Социальные нормы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:03, курсовая работа

Описание работы

Социальные нормы общества в своем комплексе нормативно регулируют все общественные отношения и через преобразующую деятельность людей. Общество, как совокупность различной людской деятельности требует соответствующего четкого управления и регулирования. Это совершается при помощи различных норм, которые подразделяются на технические (связанные с наиболее эффективным влияние человека на природу, внешний мир), санитарно-гигиенические, биологические (обеспечивают правильное функционирование человеческого организма и предотвращение болезней) и социальные (регулируют отношения между людьми).

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3
Понятие социальных норм, их соотношение с техническими…………… 5
Виды социальных норм. Их общая характеристика……………………… 11
Экономические нормы…………………………………………………… 11
Политические нормы……………………………………………………… 12
Религиозные нормы……………………………………………………… 14
Нормы морали……………………………………………………………… 16
Обычай……………………………………………………………………… 19
Нормы права………………………………………………………………… 24
Корпоративные нормы…………………………………………………….. 26
Соотношение норм права с иными социальными нормами…………… 28
Право и обычай……………………………………………………………… 28
Право и религиозные нормы………………………………………………. 32
Право и моральные нормы………………………………………………… 35
Заключение……………………………………………………………………... 39
Список литературы…………………………………………………………….. 41

Работа содержит 1 файл

Документ1.docx

— 82.52 Кб (Скачать)

Статья 99 Конституции РФ, не употребляя слова «обычай», тем  не менее, закрепляет давно сложившееся  правило, согласно которому «первое  заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат». По мнению Е.В. Колесникова, именно на основе соответствующих обычаев  изданы указы Президента РФ о Дне  государственного флага, о символике  России, о возвращении некоторым  городам и населенным пунктам  их старинных названий; введена процедура  инаугурации (вступления в должность) избранных народом президентов  и губернаторов, принятия ими присяги. Сохраняется обычай увековечивать  память выдающихся людей - государственных  и общественных деятелей, полководцев, писателей, поэтов, художников; лиц, погибших в Великой Отечественной войне.

Право и государство подходят к тем или иным обычаям дифференцированно - старые, неугодные обычаи отсекаются; новые, полезные поощряются. Следует  иметь в виду, что в обычаях  есть немало консервативного, застывшего, неприемлемого. Это - наслоение ушедших  времен.

В связи с развитием  в России рыночных отношений и  переходом от запретительных методов  правового регулирования к дозволительным роль юридических обычаев возрастает. К этому ведет расширение экономической свободы личности, действие принципа «не запрещенное законом разрешено», стимулирование предпринимательства, частной инициативы.

Традиции - близки к обычаям  и во многом идентичны им. Однако их создание не обязательно с существованием соответствующей нормы, а возникает  на базе распространения какого -либо поведения, воспринятого тем или иным коллективом либо обществом в целом. Как и обычая традиции опираются не только на поддержку общественного мнения , но и на психологические факторы - стремление людей следовать общепринятому поведению, боязнь осуждения со стороны окружающих.

 

3.2 Право и религиозные  нормы

Понятие религиозная мораль встречается в нашей жизни  довольно часто. К этому понятию  давно привыкли, его широко используют ученые, публицисты, писатели и пропагандисты.

Чаще всего под «религиозной моралью» понимают систему нравственных понятий, норм, ценностей, которые обоснованы религиозными идеями и представлениями.

Мораль и религия - это  социальные явления, каждое из которых  имеет качественное своеобразие. Говоря о «религиозной морали», необходимо соотнести это понятие и с  религией и с нравственностью  как формами общественного сознания, со свойственным каждой из них специфическим  способом регуляции социального  поведения человека.

Наиболее расширительное толкование «религиозной морали» сводится к тому, что под ней понимают вообще нравственное сознание верующего. Так, В.Н.Шердаков, например, замечает: «Религия в полном смысле слова органически включает в себя учение о том, как следует жить, что считать добром и что злом; мораль составляет существенную сторону любой религии». Но ведь за поступками, намерениями, мыслями верующего далеко не всегда стоят именно религиозные мотивы. Поэтому я согласна с мнением многих ученых, что близость морали и религии по ряду внешних признаков не дает еще полного основания говорить о целесообразности использования в научной и пропагандистской литературе понятия «религиозная мораль» как внутренне логичного и теоретически адекватно отражающего в себе известное явление.

Для того чтобы лучше понять смысл толкования «религиозной морали»  попытаемся выяснить значение «религиозной заповеди» и «нравственности».

Религиозные заповеди предполагают у верующего соображения только внешней целесообразности, которые  выступают как мотивы религиозного поведения. Понятно, что такого рода мотивация противоречит самому духу нравственности. Так, отношение к  добру в религии представляется весьма противоречивым. С одной стороны, добро объявляется высшей ценностью, и добро совершается ради него самого. И в этом невольный шаг навстречу морали, невольное ее полупризнание, которое, однако, не может быть признано религией целиком, так как тогда самой религии не осталось бы места.

В морали же в специфическом  характере мотивации следования нравственной норме и заключается  своеобразие собственно морального момента.

Таким образом, обусловленность  так называемой «религиозно-нравственной»  нормы идеей бога, сверхъестественная санкция «религиозной морали» лишает ее собственно нравственного содержания. «Поэтому следует согласиться с  мнением В.В.Клочкова, что «нормы, которые обычно рассматриваются в нашей атеистической литературе как «религиозно-нравственные», на самом деле являются нормами специфически религиозными». Другими словами, речь идет о том, что одни и те же общественные отношения могут регулироваться различными видами социальных норм, каждая из которых воздействует на них своими, только ей присущими способами»11 Кучинский С.А. Человек моральный. М.1989.с.83.

Санкции и критерии религиозной  и нравственной норм отличаются, равно  как и побуждения к их осуществлению. Обоснование правомерности употребления понятия «религиозная мораль» не может строиться лишь на констатации  ряда черт внешнего сходства между  моралью и религией. «Понятие «религиозная мораль» нельзя признать удачным, ибо  в нем смешивается то, что как  раз должно различаться. Не случайно Г.В.Плеханов брал понятие «религиозная мораль» в кавычки, а А.Бебель утверждал, что «мораль не имеет  ровно никакого отношения ни к  христианству, ни к религии вообще»22 Кучинский С.А. Человек моральный. М.1989.с.87.

Право и религия - это системные  регуляторы общественной жизни в  прошлом и настоящем. Они могут, находится в состоянии взаимоподдержки и конфликта. Взаимоподдержка названных социальных регуляторов проявляется в следующем:

Во-первых, и право, и религия  воздействуют на один и тот же объект - поведение людей, основанное на их сознании и воле.

Во-вторых, Российская федерация  согласно ст. 14 Конституции РФ является светским государством. Правовое положение  церкви в современной России, ее взаимоотношения с государством наряду с конституционными положениями  регулируются ГК РФ и Федеральным  законом « О свободе совести  религиозных объединениях» от 26 сентября 1997г. СЗ РФ 2001г. №39 С. 867

В-третьих, в течение тысячелетий  религия учит человека познавать  религиозно нравственные предписания - нормы, побуждающие повиноваться таким  установкам, как «относись к другому  как к самому себе», «не лжесвидетельствуй», «не укради» и другим. Регулярное соблюдение таких норм людьми приводит к «переводу» их в индивидуальное сознание, создает предпосылку для правомерного поведения, отвечающего требованиям права и законности.

В-четвертых, надо иметь в  виду, что существуют легальные и  нелегальные религиозные организации. Церковь - особый тип самоуправляемой  религиозной организации. Она объединяет единоверцев на основе общности вероучения и противопоставляет им иноверцев. В действительности, как подтверждает история такие противопоставления, основанные на религиозных убеждениях, например свойственных религиозному экстремизму, могут принимать крайние формы. Очевидно, право, юридические нормы  в этом плане выступают значительным сдерживающим фактором, смягчают остроту  противостояния, способствуют достижению определенного согласия договорным цивилизованным путем. Современная  реальность подтверждает существование  ортодоксальных религиозных направлений (например, японская религиозная секта  Аум Сенрике), отрицательно влияющих на личность, разрушающих ее ценностные ориентации, отношения с близкими людьми, причиняющих вред физическому и психическому здоровью людей.

Такого рода деятельность так же основывается на определенных установках, нормах, принятых в религиозной  секте, регулирующих отношения участников такого сообщества между собой и  с иными лицами. Соотношение этих норм с нормами права характеризуется  конфликтностью. Это следует из содержания ст. 239 УК РФ, предусматривающей уголовную ответственность за создание религиозного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами, либо с побуждением их к отказу от исполнения гражданских обязанностей. Головкин Р.Б. Мамчун В.В См. ук. сочинение С 45.

 

3.3 Право и моральные  нормы

Слово «мораль» (от латинского mos, mores - нрав, нравы, обычаи) означает в современном языке то же самое, что и слово «нравственность». Поэтому большинство специалистов не проводят строгого разграничения между моралью и нравственностью и считают эти слова синонимами.

Для того чтобы раскрыть природу морали, нужно попытаться выяснить, как, какими способами она  согласует личный и общественный интересы, на что она опирается, что  вообще побуждает человека быть моральным.

Если право, например, опирается прежде всего на принуждение, на силу государственной власти, то мораль - на убеждение, на силу сознания, общественного и индивидуального. «Можно сказать, что мораль держится как бы на трех «китах». Блюмкин В.А. Этика и жизнь. М.1987.с.17.

Во-первых, это - традиции, обычаи, нравы, которые сложились в данном обществе, в среде данного класса, социальной группы. Формирующаяся личность усваивает эти нравы, традиционные формы поведения, которые входят в привычку, становятся достоянием духовного мира личности.

Во-вторых, мораль опирается  на силу общественного мнения, которое  с помощью одобрения одних  поступков и осуждения других регулирует поведение личности, приучает ее соблюдать моральные нормы. Орудиями общественного мнения являются, с  одной стороны, честь, доброе имя, общественное признание, которые становятся следствием добросовестного выполнения человеком  своих обязанностей, неуклонного  соблюдения им моральных норм данного  общества; с другой стороны, стыд, пристыжение человека, нарушившего нормы морали.

Наконец, в-третьих, мораль основывается на сознательности каждой отдельной  личности, на понимании ею необходимости  согласования личных и общественных интересов. Этим определяется добровольный выбор, добровольность поведения, что  имеет место тогда, когда прочной  основой морального поведения личности становится совесть.

Таким образом, можно сделать  вывод, что для личностного отношения  к морали существенно не только то, что от ее усвоения зависят сам  склад личности и поведение человека, а следовательно, отношение к нему других людей в обществе, его положение среди них, но и то, что усвоение человеком морали, тип его моральности в громадной степени зависят от него самого, от его активности, от его жизненной позиции.

Человек моральный отличается от аморального, от того, у которого «ни стыда, ни совести» Блюмкин В.А. Этика и жизнь. М.1987.с.19., не только и даже не столько тем, что его поведение гораздо легче регулировать, подчинять существующим правилам и нормам. Сама личность невозможна без морали, без этого самоопределения своего поведения. Мораль из средства превращается в цель, в самоцель духовного развития, в одно из необходимейших условий становления и самоутверждения человеческой личности. Но нужно сказать и о тех, которые пренебрежительно отзываются о морали. Да и пренебрежительность эта не так безгранична, как может показаться. Во-первых, отвергая одни нравственные ценности, тот или иной человек, даже не всегда то сознавая, принимает другие, ориентируется на них. Ведь «нередок феномен «неосознанного сознания» - сознания, которое человек имеет и которым руководствуется на практике, не отражая этого в своем сознании». Головко Н.А. Мораль: сознание и поведение. М.1986.с.156. Во-вторых, нарушения кем-либо нравственных норм происходят не всякий раз, когда ситуация ставит его перед выбором, а лишь время от времени и в целом в рамках «терпимого» для окружающих. Выход за пределы «терпимого» ведет к разрыву социальной средой связей с данным лицом, к его остракизму, изгнанию из среды. В-третьих, нарушая нравственность, человек обычно не приемлет ее нарушений другими, особенно по отношению к нему самому, и таким образом остается под ее воздействием, признает ее, чувствует ее необходимость.

Содержание духовно-нравственных исканий человека - тема вечно актуальная. И надо помнить, что высокая мораль трудна, но также радостна и вдохновляющая  для мировосприятия, жизнеощущения  человека и понимания им его собственного места среди людей.

      Единство  права и морали выражается в том, что:

  • обе эти категории являются надстроечными;
  • представляют собой разновидность социальных норм;
  • опираются на единый политический фундамент;
  • имеют один и тот же объект регулирования;
  • основываются на свободе воли индивида;
  • служат для упорядочения общественных отношений;
  • являются показателями социального и культурного развития общества.

Различие права и морали проявляется в том, что:

  • нормы права устанавливаются государством, а нормы морали формируются в сознании людей;
  • нормы права регулируют те отношения, которые нуждаются в правовом регулировании, нормы морали регулируют поведение, которому можно дать моральную оценку;
  • нормы права представляют собой более или менее точно детализированные правила поведения, тогда как нормы морали не содержат точных детализированных правил;
  • нормы права закреплены в специальных государственных актах, нормы морали живут в сознании людей;
  • право обеспечивается принудительной силой государства, мораль опирается на силу общественного мнения;
  • мораль обладает более высоким уровнем требований, чем право;
  • право представляет собой систему норм, мораль же таковой не является.

Однонаправленность действия права и морали:

  • право и мораль поддерживают друг друга в упорядочении общественных отношений;
  • их требования во многом совпадают;
  • мораль осуждает все виды правонарушений и особенно преступления;
  • один и тот же поступок получает в глазах людей одну и ту же оценку - как правовую, так и моральную;
  • право и мораль плодотворно сотрудничают в отправлении правосудия в деятельности органов правопорядка, юстиции.

Информация о работе Социальные нормы