Социальные службы в решении молодежных проблем

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 09:29, контрольная работа

Описание работы

Цель разбора темы – исследовать возникновение и деятельность социальных служб по делам молодежи.
Задачи данного исследования – рассмотреть историческое развитие социальной работы с молодежью, нормативно-правовые основы социальной работы с молодежью и описать деятельность социальных служб в решении молодежных проблем.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ


Историческое развитие социальной работы с молодежью…………..4

Нормативно-правовые основы социальной работы с молодежью…....5

Социальные службы в решении молодежных проблем……………..…8
3.1. Социальные службы по делам молодежи………………………….…8
Структура и задачи социальной службы для молодежи………..….13
3.3. Технологии социальной работы с молодежью……………………...15




ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

система социальных служб в сфере защиты молодежи.docx

— 40.89 Кб (Скачать)

 

 

 

     СОДЕРЖАНИЕ 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 

 

 

  1. Историческое развитие социальной работы с молодежью…………..4

 

  1. Нормативно-правовые основы социальной работы с молодежью…....5

 

  1. Социальные службы в решении молодежных проблем……………..…8

3.1.    Социальные службы по делам молодежи………………………….…8

    1. Структура и задачи социальной службы для молодежи………..….13

     3.3.    Технологии социальной работы с молодежью……………………...15

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы в том, что молодежь в государстве – будущее этой страны и народа. Способность правительства позаботиться о достойном воспитании, поддержке и защите этого слоя населения является важнейшим вкладом в социальную политику страны, именно от политики государства в этой сфере зависит перемены в будущем обществе и взаимоотношениях в нем между людьми и народа с самим правительством.

Для осуществления государственной  политики по делам молодежи разработаны соответствующие законодательства, нормативные акты, федеральные программы, созданы и создаются различные социальные службы с широкой ориентировкой, спектром услуг и полномочий по делам молодежи. Вводятся совсем новые, ориентированные на новшественные методы в педагогическом и психологическом воздействии, службы.

Цель разбора темы –  исследовать возникновение и  деятельность социальных служб по делам  молодежи.

Задачи данного исследования – рассмотреть историческое развитие социальной работы с молодежью, нормативно-правовые основы социальной работы с молодежью и описать деятельность социальных служб в решении молодежных проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1.  Историческое развитие социальной работы с молодежью

 

До 1920г. во многих странах  государственная молодежная политика не выделялась в самостоятельную  сферу и ограничивалась защитой  несовершеннолетних в сфере труда. Забота о молодежи воспринималась как  христианская помощь беднякам. Однако постепенно она стала рассматриваться  как часть государственной системы, направленной на разрешение конфликтов в обществе. В соответствии с этим выстраивалась система надзора  за молодежью. В последствии идеи надзора за молодежью сложились в концепцию помощи и поддержки молодежи, а инициатива в этой области стала регулироваться законодательством.

В 1920-х годах в советской  России в рамках государственной  молодежной политики начинает разрабатываться  концепция государственной поддержки  молодежи. Решающее значение имел III съезд  Российского коммунистического  союза молодежи (октябрь 1920; 1926 - ВЛКСМ), провозгласивший, что молодежная организация  «комсомол» - приобрела, особые полномочия по представлению интересов молодежи и стала важнейшим элементом  общества в решении молодежных проблем.

Комсомол выполнял задачи государственной молодежной политики, представляя актуальные направления  государственной поддержки молодежи, всех ее категорий. В этой деятельности сочетались однозначная постановка общественных целей, широкий охват  молодежных проблем, соединение государственных  и общественных механизмов решения крупномасштабных задач.

В советский период существовало 3 направления поддержки молодежи, обладающих правовым обеспечением:

- труд и занятость;

- образование;

- здравоохранение. 

2. Нормативно-правовые основы социальной работы с молодежью

 

В современной государственной  молодежной политике основные Концептуальные положения прописаны в Постановлении  ВС РФ от 3 июня 1993г. № 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации», которое до января 2005г. было главным  документом, диктующим государственную молодежную политику.

Объекты государственной  молодежной политики:

- граждане Российской  Федерации, включая лиц с двойным  гражданством от 14 до 30 лет во  время пребывания их на территории  Российской Федерации, если это  влечет обязанности федеральных государственных органов;

- молодые семьи - семьи  в первые 3 года после заключения брака, в случае рождения детей - без ограничения периода брака), при условии, что один из супругов не достиг 30 летнего возраста, а так же неполные семьи, в которых отец или мать не достигли 30 лет;

- молодежные объединения.

Субъекты государственной молодежной политики:

- государственные органы  и должностные лица (указом Президента  РФ от 17 мая 2000г. № 867 Государственный  комитет по молодежной политике  был упразднен, его функции  были переданы Министерству образования РФ);

- молодежные объединения и ассоциации;

- молодые граждане.

Принципы государственной молодежной политики:

- сочетание государственных,  общественных интересов и прав  личности в реализации государственной молодежной политики;

- привлечение молодых  граждан к участию в формировании  политики и программ для молодежи;

- обеспечение правовой  и социальной защиты молодых  граждан;

- предоставление молодому  гражданину гарантирование государством  минимума социальных услуг по  обучению, воспитанию, духовному и  физическому развитию, охране здоровья, трудоустройству;

- приоритет общественных  инициатив по сравнению с соответствующей  деятельностью государственных  органов и учреждений при финансировании  мероприятий и программ, касающихся  молодежи.

Направления:

- обеспечение соблюдения прав молодежи;

- обеспечение гарантий в сфере занятости;

- содействие предпринимательской деятельности молодежи;

- государственная поддержка молодой семьи;

- гарантии предоставления социальных услуг;

- поддержка талантливой молодежи;

- формирование условий  для физического и духовного развития молодежи;

- поддержка деятельности  молодежных и детских объединений;

- содействие международным молодежным обменам.

Меры реализации:

- принятие специального  законодательства и иных правовых  актов, решений местных органов власти и управления;

- внесение изменений и  дополнений в законодательство и иные акты;

- разработка и выполнение  государственной молодежной политики  комплексного и целевого характера;

- создание Российского  фонда Федеральных молодежных  программ для организации и  финансового обеспечения приоритетных  программ развития молодежи, а  также формирование аналогичных  региональных и территориальных фондов;

- выделение в федеральном  и местном бюджетах отдельных  ассигнований на финансирование  мероприятий в области молодежной  политики;

- создание государственных  органов по делам молодежи  и социальных служб различного профиля.

В 1994году была принята Федеральная  программа «Молодежь России». Для  создания механизма решения молодежных проблем предоставление бюджетных  средств на развитие приоритетных направлений  молодежной политики.

В 1998году принимается новая  Федеральная программа «Молодежь  России на 1998-2000г.г.» Основная ее часть  заключалась в формировании и  укреплении правовых, экономических  и организационных условий для  гражданского становления и социальной самореализации молодежи. Программой предусматривалось формирование законодательно-нормативной  базы, разработка и поэтапное внедрение  системы долгосрочного кредитования и иных форм поддержки молодежи в  целях получения образования, поддержки  деловой активности, строительства  жилья, домашнего хозяйства. Так  же формирование системы органов  для временной и вторичной  занятости молодежи, развития предпринимательства. Развитие условий для духовно-нравственного  воспитания, гражданского и патриотического становления молодежи.

В 2000 году утверждена целевая  программа «Молодежь России (2001-2005 годы)», направленная на создание и  развитие правовых, экономических, организационных  условий для воспитания у молодежи в условиях демократического общества, рыночной экономики, правового государства, личностную самореализацию молодых людей.

 

 

 

 

 

 

 

    1. Социальные службы в решении молодежных проблем

3.1.  Социальные  службы по делам молодежи

 

Изучение реальных потребностей молодежи в социальных услугах выступает  ключевым элементом при формировании системы их социального обслуживания. Согласно исследованиям молодежь нуждается, прежде всего, в бирже труда, пунктах  правовой защиты и юридического консультирования, работе телефона доверия и далее - в сексологической консультации, центре помощи молодой семье, общежитии - приюте для подростков, оказавшихся  в конфликтной ситуации дома. При  этом молодые рабочие отдают предпочтение пунктам правовой защиты и юридического консультирования, молодежной бирже  труда, центру помощи молодой семье; учащиеся - телефону доверия, сексологической  консультации, бирже труда.

Одной из главных проблем  молодых рабочих является трудоустройство, хорошо оплачиваемая и интересная работа. Переход к рынку предполагает коренное преобразование стимулов и  мотивов экономической активности людей, формирование готовности и способности  молодого поколения жить и работать в новых условиях. Изучение отношения  к труду различных категорий  молодежи показало, что для большинства  молодых людей очень важно  в жизни иметь интересную работу, хорошие отношения в трудовом коллективе, хорошие условия труда. На это указали от 67 до 75% опрошенных. Несколько меньшее значение придается необходимости ощущать устойчивость своего служебного положения, возможности проявить свои способности - только 50% опрошенных. Наконец, наименьшую по степени важности оценку получила возможность профессионального роста, служебной карьеры - 35%.

Понятно и выдвижение учащейся молодежью в число приоритетных центров "Телефона доверия". Это  вызывается возросшей конфликтностью современного бытия, отсутствием зачастую понимания в семье, школе, неумением  найти настоящих друзей и просто общаться. Лишь 10-17% респондентов считают, что атмосфера в школах и училищах нормальная, благоприятная, почти каждый второй указывает на отсутствие понимания между педагогами и учащимися,65% признали, что духовной близости ни с кем из педагогов не чувствуют. Более 50% не удовлетворены своим статусом в семье: одни жалуются на ощущение одиночества, другие - на чрезмерную опеку со стороны взрослых, третьих не устраивает необходимость подчиняться старшим.

Решение возникающих в  молодежной сфере социальных проблем  не может быть реализовано без  организации социальной работы, разворачивания деятельности социальных служб для  несовершеннолетних и молодежи.

Социальная работа среди  молодежи рассматривается как обеспечение  наиболее благоприятных социально-экономических  условий развития каждого молодого человека, способствующая социальному  становлению личности, обретение  ею всех видов свобод и полноценного участия индивидов в жизни общества.

При организации деятельности социальных служб для несовершеннолетних и молодежи осуществляется целый  комплекс мер. Решается задача по созданию и развитию комплекса специализированных служб и учреждений по указанию подросткам и молодежи разнообразных медико-социальных, психолого-педагогических, реабилитационных и социально-правовых услуг.

Для детей и подростков, испытывающих жестокое обращение в  семье и насилие, создаются социальные приюты.

С начала 1992 года на базе семи приемников-распределителей для  несовершеннолетних созданы центры социальной реабилитации детей и  подростков, организуются приюты для  детей, оказавшихся вне внимания семьи и интернатных учреждений. Ведется работа по созданию при приемниках-распределителях служб, направленных на ресоциализацию подростков с девиантным поведением.

Кроме этого в ряде регионов созданы Центры (комплексы) социальной реабилитации и адаптации подростков, функции которых значительно  расширены. В составе Центров  помимо приютов, учебной части, отделения  временной изоляции несовершеннолетних созданы реабилитационные службы (малые  производственные подразделения, детская  гостиница, полиграфическая и швейная  мастерские, теплица и т.д.), психолого-оздоровительный центр.

Обеспечение полноценного физиологического и интеллектуального развития личности, подготовка молодого поколения к  самостоятельной и трудовой взрослой жизни объективно ставят задачу создания целой системы социальных служб, призванных заниматься этими проблемами, в том числе психологической  службы. В настоящий период она  представлена психологами в детских  садах и школах; семейной психологической  службой, организационно оформленной  в виде городских или районных психологических консультаций; социальной службой, центральной фигурой которой является социальный работник.

Базисными видами деятельности специалистов, указанных служб, являются психолого-профилактическая, психолого-диагностическая  и коррекционная работа, а также  консультационная деятельность.

Информация о работе Социальные службы в решении молодежных проблем