Социальные работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 10:12, реферат

Описание работы

Социальные ценности - более или менее общепризнанные поведенческие стандарты, т. е. разделяемые обществом или социальной группой убеждения по поводу целей, которых необходимо достигнуть, и тех основных путей и средств, которые ведут к этим целям. На основе этих ценностей вырабатываются социальные нормы. К числу важнейших социальных ценностей принадлежат, например, такие, как свобода, равенство, братство, мир, честь и достоинство личности, социальная справедливость, гражданский долг, солидарность, материальное благополучие, духовное богатство и многое другое.

Чтобы лучше разобраться с этими вопросами, следует рассмотреть философию социальной работы. Философия социальной работы - это идеология профессиональной деятельности. Её основу составляют ценности и идеалы, оформившиеся в процессе эволюционного развития социальной работы как общественной профессии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ЦЕННОСТИ И ИДЕАЛЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

1.1. Основа ценностей социальной работы

1.2. Философские ценности и идеалы

1.3. Уровни ценностей

ГЛАВА II. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА

2.1. Моральные качества

2.2. Этический кодекс и его принципы

2.3. Этические дилеммы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

Работа содержит 1 файл

идеалы.rtf

— 136.97 Кб (Скачать)

     Основанные на сочувствии и доверии, отношения между социальным работником и его клиентом больше всего похожи на дружбу. Как и дружба, они являются формой межличностных отношений, т. е. направлены на установление личных связей между людьми. Дружба, однако, предполагает равенство сторон, тогда как отношения между социальным работником и его клиентом неравны. Действительно, эти отношения предполагают помощь клиенту со стороны социального работника, но не наоборот. Доверяя социальному работнику, клиент убежден, что ему помогут в решении его проблем. Его убежденность в этом является психологическим фактором, влияющим на эффективность социальной работы. 

     2.2. Этический кодекс и его принципы 

     Наиболее известная декларация о ценностях этики, которой руководствуются все современные социальные работники, это «Кодекс этики Национальной Ассоциации социальных работников», принятый в США В 1997 г. Принципы, содержащиеся в Кодексе, являются как предписывающими, так и запрещающими. Следуя логике научного познания, «принцип» определяется как основная истина, исходное положение какой-либо теории, учения, мировоззрения и т. д.

     В Кодексе сформулированы принципы, формирующие личность социального работника, его специфический подход к овладению профессией и принципы, касающиеся сто отношений с отдельными людьми или группой.

     Специалист по социальной работе должен заниматься социальной практикой. При всей очевидности и даже банальности звучания, это один из фундаментальных принципов профессиональной деятельности социального работника. Однако неудивительно, что в настоящее время из-за недостаточной разработанности квалификационных характеристик, можно обнаружить преобладание той или иной отрасли научных знаний (психологии, социальной педагогики, социальной медицины, социологии и т. д.). И именно указанный принцип ориентирует социального работника, с одной стороны, делать только то, что ему разрешено законом, реализуя навыки и умения, полученные в процессе обучения, а с другой стороны, он фиксирует содержание, цели и задачи социальной практики как феномен нашего общества, наличие профессиональной деятельности определенной группы специалистов.

     Деятельность социального работника -- это зона доверия между людьми, путь к их взаимопониманию, обучению. Он должен обладать навыками влияния не только на самого клиента, но и на его окружение, групповое общение, на ситуацию в социуме. Это особенно важно сейчас, когда распадаются традиционные типы связей, когда в условиях становления до цивилизованных рыночных отношений происходит изменение духовно-нравственной сферы и вследствие бессилия структур государственной власти личность и семья оказались в социально-экстремальной ситуации.

     Социальный работник должен использовать себя осознанно. Социальный работник, планируя свою деятельность, опирается на практические умения. Первичным инструментом социального работника является он сам. Поэтому большую роль в его оценке каких-нибудь предрассудков или предпочтений, сильных или слабых сторон личности играет самообразование или самосознание. Базовым элементом практики социальной работы является способность работников строить и поддерживать эффективные отношения по оказанию помощи населению. Эти отношения требуют понимания социальным работником мыслей клиентов, их восприятия и реакций на окружающий мир. Социальный работник должен быть способен отступать, если это необходимо, от стандартов в работе и критически рассматривать собственную профессиональную деятельность.

     Социальный работник должен придерживаться профессиональной объективности. Клиент, прежде чем войти в контакт с профессиональным помощником, пытается либо сам решить свои проблемы, либо обращается за помощью в семью, к друзьям или к другим людям. Но часто такие контакты носят эмоциональный характер, что мешает ясному пониманию сути проблем и их разрешению. В противоположность помощнику из бытового окружения профессионал вносит новое измерение и в отношения с клиентами, и в выяснение их трудностей, придерживаясь при этом эмоционального нейтралитета.

     Сохранять нейтралитет, не проявляя при этом безразличия и незаинтересованности, может только достаточно искусно балансирующий социальный работник. Другая крайность состоит в недостаточной заинтересованности в делах клиента, и это проявляется в неумении (нежелании) пробудить его энергию, в худшем случае у клиента пропадает желание проявлять эмоциональную энергию, необходимую для изменения или разрешения своих сложных житейских ситуаций.

     Кроме того, профессиональная объективность важна для сохранения психического здоровья социального работника. Эмоциональная же беспристрастность необходима для поддержания собственной независимости и. способности эффективно решать профессиональные задачи.

     Социальный работник должен уважать человеческую непохожесть.

     Деятельность социального работника ориентирована на людей из всех слоев общества, представляющих различные национальные и этнические образования, культуры, имеющих какие-либо физические или умственные недостатки, на людей разных полов, сексуальных предпочтений и возрастов. Он должен это помнить и уважать ценности своих клиентов. То, что иногда может показаться социальному работнику отклонением от нормы, в действительности, скорее всего, является нормальным ведением клиента, соответствующим каким-то иным установкам, социальному опыту. Учет этих многообразных восприятий жизни, терпимость по отношению к ним обусловливают эффективность практической социальной работы.

     Социальный работник должен добиваться личного и профессионального роста. Социальная работа была и остается одной из самых трудных профессий. Процесс оказания помощи людям, связанный с изменяющейся средой, требует, чтобы социальный работник находился в гармонии с миром. Невозможно быть чутким к клиенту и творческим работником, взаимодействовать с широким кругом клиентов, имея узкий, непрофессиональный взгляд на жизнь. Поэтому следует непрерывно добиваться своего роста и развития и в качестве личности, и в качестве профессионала.

     Социальный работник должен осознанно применять конкретные звания и навыки в конкретной ситуации.

     Социальный работник должен постоянно спрашивать себя, какие конкретные знания применимы в данной ситуации Знания, почерпнутые из самой жизни, в результате практических экспериментов и полученных впечатлений являются ценными, тем не менее, следует тщательно искать и осваивать наиболее прогрессивные теоретические новинки, апробированные и доступные для анализа. Эмпирический базис программы социального обслуживания должен быть результатом тщательного планирования на основе проверенных фактов, а не работой вслепую, методом предчувствий, «проб и ошибок». Социальный работник должен также осознавать, что вера клиента является могучим стимулом к действию. Для изменения себя или ситуации он должен ощутить внутренние ресурсы, осознать роль собственных ценностей в предстоящей борьбе. Социальный работник обязан воспринимать клиента как неповторимую личность. Полного знания о клиенте не может быть никогда, это невозможно. Вместе с тем, следует стремиться к тому, чтобы получить знания, необходимые для оказания помощи. При этом главным источником информации служит сам клиент.

     Социальный работник должен заниматься целостной личностью. Большинство профессий сосредотачиваются только на одном измерении человеческой личности. Например, врачи интересуются главным образом физическим благополучием, учителя занимаются интеллектуальным развитием, а психологи -- эмоциональными процессами. Социальная работа является уникальной среди профессий, поскольку направлена на человека целостного -- его биологическое, психологическое, социальное и духовное состояние.

     Социальный работник должен предоставлять клиенту современное видение проблем. Успех оказания профессиональной помощи во многом зависит от современного понимания разных подходов к имеющимся проблемам.

     Социальный работник должен с достоинством вести деловые отношения с клиентом. Воспринять клиента таким, каков он есть, не означает одобрить все его поступки. Однако каждый из них обязательно должен встретить достойный прием. Коммуникативная связь предполагает, что социальный работник будет избегать установления вины или невиновности клиентов. Это состояние неосуждаемости со стороны профессионального помощника помогает клиентам сосредоточиться на своих достоинствах, сводя к минимуму страх быть воспринятыми негативно ила неточно. В то же время неспособность работника адаптировать некритический подход приводит к стандартизации или недооценке особенностей, специфичности встречающихся ситуаций. Обслуживание клиентов с достоинством помогает социальным работникам избежать навязывания своих пристрастий или стандартов.

     Социальный работник должен основываться на знании возможностей клиента. Профессиональная специализация социального работника формируется на основе изучения различных специфических потребностей человека: физических, психологических и социальных. Но для определения этих потребностей необходимо знать, в какой мере он способен противостоять воздействиям окружающей среды. Социальный работник обязан составить реалистическую картину возможностей своих клиентов, помочь им раскрыть и эффективно использовать свои силы.

     Социальный работник должен привлекать клиента к максимальному решению своих проблем. Социальный работник должен работать с клиентом, а не за или вместо него. Мало пользы принесет установление усложненного диагноза ситуации клиента, если он не понимает или не принимает его. Эффективно изменить ситуацию возможно только тогда, когда те, кто должен измениться, сами ясно поймут такую необходимость, и у них появится желание и возможность действовать.

     Социальный работник должен способствовать максимальному самоопределению клиента. Социальный работник должен руководить процессом оказания помощи, а не клиентом. Данный подход устанавливает право клиентов принимать участие в тех решениях, которые повлияют на их жизнь. Социальный работник помогает клиентам исследовать альтернативы и их возможное значение, но не диктует окончательный выбор возможностей.

     Принцип самоопределения допускает, что клиент способен принять соответствующие решения в отношении себя или других людей. Иногда это предположение не является обоснованным, ибо не все клиенты представляют себе последствия своих поступков, порой отсутствие способностей или эмоциональная неуравновешенность не позволяют им судить здраво. Поэтому они могут избрать действия, вредные для них самих или для других людей. В таких ситуациях социальный работник должен взять на себя принятие решения. При этом он использует метод убеждения, принуждения, обращения к властным структурам, закону и т. д. Ответственность за принятие решений за клиентов социальный работник должен брать на себя лишь в исключительных случаях и только после тщательного анализа сложившейся ситуации, имея в виду необходимость как можно скорее возвратить эту возможность клиенту.

     Социальный работник должен помочь клиенту приобрести навыки самоуправления возникающими проблемными ситуациями. Один из подходов в профессиональной деятельности социального работника предполагает, что процесс оказания помощи людям состоит в том, чтобы они заучились в настоящем и будущем помогать себе сами. Главным выводом из рассматриваемого принципа является лозунг: делайте для клиента то, что он может сделать для себя сам.

     Социальный работник должен работать с клиентом конфиденциально. Личность и семьи, ищущие помощи у социального работника, часто раскрывают сугубо личные аспекты их жизни, В группах клиенты также могут раскрывать свои тайны, воспринимать ситуации, которые могли быть затруднительными и причиняющими беспокойство в публичной жизни. Кроме того, иногда используемая в социальной сфере информация об отдельных людях, организациях имеет статус секретной, носит конфиденциальный характер. Из этого следует, что все социальные работники должны иметь представление о степени конфиденциальной информации и условиях работы с ней. 

     2.3. Этические дилеммы 

     Рассмотренные нравственные парадигмы и ценностные ориентиры -- жизнь, достоинство человека, гуманность, добро, социальная справедливость -- являются теми основами, на которых строится социальная работа. На практике социальным работникам приходится сталкиваться с разнообразными этическими проблемами и дилеммами вследствие их обязательств по отношению к клиентам, коллегам, собственной профессии и обществу в целом.

     Большинство затруднений для социального работника обусловлено необходимостью выбора между двумя или более противоречивыми обязанностями и обязательствами. Например, Этический кодекс НАСР провозглашает, что «социальный работник не должен участвовать в каких-либо действиях, которые нарушают или уменьшают гражданские или юридические права клиентов». Однако тот же кодекс указывает, что «социальный работник должен соблюдать свои обязательства перед организацией -- работодателем». Совершенно реальна ситуация, когда эти два принципа противоречат один другому, если политика учреждения, которому переданы права, приводят к нарушению гражданских прав клиентов, например, обязательная ежемесячная оплата за квартиру при длительной невыплате заработной платы.

     Законы постановления и благополучие клиента. Законодательство не может предусмотреть все многообразие социальной жизни, поэтому иногда благополучие клиента вступает с ним в противоречие. В некоторых случаях социальные работники заявляют, что законам, постановление ям не следует подчиняться, в противном случае, будет нанесен вред клиенту. Например, социальные работники принимали решение не подчиняться местным законам, требующим ставить власти в известность об издевательствах и рукоприкладстве над детьми, считая, что ребенок подвергнется большему риску, если об этом сообщить местным правозащитным властям.

Информация о работе Социальные работы