Социальные институты

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 13:13, контрольная работа

Описание работы

Развитие любого общества во многом осуществляется за счет развития социальных институтов. Поэтому самый верный показатель зрелости общества – многообразие и развитость существующих в нем социальных институтов, способных стабильно и эффективно удовлетворять разнообразные потребности людей и социальных групп.

Содержание

Введение
1. Понятие, виды и функции социальных институтов 4
2. Процесс институционализации и развитие социальных институтов 10
3. Семья как важнейший социальный институт 16
Заключение

Работа содержит 1 файл

социология.docx

— 57.83 Кб (Скачать)

  Следовательно, институционализация – это замена спонтанного и экспериментального поведения на предсказуемое, ожидаемое и регулируемое, процесс формирования социального института. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Семья как важнейший  социальный институт.

  Семья является исторически первым институтом любого общества, а для большинства примитивных обществ и единственным социальным институтом, который реально функционирует. Семья является социальным институтом  особого характера, в котором находят своё отражение все сферы и отношения общества.

  Семьёй в социологии называют социальные объединения, члены которого связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. По существу, семья представляет собой систему отношений между мужем и женой, родителями и детьми, основанную на браке или кровном родстве и имеющих исторически определённую организацию. Из этого можно выделить три основных признака семьи:

  1. брачные или кровнородственные связи между всеми её членами;
  2. совместное проживание в одном помещении;
  3. общий семейный бюджет.

  Семья относится к особым фундаментальным группам общества, она оказывает довольно заметное действие на него. Прежде всего, своей воспроизводящей потомство функцией. Именно семья осуществляет рождение, воспитание, выращивание новых членов общества, их социализацию. Кроме этого, семья упорядочивает интимные отношения между людьми.

  Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак - это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает их интимную жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности. Но семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, так как она объединяет не только супругов, но и их детей, равно как и других родственников.  

  Сами по себе, термины брак и семья находятся рядом поскольку реалии  обозначаемые этими терминами тесно взаимосвязаны, но это не тождественные понятия, а скорее пересекающиеся. Иными словами, брак это традиционное средство формирования семьи и общественного контроля за ней. А семью, в свою очередь, следует рассматривать не просто как брачную группу, но как социальный институт, то есть систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи взаимодействия и отношения на основе определённых ценностей и норм, подверженных социальному контролю через систему поощрений и санкций.

  Семья, как социальный институт, проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи.

  В литературе выделяется различное количество фаз такого цикла, но основные среди них следующие:

  1. вступление в первый брак – образование семьи;
  2. начало деторождения – рождение первого ребёнка;
  3. окончание деторождения – рождение последнего ребёнка;
  4. «пустое гнездо» - вступление в брак и выделение из семьи последнего ребёнка;
  5. прекращение существования семьи – смерть одного из супругов.

  Выделяют следующие типы семейной организации:

  1. В зависимости от формы брака выделяются моногамная и полигамная семьи. Моногамная семья предусматривает существование брачной пары мужа и жены, полигамная – муж имеет несколько жён.
  2. В зависимости от структуры родственных связей выделяются простой или сложный тип семьи. Простая семья представляет собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. Если несколько детей в семье состоят в браке, то образуется расширенная,  или сложная семья, включающая в себя два или более поколений.

      Семья как социальный институт возникла с формированием общества. Процесс формирования и функционирования семьи обусловлен ценностно-нормативными регуляторами. Эти ценности, нормы и санкции представляют собой принятую в данном обществе исторически изменяющуюся форму отношений между мужчиной и женщиной, с помощью которой они упорядочивают и санкционируют свою интимную жизнь и устанавливают их супружеские, родительские и иные родственные права и обязанности.

      Основная функция семьи – репродуктивная, то есть биологическое воспроизводство населения в общественном плане и удовлетворение потребности в детях – в личностном плане. Наряду с основной функцией, семья выполняет ещё ряд других важных социальных функций:

  1. воспитательная – социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества;
  2. хозяйственно – бытовая - поддержание   физического здоровья общества, уход за детьми и престарелыми людьми;
  3. экономическая – получение материальных средств, экономическая поддержка, обеспечение несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;
  4. первичный социальный контроль – моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями разных поколений;
  5. духовная – развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;
  6. социально-статусная – предоставление определённого статуса членов семьи, воспроизводство социальной структуры;
  7. досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;
  8. эмоциональная – получение психологической защиты, эмоциональной поддержки.

  Для понимания семьи как социального института важное значение играет анализ ролевых отношений. Семейная роль – один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функцией индивида в семейной группе, они подразделяются на супружеские: муж и жена; родительские: отец и мать; детские: сын, дочь, брат, сестра; межпоколенные: дедушка и бабушка. Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, от правильного формирования ролевого образа. Ролевые отношения в семье, образующиеся при выполнении определённых функций, могут характеризоваться ролевым соглашением или ролевым конфликтом. Социологи отмечают, что ролевой конфликт чаще всего проявляется либо как конфликт ролевых образов, что связано с неправильным их формированием у одного или нескольких членов семьи, либо как межролевой конфликт при котором противоречие заложено в противоположности ролевых ожиданий, исходящих из разных ролей. Такого рода конфликты наблюдаются часто в многопоколенных семьях, где супруги второго поколения одновременно являются и детьми и родителями и поэтому должны сочетать противоположные роли; либо как внутриролевой конфликт, при котором одна роль включает в себя противоречивые требования.

  В какой-то мере семья является своеобразной моделью общества, всех социальных связей и отношений для молодого человека. Например, в семье существуют отношения материальные, складывающиеся независимо от воли людей. Это и отношения между полами, и экономические отношения между членами семьи в процессе производства необходимых благ. В семье человек впервые сталкивается с разделением труда. В семье между её членами существуют идеологические, правовые, нравственные и религиозные отношения. Но все эти отношения преломляются в семье через особый психологический механизм, они основываются на чувствах привязанности и заботы.

  Если говорить о классификации семьи как социального института, то в литературе семьи различают  по таким параметрам:

По семейному  стажу супругов:

    а) семья молодожёнов (это только что созданная семья)

    б) молодая семья

    в) семья, ждущая ребёнка

    г) семья среднего супружеского возраста (10-20 лет)

    д) пожилые супружеские пары

По количеству детей:

    а) бездетные

    б) однодетная семья (педагогические возможности такой семьи, условия развития ребёнка недостаточно благоприятны)

    в) малодетная семья (двое детей)

    г) многодетная семья

По составу  семьи:

    а) неполная семья (один родитель с детьми)

    б) отдельная, простая семья (супруги с детьми и без детей, живущие без родителей)

    в) сложная семья (расширенная, состоит из представителей нескольких поколений

    г) большая семья состоит из трёх и более пар родительская и дети со своими семьями

По типу главенства семей:

    а) эгалитарная (равноправная) семья

    б) авторитарная (повиновение одного члена семьи другому) – патриархальная – матриархальная

По однородности социального состава:

    а) социально гомогенные (однородные) принадлежащие одному слою общества

    б) социально гетерогенные (разнородные)

По качеству отношений в семье:

    а) благополучные

    б) устойчивые

    в) проблемные

    г) конфликтные

    д) социально неблагополучные

    е) дезорганизованные

По типу потребительского поведения:

    а) с физическим уклоном (одежда,пища)

    б) с интеллектуальным типом поведения

    в) смешанный тип

  В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи, как социального института, изменение её социальных функций, семейных отношений. Семья потихоньку утрачивает ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других функциях. Традиционные роли, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, заменились ролевыми, при которых большинство женщин стало участвовать в экономическом обеспечении семьи и принимать равное, а порой и ведущее участие в принятии семейных решений. Это существенно изменило характер функционирования семьи и повлекло ряд последствий, усугубило конфликтную ситуацию, воздействовало на демографию, приводя к снижению рождаемости. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

  Социальный институт представляется социальной системой, существующей исторически длительное время, удовлетворяющей фундаментальные потребности общества, обладающей определенной силой и моральным авторитетом, охватывающей большую совокупность явлений, выраженных с помощью статусов и ролей, социальных норм и санкций, социальных организаций.

  Социальный институт – это приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм.

  Осуществляя свои функции, социальные институты поощряют действия входящих в них лиц, согласующиеся с соответствующими стандартами поведения, и подавляют отклонения в поведении от требований этих стандартов, т.е. контролируют, упорядочивают поведение индивидов.

  Каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института, а также системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление отклоняющегося поведения.

  Развитие социальных институтов осуществляется путем возникновения новых социальных институтов и благодаря совершенствованию уже сложившихся институтов. Институционализация - это процесс формирования социального института, который способствует замене спонтанного и экспериментального поведения людей на предсказуемое, ожидаемое и регулируемое.

   
 

   

      
     
     
     
     

Список  литературы 

    1. Кравченко А.И. Социология. Учебник для вузов. - М.: Академический Проект, 2000.

    2. Лавриненко В.Н. Социология: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 1998.

    3. Лавриненко В.Н. Социология. - М.: Юнити-Дана, 2002.

    4. Осипов В.Г., Москвичев Л.Н. Социология. Основы общей теории. Учебник для вузов. – М.: Изд-во НОРМА, 2002.

    5. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций. - М.: Владос, 1995.

    6. Тощенко Ж.Т. Социология: Общий курс. - М.: Юрайт-М, 2001.

    7. Фролов С.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994.

    8.  Эфендиев А.Г. Основы социологии. Курс лекций. - М.: Об-во «Знание» России, 1993. 


Информация о работе Социальные институты