Социальные институты

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 17:16, реферат

Описание работы

Уже из самого наименования данной науки – «социология» (от латинского societas, т.е. общество, и греческого logos, т.е. учение) – следует, что речь идёт о науке, изучающей общество. Но столь же очевидно и то, что общество является общим объектом изучения и других наук, получивших название «общественные науки»: история, философия, педагогика, психология, демография и другие. Поэтому социология развивается не изолированно, а в постоянной взаимосвязи с другими общественными науками.

Содержание

Введение. 3 стр.
Социальные институты. 4 стр.
Понятие «социальный институт». 4 стр.
Образование социальных институтов. 6 стр.
Типология социальных институтов. 8 стр.
Признаки социальных институтов. 9 стр.
Функции социальных институтов. 11 стр.
Формальные и неформальные социальные институты. 13 стр.
Заключение. 15 стр.
Литература

Работа содержит 1 файл

Копия социология.doc

— 90.50 Кб (Скачать)

 

Содержание.

  1. Введение.                                                                                            3 стр.
  2. Социальные институты.                                                                 4 стр.
    1. Понятие «социальный институт».                                       4 стр.
    2. Образование социальных институтов.                               6 стр. 
  3. Типология социальных институтов.                                             8 стр. 
    1. Признаки социальных институтов.                                     9 стр.
  4. Функции социальных институтов.                                                11 стр.
  5. Формальные и неформальные социальные институты.           13 стр.    
  6. Заключение.                                                                                        15 стр.
  7. Литература                                                                                          16 стр.
 
 

 

Введение.

    Впервые термин «социология» ввел Огюст Конт, которого считают отцом – основателем данной научной дисциплины. По его представлениям, социология должна была объединить все знания об обществе как едином организме.

    Уже из самого наименования данной науки –  «социология» (от латинского societas, т.е. общество, и греческого logos, т.е. учение) – следует, что речь идёт о науке, изучающей общество. Но столь же очевидно и то, что общество является общим объектом изучения и других наук, получивших название «общественные науки»: история, философия, педагогика, психология, демография и другие. Поэтому социология развивается не изолированно, а в постоянной взаимосвязи с другими общественными науками.

 

      Социальные институты.

Понятие «социальный институт».

    Одной из важных форм социального  взаимодействия и  одним из элементов  социальной структуры  общества является социальный институт.

    Социологи, позаимствовавшие термин «институт» у правоведов, наделили его новым  содержанием. Хотя стержень – совокупность норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений, - остался  прежним. Но добавились новые, сугубо социологические  детали. Они углубили понятие социальных институтов как столпов, на которых покоится общество.

      Одним из первых развернутое определение социального института дал американский социолог и экономист Т. Веблен. Хотя его книга «Теория праздного класса» появилась в 1899 г., многие ее положения не устарели до сих пор. Он рассматривал эволюцию общества как процесс естественного отбора социальных институтов. По своей природе они представляют привычные способы реагирования на стимулы, которые создаются внешними изменениями.

    Другой  американский социолог, Ч.Миллс, под институтом понимал форму  некоторой совокупности социальных ролей. Институты  он классифицировал  по выполняемым задачам (религиозным, военным, образовательным и т.д.), которые образуют институциональный порядок.

    Немецкий социолог А. Гелен трактует институт как регулирующее учреждение, направляющее в определенное русло действия людей.

    По  мнению Л. Бовье, социальный институт – это система культурных элементов, ориентированных на удовлетворение набора конкретных социальных потребностей или целей.

    Дж. Бернард и Л.Томпсон трактуют институт как совокупность норм и образцов поведения. Это сложная конфигурация обычаев, традиций, верований, установок, законов, которые имеют определенную цель и выполняют определенные функции.

    В социологической отечественной литературе социальный институт определяется как основной компонент социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни.

    Согласно  С.С.Фролову социальный институт – это  организованная система  связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие  основным потребностям общества.

    По  мнению М.С.Комарова, социальные институты представляют собой ценностно - нормативные комплексы, посредством которых направляются и контролируются действия людей в жизненно важных сферах – экономике, политике, культуре, семье и др.

    Если  суммировать все  многообразие изложенных выше подходов, то социальный институт представляет собой:

    - ролевую систему,  в которую включаются  также нормы и  статусы;

    - совокупность обычаев,  традиций и правил  поведения;

    - формальную и неформальную  организацию;

    - совокупность норм  и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений;

    - обособленный комплекс  социальных действий.

    Т.о. термин «социальный институт» может иметь разные определения:

    Социальный  институт – это  организованные объединение  людей выполняющих  определенные социально  значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполненного членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.

    Социальные  институты – учреждение, призванные удовлетворять  фундаментальные  потребности общества.

    Социальный  институт – совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений.

    Социальный  институт – это  организованная система  связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.

    Образование социальных институтов.

    Институционализация представляет собой  процесс определения  и закрепления  социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой потребности. Институционализация – это замена спонтанного и экспериментального поведения на предсказуемое поведение, которое ожидается, моделируется, регулируется.

    Процесс институционализации, т.е. образования  социального института, состоит из нескольких последовательных этапов:

    - возникновение потребности,  удовлетворение которой  требует совместных  организованных действий;

    - формирование общих  целей;

    - появление социальных  норм и правил  в ходе стихийного  социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;

    - появление процедур, связанных с нормами  и правилами;

    - институционализация  норм и правил, процедур, т.е. их  принятие, практическое  применение;

    - установление системы  санкций для поддержания  норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;

    - создание системы  статусов и ролей,  охватывающих всех  без исключения  членов института.

    Финалом процесса институционализации  считается создание в соответствии с  нормами и правилами  четкой статусно – ролевой структуры, одобренной участниками этого социального процесса. Без институционализации, без социальных институтов ни одно современное общество существовать не может. 
 
 

    Типология социальных институтов.

    Все социальные институты  обычно подразделяют на главные и неглавные. Вторые скрываются внутри первых, представляя собой более мелкие образования. Не основные институты называют еще общественными практиками.

    К неглавным политическим институтам относятся: институты судебной экспертизы, судопроизводства, адвокатуры, присяжных, судебной власти, президентства и т.д.

      Помимо деления  институтов на  главные и неглавные,  их классифицируют  и по иным критериям.  К примеру, институты  различаются временем  своего взаимодействия  и продолжительностью  существования (постоянно действующие и кратковременные институты), жесткостью применяемых санкций за нарушение правил, условиями существования, наличием или отсутствием формальных правил и процедур.

    Р. Миллс насчитывал в современном  обществе пять институциональных подходов, подразумевая главные институты:

    1. Экономический –  институт, организующий  хозяйственную деятельность;

    2. Политический —  институт власти;

    3. Семейный – институт, регулирующий половые  отношения, рождение  и социализацию  детей; 

    4. Военный – институт, организующий законное наследие;

    5. Религиозный –  институт, организующий  коллективное почитание  богов. 

    Большинство социологов согласны с Миллсом в  том, что главных  институтов в человеческом обществе всего пять. Их предназначение —  удовлетворять важнейшие жизненные потребности коллектива или общества в целом.

    Пять  основных потребностей:

    1. Потребность в  воспроизводстве  рода (институт семьи  и брака);

    2. Потребность в  безопасности и  социальном порядке  (политические институты,  государство);

    3. Потребность в средствах существования (экономические институты, производство);

    4. Потребность в  получении знаний, в социализации  подрастающего поколения,  подготовка кадров (институты  образования в  широком смысле, т.  е. включая науку  и культуру);

    5. Потребность решения духовных проблем, смысла жизни (институт религии).  

Признаки  социальных институтов.

    Каждый  социальный институт имеет как специфические  особенности, так  и общие признаки с другими институтами.

    Для выполнения своих  функций социальный институт должен учитывать  способности различных  функционеров, формировать  стандарты поведения, соблюдать верность основным принципам, развивать взаимодействие с другими институтами.

    Общие для всех институтов признаки представлены в таблице.

Семья Государство Бизнес Образование Религия
1. Установки и образцы  поведения.
Привязанность

Лояльность

Ответственность

Уважение

Послушание, лояльность, субординация. Производ-сть, экономичность, производство прибыли. Любовь к  знаниям, посещаемость. Почтительность, лояльность, поклонение.
2. Символические культурные  признаки.
Обручальное кольцо

Брачный ритуал

Флаг, печать, герб, национальный гимн. Фабричная марка, патентный знак. Школьная эмблема, школьные песни. Крест, иконы, святыни, гимн.
3. Утилитарные культурные  черты.
Дом

Квартира 

Мебель

Общественные  здания, общественные работы, бланки и  формы. Магазин, фабрика, оборудование, бланки и формы. Классы, библиотеки, стадионы. Церковные здания, церковный реквизит, литература.
4. Кодекс устный  и письменный.
Семейные  запреты и допущения Конституция, законы. Контракты, лицензии. Правила учащихся. Вера, церковные  запреты.
5. Идеология.
Романтическая любовь

Совместимость

Индивидуализм

Государственное право, демократия, национализм. Монополия, свободная  торговля, право на труд. Академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении Православие, баптизм, протестантизм.

Информация о работе Социальные институты