Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 17:16, реферат
Уже из самого наименования данной науки – «социология» (от латинского societas, т.е. общество, и греческого logos, т.е. учение) – следует, что речь идёт о науке, изучающей общество. Но столь же очевидно и то, что общество является общим объектом изучения и других наук, получивших название «общественные науки»: история, философия, педагогика, психология, демография и другие. Поэтому социология развивается не изолированно, а в постоянной взаимосвязи с другими общественными науками.
Введение. 3 стр.
Социальные институты. 4 стр.
Понятие «социальный институт». 4 стр.
Образование социальных институтов. 6 стр.
Типология социальных институтов. 8 стр.
Признаки социальных институтов. 9 стр.
Функции социальных институтов. 11 стр.
Формальные и неформальные социальные институты. 13 стр.
Заключение. 15 стр.
Литература
Функции социальных институтов.
Функция (от лат.- исполнение, осуществление) – назначение или роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс по отношению к целому (например, функция государства, семьи в обществе.)
Функция социального института – это та польза, которую он приносит обществу, т.е. это совокупность решаемых задач, достигаемых целей, оказываемых услуг.
Первой и важнейшей миссией социальных институтов является удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества, т.е. того, без чего общество не может существовать как токовое. Функции того или иного института прямо связаны с удовлетворением потребностей. Одним из первых указал на эту связь Э.Дюргейм.
Ни
одно общество не сможет
существовать, если
не будет постоянно
пополняться новыми
поколениями людей,
добывать средства пропитания,
жить в мире и порядке,
добывать новые знания
и передавать их следующим
поколениям, заниматься
решением духовных вопросов.
Список универсальных,
т.е. присущих всем институтам
функций можно продолжить,
включив в него функции
закрепления и воспроизводства
общественных отношений,
регулятивную, интегративную,
транслирующею и коммуникативную
функции.
Наряду с универсальными существуют и специфические функции. Это такие функции, которые присущи одним институтам и не свойственны другим, например, установление порядка в обществе (государство), открытие и передача новых знаний (наука и образование), и др.
Общество устроено так, что ряд институтов выполняют несколько функций одновременно и в то же время на выполнение одной функции могут специализироваться сразу несколько институтов. К примеру, функцию воспитания или социализации детей выполняют такие институты, как семья, церковь, школа, государство.
Если институт помимо пользы приносит обществу вред, то такое действие называют дисфункцией. Об институте говорят, что он обладает дисфункцией, когда некоторые из последствий его деятельности препятствуют осуществлению другой социальной деятельности или другого института.
К примеру, экономические институты по мере своего развития предъявляют повышенные требования к тем социальным функциям, которые должны выполнять институт образования.
Именно потребности экономики приводят в индустриальных обществах к развитию массовой грамотности, а затем - к необходимости подготовки все большего количества квалифицированных специалистов. Но если институт образования не справляется со своей задачей, то общества не получит первоклассных профессионалов. Школы и вузы выпустят в жизнь дилетантов, а значит, институты экономики окажутся не в состоянии удовлетворить потребности общества.
Так
функции превращаются
в дисфункции, плюс
– в минус.
Поэтому деятельность
социального института
рассматривается как
функция, если она способствует
сохранению стабильности
и интеграции общества.
Функции и дисфункции социальных институтов бывают явными, если они отчетливо выражены, всеми сознаются и вполне очевидны, либо латентными, если они скрыты и остаются неосознанными для участников социальной системы.
Явные функции институтов являются ожидаемыми и необходимыми. Они формируются и декларируются в кодексах и закреплены в системе статусов и ролей.
Латентные функции выступают непреднамеренным результатом деятельности институтов или лиц, представляющих их.
Формальные
и неформальные социальные
институты.
Социальные
институты можно
разделить на формальные
и неформальные.
Критерием деления служит
степень формализации
существующих в них
связей, взаимодействий,
отношений.
Формальные институты обеспечивают прохождение деловой информации, необходимой для функционального взаимодействия. Регулируют каждодневные личностные контакты. Формальные социальные институты регулируются законами, нормативными актами.
К формальным социальным институтам относятся:
. экономические институты - банки, производственные учреждения;
. политические институты - парламент, милиция, правительство;
. воспитательные и культурные институты - семья, институт и др. учебные заведения, школа, художественные учреждения.
Когда же функции, способы социального института не отражены в формальных правилах, законах, создается неформальный институт.
Неформальные институты – спонтанно сложившаяся система социальных связей, взаимодействий и норм межличностного и межгруппового общения. Неформальные институты возникают там, где неисправность формального института вызывает нарушение важных для жизнедеятельности всего социального организма функций. В основе механизма такой компенсации лежит определенная общность интересов организаций ее членов. Неформальный институт основан на личном выборе связей и ассоциаций между собой, предполагая личностные неформальные служебные отношения. Нет жестко закрепленных стандартов. Формальные институты опираются на жесткую структуру отношений, в то время как в неформальных институтах подобная структура носит ситуационный характер. Неформальные организации создают больше возможностей для творческой продуктивной деятельности, разработке и внедрению нововведений.
Примеры неформальных институтов - национализм, организации по интересам, рокеры, «дедовщина» в армии, неформальные лидеры в группах, религиозные общины, деятельность которых противоречит законам общества.
Институт - это своеобразная форма человеческой деятельности, основанная на четко разработанной идеологии, системе правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением.
Институциональная деятельность осуществляется людьми, организованными в группы или ассоциации, где проведено разделение на статусы и роли в соответствии с потребностями данной социальной группы или общества в целом. Институты, таким образом, поддерживают социальные структуры и порядок в обществе.
Заключение.
Социальный институт предстает перед нами гигантской социальной системой, существующий исторически длительное время. Он удовлетворяет фундаментальные потребности общества, обладает решительной силой и моральным авторитетом. Социальный институт охватывает большую совокупность явлений, выраженных с помощью статусов и ролей, социальных норм и санкций, социальных организаций (предприятий, университетов, фирм, агентств и т. д.). Они, в свою очередь, имеют персонал, аппарат управления, особые процедуры приема, закрепления и увольнения, многочисленные механизмы социального контроля и т. п.
Социальный институт – это приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм.
Развитие социальных институтов осуществляется путем возникновения новых социальных институтов и благодаря совершенствованию сложившихся институтов. Это означает, что система социальных институтов, существующих в обществе, постоянно находятся в изменении и самообновлении.
Литература.