Социальные роли и статусы личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 19:53, реферат

Описание работы

Актуальность данной темы заключается в том, что множественность социальных ролей, исполняемых человеком, противоречивость ролевых требований и ожиданий – это реальность современного динамичного общества. Для успешного разрешения частных житейских проблем и серьезных конфликтов полезно разобраться в соотношении социальных ролей и личности.

Содержание

Введение
1. Сущность социального статуса
2. Общая характеристика социальной роли
3. Влияние социальной роли на развитие личности
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

СОЦ.doc

— 70.50 Кб (Скачать)

      Для любого общества не менее важно предписывание  ролей в соответствии с возрастом. Приспособление индивидов к постоянно  меняющимся возрасту и возрастным статусам - вечная проблема. Не успевает индивид приспособиться к одному возрасту, как тут же надвигается другой, с новыми статусами и новыми ролями. Едва юноша начинает справляться со смущением и комплексами юности, как он уже стоит на пороге зрелости; едва человек начинает проявлять мудрость и опытность, как приходит старость. Каждый возрастной период связан с благоприятными возможностями для проявления способностей человека, более того, предписывает новые статусы и требования обучения новым ролям. В определенном возрасте индивид может испытывать проблемы, связанные с приспособлением к новым ролевым статусным требованиям. Ребенок, о котором говорят, что он старше своих лет, т. е. достиг статуса, присущего старшей возрастной категории, обычно полностью не реализует свои потенциальные детские роли, что отрицательно сказывается на полноте его социализации. Часто такие дети чувствуют себя одинокими, ущербными. В то же время статус незрелого взрослого человека представляет собой комбинацию статуса взрослого с установками и поведением, свойственными детству или юности. У такой личности обычно возникают конфликты при исполнении ролей, соответствующих ее возрасту. Эти два примера показывают неудачное приспособление к возрастным статусам, предписанным обществом.

      Освоение  новой роли может иметь огромное значение для изменения человека. В психотерапии существует даже соответствующий метод коррекции поведения - имиджетерапия (имидж - образ). Пациенту предлагают войти в новый образ, сыграть роль, как в спектакле. При этом функцию ответственности несет не сам человек, а его роль, которая задает новые шаблоны поведения. Человек вынужден поступать иначе, исходя из новой роли. Несмотря на условность такого метода, эффективность его использования была достаточно высока, поскольку субъекту давалась возможность высвободить подавленные влечения если не в жизни, то хотя бы в процессе игры. Широко известен социодраматический подход к интерпретации человеческих поступков. Жизнь рассматривается как драма, каждый участник которой играет свою специфическую роль. Проигрывание ролей дает не только психотерапевтический, но также и развивающий эффект. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение 

      В ходе рассмотрения темы «Социальный  статус и роли личности» мы смогли дать четкое определение понятиям «социальный  статус» и «социальная роль», определить их важнейшие характеристики и  рассмотреть их разновидности.

     Итак, социальный статус - то место в общественной системе, которое занимает конкретный человек; это совокупность ролей, которые вынужден выполнять человек, занимая определённое положение в обществе.

      Социологи отличают предписанные и приобретенные статусы. Если первые определяются обстоятельствами, местом рождения, то вторые – усилиями самого человека. Социальные статусы могут быть формализованными и неформализованными.

      Социальная роль - это набор функций, более или менее четко определенный шаблон поведения, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус в обществе.

     В качестве основных ролей следует выделить семейно-бытовые, профессиональные и общественно-политические роли.

     В структуре социальных ролей выделяют четыре компонента: описание, предписание, оценка и санкция.

      Влияние социальной роли на развитие личности достаточно велико. Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к  жизни он является.

      Функции, статусы и социальные роли образуют своеобразный стыковочный механизм, благодаря которому поведение человека становится предсказуемым, надежным для общества, а сам он становится носителем его культуры.

      Социальные  статусы и роли как средства описания взаимосвязи личности и общества позволяют во многом по-новому осмыслить социальную жизнь, установить более ясные "осязаемые" научно-логические механизмы подключения личности к сложным социальным образованиям, и в этом немалая заслуга социологической статусно-ролевой теории.

      Список  использованной литературы 

      1. Бондарь А.Ф. Социология: модульный курс. Учебное пособие / А.Ф. Бондарь, Н.В. Грабовенко, С.Т. Крикунова; Луганск: Издательство Элтон-2, 2009. – 374 с.

      2. Василенко И.В. Общество : элементы взаимосвязи : учеб. пособие / И. В. Василенко, Н.В. Дулина ; ВолгГТУ.- Волгоград, 2001.- 80 с.

      3. Козлова О.Н. Личность - граница и безграничность социального / О. Н. Козлова; Социально-гуманитарные знания.- 2003.- №4.- С. 81-97.

      4. Лебедева, С.О. Социология : учеб. пособие /С. О. Лебедева, Ю. П. Дубровченко ; ВолгГТУ.- Волгоград : Политехник, 2006.- 48 с.

      5. Общая социология : учеб. пособие /ВолгГТУ.- Волгоград : Политехник, 2007.- 85 с. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Социальные роли и статусы личности