструирование, практически-предметное урегулирование отношений и операций, оптимизация  социального взаимодействия на разных уровнях.

      Таким образом, социальные технологии олицетворяют собой разные ипостаси социальной самоорганизации.

      За  рубежом, а в последние годы и  в России широко распространяется  вариант деления социальных технологий в зависимости от сфер деятельности:

      - социальные технологии, используемые  преимущественно в области бизнеса,

      - государственного управления,

      -"третьего  сектора" (деятельность некоммерческих неправительственных организаций).

      По  характеру решаемых задач технологии бывают универсальными и частными. Целесообразно также выделить технологии социального развития отдельных  стран, регионов, территорий, трудовых ассоциаций; существуют технологии обучающие, внедренческие, самореализации и саморазвития личности и т.д.

      В зависимости от уровня делятся на:

      -    простые (доступные неспециалистам);

      - сложные, требующие наличия квалификации  у специалиста, работающего в  определенной области;

      - комплексные, требующие наличия  квалификации у нескольких специалистов, работающих в разных областях.

      Существует  дифференциация социальных технологий по сферам: специфические социальные технологии регулирования, решения  проблем сферы:

      - производственно-экономических,

      - общественно-политических,

      - духовно-культурных

      - социально-бытовых отношений.

      В статистике обычно выделяются отрасли  народного хозяйства (сферы): транспорт, сельское хозяйство, наука, здравоохранение, связь, образование и др., в соответствии с этими отраслями дифференцируются и социальные технологии:

      - технологии управления,

      - контроля,

      - регулирования хозяйственно-экономических  отношений.

      Довольно  широко распространена дифференциация социальных технологий по предмету и  объекту, получаемому результату: технологии получения новой информации, культурных ценностей, отдельных бытовых услуг и др.

      По  характеру новизны или традиционности различают инновационные и традиционные социальные технологии. Не менее характерно и полезно осмысление различий социальных технологий по признаку характерных свойств развития и функционирования общества.

      В отличие от инновационных рутинные социальные технологии характеризуются  такими методами воздействия на социальные процессы, которые основаны на прошлом опыте, отличаются малой наукоемкостью, не мотивируют социальный объект, социальную систему к переменам, изменениям.

      Особенно  важной и ценной является дифференциация социальных технологий по основным задачам, проблемам социальной защиты, различающихся способами оказания помощи нуждающимся. По существу при этом вся практика социальной помощи дифференцируется по особым моделям социальной работы, предусматривающим различные способы оказания помощи нуждающимся.

      Специалисты-управленцы выделяют технологии поиска стратегии управления, персонального менеджмента, социального моделирования и прогнозирования. Можно выделить технологии информационно-внедренческие, обучающие, инновационные, технологии прошлого опыта.

      Информационные  социальные технологии представляют собой оптимизацию самого информационного процесса, его воспроизводства и функционирования. Интеллектуальные социальные технологии направлены на развитие и стимулирование мыслительной деятельности людей, развитие их творческих способностей. Исторические технологии предполагают осмысление исторического опыта по законам социальной технологизации, т.е. технологизацию исторических знаний как условия политического, экономического, духовного и социального диагностирования (опыт реформ). Демографические технологии изучают и вырабатывают способы механизма воспроизводства населения, изменения его численности, состава и размещения и т.д.

      В структуре управленческих технологий особое место занимают административно-управленческие технологии как способы непосредственного  (прямого) оперативного воздействия на управляемый объект. Ясно, что последний вид технологий (как и многие другие) тесно связан с осуществлением задач социальной работы. К такому роду технологиям можно также отнести психологические технологии как способы воздействия на психологические процессы, свойства, явления, отношения, установки, характер, реакции, волю личности, межличностные взаимоотношения.

      Как известно, объекты социальной работы довольно разнообразны: пенсионеры, инвалиды, дети, подростки с девиантным поведением, бездомные, мигранты, неполные или многодетные семьи и т.д.

      Теоретические работы и практический опыт, накопленный  в России и за рубежом, выявили  целый ряд направлений (видов) социальной работы с перечисленными (и другими) группами населения: социальный контроль и социальная профилактика, социальная терапия и социальная реабилитация, социальная помощь и защита, социальное страхование и социальное обслуживание в сфере быта, социальное попечительство и социальное посредничество и др. Эти виды социальной работы и являются основными ее направлениями, главными технологиями. Они, безусловно, очень тесно связаны между собой, но в то же время относительно автономны, специфичны по целевому назначению и функциональному содержанию.

Информация о работе Социальные технологии