Социальные службы в решении молодежных проблем

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 09:29, контрольная работа

Описание работы

Цель разбора темы – исследовать возникновение и деятельность социальных служб по делам молодежи.
Задачи данного исследования – рассмотреть историческое развитие социальной работы с молодежью, нормативно-правовые основы социальной работы с молодежью и описать деятельность социальных служб в решении молодежных проблем.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ


Историческое развитие социальной работы с молодежью…………..4

Нормативно-правовые основы социальной работы с молодежью…....5

Социальные службы в решении молодежных проблем……………..…8
3.1. Социальные службы по делам молодежи………………………….…8
Структура и задачи социальной службы для молодежи………..….13
3.3. Технологии социальной работы с молодежью……………………...15




ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

система социальных служб в сфере защиты молодежи.docx

— 40.89 Кб (Скачать)

Необходимость такого вида социальных услуг все больше осознается населением и государством.

В системе психологического консультирования различают:

- возрастно-психологические  (контроль за состоянием психологического развития ребенка);

- семейное психологическое  консультирование (оказание помощи  населению по широкому кругу  семейных проблем);

- психолого-педагогическое  консультирование преподавателей и воспитателей;

- консультационная работа  социального работника, в функции  которого входит прежде всего задача представления интересов и прав клиента в широком социальном окружении.

Специалист, работающий в  области социального консультирования, должен в совершенстве владеть основными  принципами, которые впервые были сформулированы В.В. Столиным на материале семейного психологического консультирования. Он выделял следующие принципы:

1. Принцип анализа подтекста  (требование различать несколько  слоев в запросе-жалобе клиента  и выделение способов работы с этими слоями).

2. Принцип отказа от  конкретных рекомендаций (ибо человек  сам должен принять решение о своей собственной судьбе).

3. Принцип стереоскопического  диагноза (именно в семейном консультировании  наиболее необходим учет мнения более, чем одной стороны).

4. Принцип системности  (выделение системной единицы  анализа, будь то индивидуальное  сознание, или же семья как  целое, или же индивидуальный жизненный путь как целое).

5. Принцип уважения личности  клиента (отказ от установки  на переделывание, перевоспитание  личности, установка на приятие, понимание клиента).

6. Принцип профессиональной  направленности и мотивированности консультанта (различение дружеских и профессиональных отношений, поиск и установление границы, где кончается клиент и начинается просто человек).

Основными направлениями  деятельности медицинских учреждений, оказывающих помощь детям и подросткам, являлись до недавнего времени сугубо медицинские проблемы. Это санитарно-просветительская работа среди девочек, их родителей  и педагогов, осуществление профилактических осмотров для выявления "риск-группы" и больных, оказание лечебно-профилактической помощи девочкам и девушкам с гинекологическими заболеваниями и т.д.

Однако масса проблем  интимной жизни детей, право на которую  отрицалось взрослыми, заставляет сегодня  медицинские учреждения вводить  в свои штаты психологов, психотерапевтов, социальных работников, открывать " телефоны доверия".

В настоящее время во многих регионах России открыты центры социальной помощи семье и детям. Работа с  подростками в них идет по обращаемости (через "телефон доверия" и консультирование, когда подростки анонимно обращаются за помощью к специалисту психологу, врачу-гинекологу, сексопатологу и  т.д.) и путем привлечения в  центры подростков из школ, ПТУ, техникумов. При центрах работают медико-педагогические школы, где на профессиональном уровне проводятся занятия с группами подростков по проблемам сексуального поведения, репродуктивного здоровья, вреде  абортов и ранних половых контактов, профилактики венерических заболеваний и т.п.

Получили развитие и центры здоровья подростков, планирования семьи, консультации "Брак и семья", которые  оказывают консультативную, лечебно-профилактическую помощь по всем вопросам полового воспитания подростков.

Активно формируются и  интенсивно развиваются в России службы планирования семьи и полового воспитания. Согласно определению ВОЗ, под планированием семьи подразумеваются  такие методы, которые помогают отдельным  лицам или супружеским парам  достичь определенной цели: избегать нежелательных рождений, способствовать появлению желанных детей, регулировать интервалы между беременностями, контролировать время рождения детей  с учетом возраста родителей, определять число детей в семье.

Как свидетельствует опыт, в развитых странах Запада реализуются  две основные модели молодежной политики.

Во-первых, неконсервативная, характерна для США и некоторых других стран. Она предусматривает государственную помощь лишь отдельным, наименее защищенным и "неблагополучным" категориям молодежи при жесткой регламентации порядка расходования средств и категорий получаемой помощи;

Во-вторых, социал-демократическая, характерная для ряда стран Центральной и Северной Европы. Она исходит из признания ответственности государства за интеграцию всей молодежи в обществе, и предусматривает переход от помощи отдельным категориям молодежи к социальным программам, доступным для всех желающих молодых людей.

 

3.2. Структура и задачи социальной службы для молодежи

 

В Федеральном законе "Об основах социального обслуживания населения РФ" комплексная система  социального обслуживания населения, включая молодежь, предусматривает  предоставление социально-экономических, медико-социальных, психологических, социально-бытовых, правовых и иных социальных услуг  гражданам, оказавшимся в сложной  жизненной ситуации (многодетные, неполные семьи, семьи, в которых проживают  инвалиды, одинокие и пожилые люди, дети-сироты, безработные, лица без  определенного места жительства, выпускники детских домов и ряд других).

Социальная служба - это  предприятие, учреждение, организация  и другие юридические лица различных  форм собственности, осуществляющие социальное обслуживание, а также граждане, занимающиеся предпринимательской  деятельностью по социальному обслуживанию без образования юридического лица.

Система социальной защиты молодежи в субъектах РФ имеет  следующую структуру учреждений социального обслуживания.

1.Обязательный минимум  для каждого города, района, куда входят:

- центр социального обслуживания (отделения: социальной помощи  на дому, дневного, временного пребывания, срочной социальной помощи);

- центр социальной помощи семье и детям;

- социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних;

- социальная гостиница;

- социальный приют для детей и подростков.

2. Дополнительная сеть  в городах и районах, куда входят:

- центр психолого-педагогической помощи;

- центр экстренной психологической помощи по телефону;

- реабилитационные центры  для лиц с ограниченными возможностями

(в том числе для детей и подростков);

- комплексные молодежные  центры военно-патриотической, культурно-досуговой и спортивной направленности.

3. Республиканские, краевые,  областные, окружные, межрайоннные учреждения, куда входят:

- центры помощи детям,  оставшимся без попечения родителей;

- дома-интернаты: детские,  психоневрологические, специальные;

- общежития для лиц  с ограниченными возможностями.

При организации социальных служб для молодежи очень важно  Четко определить их задачи. Так, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних включает в себя четыре отделения: отделение  диагностики, социальной реабилитации, дневного пребывания и стационар.

В задачи отделения диагностики  входит: выявлять дезадаптированных детей и подростков, создавать банк данных о них; выявлять и анализировать факторы социальной дезадаптации детей, ее формы и стадии; изучать состояние здоровья, особенности личностного развития и поведения детей и подростков; разрабатывать индивидуальные программы социальной реабилитации несовершеннолетних, комплекс мероприятий, направленных на вывод их из сложной ситуации и создание условий для нормальной жизнедеятельности.

Основными задачами отделения  социальной реабилитации являются: организация  поэтапного выполнения программ социальной реабилитации несовершеннолетних; восстановление утраченных контактов с семьей, внутри семьи; оздоровление межличностных отношений несовершеннолетних, восстановление их социального статуса в коллективе сверстников, устранение психотравмирующих ситуаций, выработка навыков общения со взрослыми и сверстниками на основе норм нравственности; содействие в получении специальности и работы; оказание комплексной медико-педагогической и правовой помощи; решение вопросов устройства детей и подростков.

Так, например, основной задачей  московского объединения "Педагогический поиск" являются социальная и правовая защита, адаптация и реабилитация выпускников и воспитанников  детских домой и школ-интернатов. Сотрудники и добровольцы объединения  помогают им устроиться в жизни, получить жилье, образование, подобрать работу. В Доме адаптации подростки учатся правилам социальной жизни, здесь корректируются жизненные ориентации в трудовой семье, укрепляются познания в нравственных, моральных и правовых нормах жизни. В Доме учатся готовить, ухаживать  за своим жилищем и за собой. Здесь  открыты мастерские прикладного  творчества, где подростки выполняют  различные виды работ и могут  зарабатывать деньги.

 

3.3. Технологии социальной работы с молодежью

 

Социальная терапия - это  отрасль научного знания, ориентированная  на решение социально-терапевтических  проблем через преодоление аномалий смысло-жизненных оринетаций, социальных ценностей субъектов общественной жизни (в том числе молодежи), их представления о справедливости и несправедливости.

К общим технологиям социальной терапии можно отнести следующие технологии:

Консультирование - установление контакта путем вербальной коммуникации, выявление проблем клиента, содействие и взаимодействие в поиске их решения;

Арттерапия - «терапия искусством» через вовлечение молодого человека в культурно-досуговые мероприятия, посещение различных культурно-досуговых учреждений;

Музыкотерапия - социализация индивида путем, обращения к какой - либо музыкальной культуре, субкультуре, посещение концертов, слетов, смотров-конкурсов, тематических дискотек регулярное прослушивание музыкальных композиий;

Библиотерапия - воздействие на сознание индивида в процессе формирования смысло-жизненных ориентаций через подбор специальной литературы;

Социально-педагогические технологии - активное участие социального работника (педагога) в воспитании клиента  и формировании его смысло-жизненных ориентаций;

Творческие технологии - вовлечение молодых людей коллективную творческую и созидательную деятельность, содействие развитию индивидуального творчества;

Логотерапия - (от греч. logos - слово, therapeia - уход, лечение) лечение словом. Социальная логотерапия занимается изучением методов, средств, способов влияния (взаимовлиянии) на представления людей о социальных процессах, смысле жизни, социальных ценностях.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В ходе раскрытия данной темы нами были рассмотрены историческое развитие социальной работы с молодежью, нормативно-правовые основы по работе с молодежью и описана деятельность социальных служб в решении проблем  этой сферы.

В социальном государстве  изучение реальных потребностей молодежи в социальных услугах выступает  ключевым элементом при формировании системы их социального обслуживания.

В связи с этим идет формирование педагогической базы в стране по вопросам и проблемам разных возрастных категорий  молодежи. Именно благодаря таким  социальным структурам многие молодые  люди зачастую находят нужные решения  своих насущных проблем и свой жизненный путь, как таковой. Потому что только благодаря активному  участию государства, как власти в стране в делах воспитания подрастающего поколения, молодежь может научиться ориентироваться на настоящие жизненные ценности и развиваться в правильном направлении, чтобы в будущем стать достойными членами социального общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. Всемирная программа  действий, касающихся молодежи до 2000 г. и на последующий период. Резолюция принята Генеральной  Ассамблеей ООН // Культура мира и демократии. Москва,1997г.

2. Указ Президента РФ  от 17 мая 2000г. № 867

3. Постановлении ВС РФ от 3 июня 1993г. № 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации»

4. ФЗ «О внесении изменений  в законодательные акты Российской  Федерации и о признании утратившими  силу некоторых законодательных  актов РФ в связи с принятием  ФЗ «Об общих принципах организации  законодательных и исполнительных  органов власти субъектов РФ  «Об общих принципах организации  местного самоуправления в РФ»  от 22.08.2004г. № 122// Российская газета 31.08.2004г.

5. Федеральная программа «Молодежь России (2001-2005 годы)» //2001г.

6. Федеральная программа «Молодежь России»// 1994год

7. Федеральная программа «Молодежь России (2006-2010 годы)» //2006г.

8. С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, С.А. Гусова «Социальная работа с олодежью». Издательство «Гардарики» г. Москва//2006г.

9. Алещенок С.В., Луков В.А., Полдыева Д.Р. «Некоторые подходы к формированию государственной молодежной политики»// 1991г.

10. Официальный сайт Департамента молодежной политики Краснодарского края www.molod-info.com

11. Григорьев С.И., Демина Л.Д. «Психолого-социальные основы социальной педагогики» г. Барнаул//1996г.

Информация о работе Социальные службы в решении молодежных проблем