Социальные конфликты

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 16:34, контрольная работа

Описание работы

Конфликт обостряется и охватывает все больше людей. Простая обида может в конечном счете привести к проявлению жестокости в отношении своих противников. Жестокость в социальном конфликте иногда ошибочно приписывается садизму и природным задаткам людей, однако чаще всего ее совершают обычные люди, попавшие в экстраординарные ситуации. Конфликтные процессы могут заставить людей играть роли, в которых они должны быть жестокими.
Так, солдаты (как правило, обычные молодые люди) на территории противника не щадят мирное население, или в ходе межнациональной вражды обычные мирные жители могут совершать крайне жестокие поступки.
Трудности, возникающие при гашении и локализации конфликтов, требуют тщательного анализа всего конфликта, установления его возможных причин и последствий.

Содержание

Введение.
1. Функции социального конфликта.
2. Характеристики социальных конфликтов.
2.1. Этапы протекания конфликтов.
2.2. Классификация конфликтов.
2.3. Содержание социальных конфликтов.
2.4. Основные параметры конфликтов.
3. Основные виды социальных конфликтов.
Заключение.
Список используемых источников.

Работа содержит 1 файл

социальные_конфликты.doc

— 126.50 Кб (Скачать)

       Кроме того, конфликт внутри социальной  структуры содействует появлению  новых социальных норм или обновлению существующих. С этой точки зрения социальный конфликт есть способ адекватного приспособления социальных норм к изменившимся обстоятельствам. Конфликты, способствуя возникновению и изменению социальных норм, обеспечивают существование социальных структур в новых условиях.   

       Подобный корректирующий механизм  не возможен в социальных структурах, настроенных на подавление конфликтов, они подавлением блокируют специфический  предупредительный сигнал и тем  самым усугубляют опасность социальной катастрофы.  

       Социальный конфликт выявляет  проблемы в социальной структуре  и является сигналом о том,  что противоречия достигли такого  уровня, при котором необходимо  принимать неотложные меры по  конструктивному управлению конфликтом.   

       Конструктивно управляемый конфликт является формой разрешения противоречий, устранения тех недостатков и просчетов в социальной организации, которые привели к конфликту. Конфликт способствует снятию социальной напряженности и ликвидации стрессовой ситуации.  

       Разрешение конфликта приводит к стабилизации социальной структуры за счет устранения источники неудовлетворенности. Стороны конструктивно решенного конфликта в будущем больше расположены к сотрудничеству, нежели к конфликту. Кроме того, конструктивное решение конфликта предотвращает более серьезные конфликты, которые могли бы иметь место, если бы данный конфликт не случился и не получил конструктивное решение. В процессе поиска путей решения конфликта происходит активизация анализа трудных ситуаций, разрабатываются новые подходы, идеи, инновационные технологии и т.д.   

       Социальный конфликт является  важнейшим фактором социализации  человека, развития его личности. В процессе конструктивного конфликта человек получает столько жизненного опыта, сколько он, возможно, не получил бы никогда вне конфликта. В процессе конструктивного решения конфликта личность самореализуется.   

       Социальный конфликт внутри социальной  структуры может также служить  средством для определения взаимного  соотношения сил защитников антагонистических интересов, превращаясь в механизм поддержания или изменения внутреннего баланса сил. Конфликтная ситуация означает нарушение прежнего соглашения сторон. В ходе конфликта выявляется реальный потенциал каждого противника, после чего становится возможным новое равновесие между ними и возобновление отношений на этой основе. Социальная структура, в которой есть место для конфликта, может легко избежать состояний внутренней неустойчивости или модифицировать эти состояния.   

       Конфликты с одними членами  социальной структуры ведут к коалиции с другими. Посредством этих коалиций конфликт способствует снижению уровня социальной изоляции или объединению таких индивидов и групп, которые в противном случае не связывали бы никакие иные отношения, кроме обоюдной ненависти. Социальная структура, которая допускает управляемые конфликтные ситуации, обладает механизмом соединения сторон, до тех пор изолированных, для вовлечения их в сферу социальной продуктивности. Множество союзов и коалиций, преследующих множество перекрещивающихся целей, предотвращает объединение сил по какой-либо одной линии раскола социальной структуры.  

       Социальный конфликт вносит вклад  в структурирование более широкого  социального окружения, определяя  положение разных подгрупп внутри  системы и распределяя позиции власти между ними.  

       Социальные структуры с высоким  уровнем толерантности и институционализации  конфликтов располагают способами  канализации социального недовольства  и негативных эмоций, сохраняя  этим свою целостность. Для  этого используются социальные институты, выполняющие функции «предохранительных клапанов». Они представляют собой замещающие объекты для «переадресовки» настроений ненависти таким образом, что продолжение конфликта становится невыгодным его инициаторам, они предпочитают снизить социальное напряжение, порожденное конфликтной ситуацией. Но, препятствуя изменению отношений в изменившихся обстоятельствах, эти институты могут дать лишь частичный или мгновенный регулирующий эффект.   

       Конструктивно управляемый социальный  конфликт относится к конечным социальным процессам, т.е. процессам, способы завершения которых институционально закреплены.   Для того чтобы погасить конфликт, стороны должны заключить договор относительно норм и правил, которые позволяют определить взаимное соотношение сил. Соглашения, в которых четко зафиксированы цели сторон и оговорен момент будущего исхода конфликта, уменьшают его длительность. Чем ограниченнее устремления сторон, чем меньше требуемая жертва, тем больше вероятность, что стороны будут готовы идти на уступки.   

       Без договоренности между конфликтующими  сторонами относительно  правил завершения конфликта конструктивное решение социального конфликта невозможно. Если не будут достигнуты никакие взаимные соглашения по этому вопросу к некоторому моменту процесса конфликтного взаимодействия, то его окончание становится возможным лишь как следствие полного поражения одной из сторон. Это значит, что конструктивное управление конфликтом было потеряно. Без конструктивного управления конфликт становится деструктивным.   

       Деструктивный процесс социального  конфликта может быть связан с насильственными методами решения, в нем могут быть большие человеческие жертвы и материальные потери. Помимо сторон, непосредственно участвующих в силовых акциях решения конфликта, от него могут пострадать и мирные жители.   

          Однако подавление конфликта является не только аморальным, но и неэффективным способом отношения к конфликту. В той мере, в какой социальные конфликты пытаются подавить, возрастает их потенциальная злокачественность. Возрастание степени разрушительности конфликта вызывает еще более жесткие меры подавления, пока, наконец, ни одна сила на свете не будет более в состоянии подавить энергию конфликта. Истории человечества дает этому тезису многие доказательства.  

       Конструктивное управление социальными  конфликтами является решающим  средством уменьшения насильственности  всех видов конфликтов. Конструктивно  управляемые конфликты становятся  сразу менее интенсивными, возникает  возможность направить  творческую силу конфликта на службу постепенному развитию социальных структур, дает возможность использовать конструктивные функции социального конфликта. 
 

     2. Характеристики социальных конфликтов. 

     2.1. Этапы протекания конфликта.

     Анализ  конфликтов надо начинать с элементарного, простейшего уровня, с истоков возникновения конфликтных отношений. Традиционно он начинается со структуры потребностей, набор которых специфичен для каждой личности и социальной группы. Все эти потребности можно подразделить на пять основных типов: 
 
 

     - физические потребности (пища, материальное  благополучие и т.д.);

     - потребности в безопасности;

     - социальные потребности (общение,  контакты, взаимодействие);

     - потребности в достижении престижа, знаний, уважения, определенного уровня  компетенции;

     - высшие потребности в самовыражении,  самоутверждении.

     Все поведение человека упрощенно можно  представить как ряд элементарных актов, каждый из которых начинается с нарушением равновесия в связи  появлением потребности и значимой для индивида цели, а заканчивается восстановлением равновесия и достижением цели. Любое вмешательство (или обстоятельство), создающее преграду, перерыв в уже начавшемся или намечаемом действии человека, называется блокадой.

     В случае появления блокады от индивида или социальной группы требуется переоценка ситуации, принятие решения в условиях неопределенности, постановка новых целей и принятие нового плана действий.

     В такой ситуации каждый человек пытается избежать блокады, ищет обходные пути, новые эффективные действия, а  также причины блокады. Встреча с непреодолимым затруднением в удовлетворении потребности может быть отнесена к фрустрации, которая обычно связана с напряжением, неудовольствием, переходящим в раздражение и злость.

     Реакция на фрустрацию может развиваться  по двум направлениям - это может быть или отступление, или агрессия.

     Отступление - это избежание фрустрации путем  кратковременного или долговременного  отказа от удовлетворения определенной потребности. Отступление может  быть двух видов: 1) сдерживание - состояние, при котором индивид отказывается от удовлетворения какой-либо потребности из страха; 2) подавление - уход от реализации целей под воздействием внешнего принуждения, когда фрустрация загоняется вглубь и может в любой момент выйти наружу в форме агрессии.

     Агрессия может быть направлена на другого человека или группу людей, если они являются причиной фрустрации. Агрессия при этом носит социальный характер и сопровождается состояниями гнева, враждебности, ненависти. Агрессивные социальные действия вызывают ответную агрессивную реакцию и с этого момента начинается социальный конфликт.

     Таким образом, для возникновения социального  конфликта необходимо: во-первых, чтобы причиной фрустрации было поведение других людей; во-вторых, чтобы на агрессивное социальное действие возникла ответная реакция.  

     2.2. Классификация конфликтов 

     Все конфликты можно классифицировать в зависимости от зон разногласий следующим образом:

     1. Личностный конфликт. Эта зона включает конфликты, происходящие внутри личности, на уровне индивидуального сознания. Такие конфликты могут быть связаны, например, с излишней зависимостью или с ролевой напряженностью. Это чисто психологический конфликт, но он может оказаться катализатором для возникновения группового напряжения, если индивид будет искать причину своего внутреннего конфликта среди членов группы.

     2. Межличностный конфликт. Эта зона включает разногласия между двумя или более членами одной группы или нескольких групп.

     3. Межгрупповой конфликт. Некоторое число индивидов, образующих группу (т.е. социальную общность, способную на совместное координированные действия) вступают в конфликт с другой группой, не включающей в себя индивидов из первой группы. Это самый распространенный вид конфликта, потому что индивиды, приступая к воздействию на других, обычно стараются привлечь к себе сторонников, формировать группу, облегчающую действия в конфликте.

     4. Конфликт принадлежности. Происходит в силу двойной принадлежности индивидов, например, когда они образуют группу внутри другой, большей группы или когда индивид входит одновременно в две конкурентные группы, преследующие одну цель.

     5. Конфликт с внешней средой. Индивиды, составляющие группу, испытывают давление извне (прежде со стороны культурных, административных и экономических норм и предписаний). Часто они вступают в конфликт с институтами, поддерживающими эти нормы и предписания.

     По  своему внутреннему содержанию социальные конфликты делятся на рациональные и эмоциональные. К рациональным относятся такие конфликты, которые охватывают сферу разумного, делового сотрудничества, перераспределения ресурсов и совершенствования управленческой или социальной структуры. Рациональные конфликты встречаются и в области культуры, когда люди пытаются освободиться от отживших, ненужных форм, обычаев и верований. Как правило, участвующие в рациональных конфликтах не переходят на личностный уровень и не формируют в своем сознании образа врага. Уважение к сопернику, признание за ним права на некоторую долю истины - это характерные черты рационального конфликта.

     Такие конфликты не бывают острыми, затяжными, так как обе стороны стремятся  в принципе к одной и той  же цели - улучшению взаимоотношений, норм, образцов поведения, справедливому  распределению ценностей. Стороны  приходят к соглашению, и, как только удаляется фрустрирующее препятствие, конфликт разрешается.

     Однако  в ходе конфликтных взаимодействий, столкновений агрессия его участников часто переносится с причины  конфликта на личности. При этом первоначальная причина конфликта  просто забывается и участники действуют на основе личной неприязни. Такой конфликт называют эмоциональным. С момента появления эмоционального конфликта в сознании людей, участвующих в нем, появляются негативные стереотипы.

     Развитие  эмоционального конфликта непредсказуемо, и в подавляющем большинстве случаев они неуправляемы. Чаще всего такой конфликт прекращается после появления в ситуации новых людей или даже новых поколений. Но некоторые конфликты (например, национальные, религиозные) могут передавать эмоциональный настрой и другим поколениям. В этом случае конфликт продолжается достаточно длительное время.

Информация о работе Социальные конфликты