Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 09:29, контрольная работа
Цель разбора темы – исследовать возникновение и деятельность социальных служб по делам молодежи.
Задачи данного исследования – рассмотреть историческое развитие социальной работы с молодежью, нормативно-правовые основы социальной работы с молодежью и описать деятельность социальных служб в решении молодежных проблем.
ВВЕДЕНИЕ
Историческое развитие социальной работы с молодежью…………..4
Нормативно-правовые основы социальной работы с молодежью…....5
Социальные службы в решении молодежных проблем……………..…8
3.1. Социальные службы по делам молодежи………………………….…8
Структура и задачи социальной службы для молодежи………..….13
3.3. Технологии социальной работы с молодежью……………………...15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Необходимость такого вида социальных услуг все больше осознается населением и государством.
В системе психологического консультирования различают:
- возрастно-психологические
(контроль за состоянием
- семейное психологическое консультирование (оказание помощи населению по широкому кругу семейных проблем);
- психолого-педагогическое консультирование преподавателей и воспитателей;
- консультационная работа
социального работника, в
Специалист, работающий в
области социального
1. Принцип анализа подтекста
(требование различать
2. Принцип отказа от конкретных рекомендаций (ибо человек сам должен принять решение о своей собственной судьбе).
3. Принцип стереоскопического
диагноза (именно в семейном
4. Принцип системности
(выделение системной единицы
анализа, будь то
5. Принцип уважения личности
клиента (отказ от установки
на переделывание,
6. Принцип профессиональной
направленности и
Основными направлениями деятельности медицинских учреждений, оказывающих помощь детям и подросткам, являлись до недавнего времени сугубо медицинские проблемы. Это санитарно-просветительская работа среди девочек, их родителей и педагогов, осуществление профилактических осмотров для выявления "риск-группы" и больных, оказание лечебно-профилактической помощи девочкам и девушкам с гинекологическими заболеваниями и т.д.
Однако масса проблем интимной жизни детей, право на которую отрицалось взрослыми, заставляет сегодня медицинские учреждения вводить в свои штаты психологов, психотерапевтов, социальных работников, открывать " телефоны доверия".
В настоящее время во многих
регионах России открыты центры социальной
помощи семье и детям. Работа с
подростками в них идет по обращаемости
(через "телефон доверия" и консультирование,
когда подростки анонимно обращаются
за помощью к специалисту
Получили развитие и центры здоровья подростков, планирования семьи, консультации "Брак и семья", которые оказывают консультативную, лечебно-профилактическую помощь по всем вопросам полового воспитания подростков.
Активно формируются и
интенсивно развиваются в России
службы планирования семьи и полового
воспитания. Согласно определению ВОЗ,
под планированием семьи
Как свидетельствует опыт, в развитых странах Запада реализуются две основные модели молодежной политики.
Во-первых, неконсервативная, характерна для США и некоторых других стран. Она предусматривает государственную помощь лишь отдельным, наименее защищенным и "неблагополучным" категориям молодежи при жесткой регламентации порядка расходования средств и категорий получаемой помощи;
Во-вторых, социал-демократическая, характерная для ряда стран Центральной и Северной Европы. Она исходит из признания ответственности государства за интеграцию всей молодежи в обществе, и предусматривает переход от помощи отдельным категориям молодежи к социальным программам, доступным для всех желающих молодых людей.
3.2. Структура и задачи социальной службы для молодежи
В Федеральном законе "Об
основах социального
Социальная служба - это предприятие, учреждение, организация и другие юридические лица различных форм собственности, осуществляющие социальное обслуживание, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию без образования юридического лица.
Система социальной защиты молодежи в субъектах РФ имеет следующую структуру учреждений социального обслуживания.
1.Обязательный минимум для каждого города, района, куда входят:
- центр социального обслуживания (отделения: социальной помощи на дому, дневного, временного пребывания, срочной социальной помощи);
- центр социальной помощи семье и детям;
- социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних;
- социальная гостиница;
- социальный приют для детей и подростков.
2. Дополнительная сеть в городах и районах, куда входят:
- центр психолого-педагогической помощи;
- центр экстренной
- реабилитационные центры
для лиц с ограниченными
(в том числе для детей и подростков);
- комплексные молодежные центры военно-патриотической, культурно-досуговой и спортивной направленности.
3. Республиканские, краевые, областные, окружные, межрайоннные учреждения, куда входят:
- центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
- дома-интернаты: детские, психоневрологические, специальные;
- общежития для лиц с ограниченными возможностями.
При организации социальных служб для молодежи очень важно Четко определить их задачи. Так, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних включает в себя четыре отделения: отделение диагностики, социальной реабилитации, дневного пребывания и стационар.
В задачи отделения диагностики входит: выявлять дезадаптированных детей и подростков, создавать банк данных о них; выявлять и анализировать факторы социальной дезадаптации детей, ее формы и стадии; изучать состояние здоровья, особенности личностного развития и поведения детей и подростков; разрабатывать индивидуальные программы социальной реабилитации несовершеннолетних, комплекс мероприятий, направленных на вывод их из сложной ситуации и создание условий для нормальной жизнедеятельности.
Основными задачами отделения социальной реабилитации являются: организация поэтапного выполнения программ социальной реабилитации несовершеннолетних; восстановление утраченных контактов с семьей, внутри семьи; оздоровление межличностных отношений несовершеннолетних, восстановление их социального статуса в коллективе сверстников, устранение психотравмирующих ситуаций, выработка навыков общения со взрослыми и сверстниками на основе норм нравственности; содействие в получении специальности и работы; оказание комплексной медико-педагогической и правовой помощи; решение вопросов устройства детей и подростков.
Так, например, основной задачей
московского объединения "Педагогический
поиск" являются социальная и правовая
защита, адаптация и реабилитация
выпускников и воспитанников
детских домой и школ-
3.3. Технологии социальной работы с молодежью
Социальная терапия - это
отрасль научного знания, ориентированная
на решение социально-
К общим технологиям социальной терапии можно отнести следующие технологии:
Консультирование - установление контакта путем вербальной коммуникации, выявление проблем клиента, содействие и взаимодействие в поиске их решения;
Арттерапия - «терапия искусством» через вовлечение молодого человека в культурно-досуговые мероприятия, посещение различных культурно-досуговых учреждений;
Музыкотерапия - социализация индивида путем, обращения к какой - либо музыкальной культуре, субкультуре, посещение концертов, слетов, смотров-конкурсов, тематических дискотек регулярное прослушивание музыкальных композиий;
Библиотерапия - воздействие на сознание индивида в процессе формирования смысло-жизненных ориентаций через подбор специальной литературы;
Социально-педагогические технологии - активное участие социального работника (педагога) в воспитании клиента и формировании его смысло-жизненных ориентаций;
Творческие технологии - вовлечение молодых людей коллективную творческую и созидательную деятельность, содействие развитию индивидуального творчества;
Логотерапия - (от греч. logos - слово, therapeia - уход, лечение) лечение словом. Социальная логотерапия занимается изучением методов, средств, способов влияния (взаимовлиянии) на представления людей о социальных процессах, смысле жизни, социальных ценностях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе раскрытия данной
темы нами были рассмотрены историческое
развитие социальной работы с молодежью,
нормативно-правовые основы по работе
с молодежью и описана
В социальном государстве изучение реальных потребностей молодежи в социальных услугах выступает ключевым элементом при формировании системы их социального обслуживания.
В связи с этим идет формирование педагогической базы в стране по вопросам и проблемам разных возрастных категорий молодежи. Именно благодаря таким социальным структурам многие молодые люди зачастую находят нужные решения своих насущных проблем и свой жизненный путь, как таковой. Потому что только благодаря активному участию государства, как власти в стране в делах воспитания подрастающего поколения, молодежь может научиться ориентироваться на настоящие жизненные ценности и развиваться в правильном направлении, чтобы в будущем стать достойными членами социального общества.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Всемирная программа действий, касающихся молодежи до 2000 г. и на последующий период. Резолюция принята Генеральной Ассамблеей ООН // Культура мира и демократии. Москва,1997г.
2. Указ Президента РФ от 17 мая 2000г. № 867
3. Постановлении ВС РФ от 3 июня 1993г. № 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации»
4. ФЗ «О внесении изменений
в законодательные акты
5. Федеральная программа «Молодежь России (2001-2005 годы)» //2001г.
6. Федеральная программа «Молодежь России»// 1994год
7. Федеральная программа «Молодежь России (2006-2010 годы)» //2006г.
8. С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, С.А. Гусова «Социальная работа с олодежью». Издательство «Гардарики» г. Москва//2006г.
9. Алещенок С.В., Луков В.А., Полдыева Д.Р. «Некоторые подходы к формированию государственной молодежной политики»// 1991г.
10. Официальный сайт Департамента молодежной политики Краснодарского края www.molod-info.com
11. Григорьев С.И., Демина Л.Д. «Психолого-социальные основы социальной педагогики» г. Барнаул//1996г.
Информация о работе Социальные службы в решении молодежных проблем