Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 11:58, реферат
Одной из важнейших форм социального взаимодействия являются социальные отношения. Каждый тип социальных отношений представляет собой момент социального взаимодействия. В каждой сфере общества существуют социальные отношения, ибо в них происходит социальное взаимодействие людей. Их выделение и анализ имеют важное теоретическое и практическое значение, в частности для управления социальными процессами.
ВВЕДЕНИЕ …...3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ …...4
1. СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ» ….………………………………………………………………..4
2.ПРОЦЕСС ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ…………………………….….. ...8
3. ПРИЗНАКИ СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА…………………..................11
4. ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ……………………………..12
5. ИНСТИТУТ СЕМЬИ…………………………………………………...…….15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……..17
2.
формирование общих целей;
5Социология:
Учебник для ВУЗов/ В.Н.Лавриненко, Н.А.Нартов,
О.А.Шабанов, Г.С.Луканова под ред. Проф.
В.Н.Лавриненко – 2-е изд., перераб. И доп.
– М: ЮНИТИ – ДАНА, 2002 – 205с.
3.
появление социальных норм и
правил в ходе стихийного
4. появление процедур, связанных с нормами и правилами;
5.
институционализация норм и
6. установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;
7. создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.
Итак, финалом процесса институционализации можно считать создание в соответствии с нормами и правилами четкой статусноролевой структуры, социально одобренной большинством участников этого социального процесса. Без институционализации, без социальных институтов ни одно современное общество существовать не может. Именно поэтому беспорядочные ссоры и драки превращаются в высоко-формализованные спортивные поединки, любознательность, желание узнать истину - в упорядоченные научные исследования, беспорядочная половая жизнь - в крепкую семью. Институты, таким образом, являются символами порядка и организованности в обществе.
Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие признаки с другими институтами.
Для выполнения своих функций социальный институт должен учитывать способности различных функционеров, формировать стандарты поведения, верность основным принципам, развивать взаимодействие с другими институтами. Неудивительно поэтому, что сходные пути и методы действия существуют в институтах, преследующих совершенно разные цели.
Культурные символы. Все институты стремятся к приобретению символов, которые в предельно концентрированной форме создают представления об институте, его образ. Так, для государства это флаг или герб; для церкви - распятие, полумесяц или звезда Давида, для семьи - обручальное кольцо, для университета- эмблема "альма-матер".
Кодексы поведения (устные и письменные). Ясно, что люди, включенные в деятельность институтов, должны принимать соответствующие предназначенные им роли. Система этих ролей чаще всего выражается в формальных кодексах, в таких, как присяга на веру стране, клятва при заключении брака, медицинская профессионал клятва Гиппократа. Эти кодексы поддерживают институционально закрепляемые роли и являются важной частью социального контроля
Идеология.
Идеологию можно достаточно приближенно
охарактеризовать как систему идей,
которая санкционирована совокупностью
норм. Опираясь на систему институциональных
норм, идеология определяет не только
то, как люди должны относиться
к тому или иному действию, но и то,
почему они должны действовать определенным
образом и почему они иногда недостаточно
активно действуют или совсем не участвуют
в действии.
Общество является сложным социальным образованием, и силы, действующие внутри него, так взаимосвязаны, что невозможно предвидеть последствия каждого отдельно взятого действия. В связи с этим институты имеют явные функции, которые легко распознаются как часть признанных целей института, и латентные функции, которые, осуществляются непреднамеренно и могут быть непризнанными или если они и признаны, считаются побочным продуктом.
Явные функции социальных институтов. Если рассматривать в самом общем виде деятельность любого социального института, можно считать, что его основной функцией является удовлетворение социальных потребностей, ради чего он и был создан и существует. Однако для осуществления этой функции каждый институт выполняет в отношении своих участников функции, обеспечивающие совместную деятельность людей, стремящихся к удовлетворению потребностей. Это прежде всего следующие функции.
Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым. Соответствующий социальный контроль обеспечивает порядок и рамки, в которых должна протекать деятельность каждого члена института. Тем самым институт обеспечивает устойчивость социальной структуры общества.
Регулятивная функция состоит в том, что функционирование социальных институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения. Вся культурная жизнь человека протекает с его участием в различных институтах. Каким бы видом деятельности ни занимался индивид, он всегда сталкивается с институтом, регламентирующим его поведение в этой области.
Интегративная функция. Эта функция включает в себя процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящие под воздействием институционализированных норм, правил, санкций и систем ролей. Интеграция людей в институте сопровождается упорядочением системы взаимодействий, увеличением объема и частоты контактов.
Транслирующая функция. Общество не могло бы развиваться, если бы не было возможности передавать социальный опыт. Каждый институт для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей. Коммуникативная функция. Информация, произведенная в институте, должна распространяться как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимодействиях между институтами. Причем характер коммуникативных связей института имеет свою специфику - это формальные связи, осуществляемые в системе институционализированных ролей.
Латентные функции. Наряду с прямыми результатами действий социальных институтов существуют другие результаты, которые находятся вне непосредственных целей человека, не запланированы заранее. Эти результаты могут иметь большое значение для общества. Так, церковь стремится в наибольшей степени закрепить свое влияние через идеологию, внедрение веры и часто достигает успеха в этом, Однако независимо от целей церкви появляются люди, которые ради религии оставляют производственную деятельность.
Наиболее
выпукло существование
Взаимосвязи между институтами. Не существует такого социального института, который действовал бы в вакууме, в изоляции от других социальных институтов. Действие любого социального института невозможно понять до тех пор, пока все его взаимосвязи и отношения не будут объяснены с позиций общей культуры и субкультур групп. Религия, правительство, образование, производство и потребление, торговля, семья - все эти институты находятся во множественном взаимодействии.
Институциональная автономия. Тот факт, что институты взаимозависимы в своей деятельности, не означает, что они готовы отказаться от внутреннего идеологического и структурного контроля. Одна из их основных целей - исключить влияние лидеров других институтов и сохранить в неприкосновенности свои институциональные нормы, правила, кодексы и идеологии. Во всех основных институтах развиваются образцы поведения, которые способствуют поддержанию определенной степени независимости я препятствуют доминированию людей, объединенных в другие институты.
Двойственная функция интеллектуалов по отношению к институтам. Во всех сложных обществах институты требуют постоянной идеологической и организационной поддержки и усиления идеологии, системы норм и правил, на которые опирается институт. Это осуществляется двумя ролевыми группами членов института: 1) бюрократами, следящими за институциональным поведением; 2) интеллектуалами, объясняющими и комментирующими идеологию, нормы и правила поведения социальных институтов. В нашей случае интеллектуалы - это те, кто независимо от образования или рода занятий посвящают себя серьезному анализу идей.
Выделение института семьи из других институтов общества и тщательное его изучение не случайно. Именно семья признается всеми исследователями основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности. Именно в семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения.
Известно,
что правила, устои, обычаи и традиции
семейной жизни отличаются своеобразием
и специфичны для каждого общества.
Причем каждому кажется, что именно
в его обществе устройство семейной
жизни, семейные обычаи и устои самые лучшие
и единственно возможные. Таким образом,
семейная жизнь чаще всего рассматривается
с точки зрения этноцентризма. В большинстве
примитивных обществ семья - это единственный
реально функционирующий институт. Например,
среди современных племен Центральной
Африки, многих народов Севера мы не увидим
даже намека на другие формы социальных
институтов - там нет правителей разного
уровня, формальных законов, священников
(как организации), нет специализированных
профессий; семья заполняет всю жизнь
этих людей. Все вопросы распределения
власти, продуктов и других ценных ресурсов
решаются в рамках отдельных семей или
в крайнем случае на советах нескольких
семей. Другими словами, примитивные общества
не имеют физических и социальных потребностей,
которые должны удовлетворять социальные
институты, кроме института семьи. Семья,
таким образом, является единственным
и достаточным институтом для распределения
экономических продуктов для примитивных
охотников и земледельцев.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современное общество характеризуется разрастанием и усложнением системы институтов. С одной стороны, одна и та же базовая потребность может порождать существование полдюжины специальных институтов, с другой стороны, каждый институциональный комплекс, например семья, реализует целую гамму базовых потребностей: и в коммуникации, и в производстве услуг, и в распределении благ, в индивидуальной и коллективной защите, в поддержании порядка и контроля.
В обществах переходного типа, которые претерпевают системный кризис (изменяются их структура и организация), происходит изменение общественных потребностей, что требует изменения структуры социальных институтов и наделения существующих ранее несвойственными им функциями. В современном российском обществе прежние потребности как бы меняют «знак» – раньше институты реализовывали общественные, коллективные функции защиты, а теперь от них требуют защиты интересов индивида. Все это придает дополнительную нестабильность и амбивалентность институциональным функциям.
Исследователи
социальных институтов всегда уделяли
этим процессам повышенное внимание, поскольку
именно нормативные требования делают
поведение отдельных людей и организованных
групп предсказуемым и «предначертанным»,
соответствующим общественным ожиданиям.
Поэтому загадки всякого рода «институциональных
отклонений» связаны с сущностью проблем
социальной структуры и функционального
устройства общества, и социология должна
потрудиться и рассекретить их в первую
очередь.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ