Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 12:57, контрольная работа
Главная цель контрольной работы посвящена раскрытию вопроса о социальных институтах. Из цели вытекает ряд задач:
изучить институционализацию общественной жизни;
рассмотреть виды и функции социальных институтов;
проанализировать продолжение существования некоторых социальных институтов, даже если они не выполняют возложенные на них функции.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. Понятие «социальный институт». Институционализация общественной жизни …………………………………………………………………………….4
2. Виды и функции социальных институтов…………………………………..7
3. Практический вопрос ………………………………………………………..11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………...13
Список использованных источников 14
Помимо деления институтов на главные и неглавные, их классифицируют и по иным критериям. К примеру, институты различаются временем своего взаимодействия и продолжительностью существования (постоянно действующие и кратковременные институты), жесткостью применяемых санкций за нарушение правил, условиями существования, наличием или отсутствием формальных правил и процедур.
Первой и важнейшей функцией социальных институтов является удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества, т. е. того, без чего общество не может существовать как таковое. Оно не может существовать, если не будет постоянно пополняться новыми поколениями людей, приобретать средства проживания, жить в мире и порядке, добывать новые знания и передавать их следующим поколениям, заниматься решением духовных вопросов.
Не менее важной является функция социализации людей, осуществляемая практически всеми социальными институтами (усвоение культурных норм и освоение социальных ролей). Её можно назвать универсальной.
Наряду с универсальными существуют и специфические функции, т. е. такие функции, которые присущи одним и не присущи другим институтам, например, воспроизводство новых поколений (институт семьи), добывание средств существования (производство), наведение и поддержание порядка в обществе (государство), открытие и передача новых знаний (наука и образование), отправление ритуалов (религия).
Если институт вместо пользы приносит обществу вред, то такое действие называют дисфункцией. К примеру, функция института образования — готовить всесторонне развитых специалистов. Но если он не справляется со своей задачей, если образование поставлено очень плохо, то необходимых специалистов общество не получит. Школы и вузы выпускают в жизнь дилетантов. Функция превращается, таким образом, в дисфункцию. Функции и дисфункции делятся на явные и скрытые.
Явные функции социальных институтов носят преднамеренный характер и осознаются людьми. Обычно они формально заявлены, записаны в уставах или декларированы, закреплены в системе статусов и ролей (например, принятие специальных законов или сводов правил: об образовании, здравоохранении, социальном обеспечении и т.д.), поэтому более подконтрольны обществу.
Латентные (скрытые) функции, в отличие от явных, не запланированы заранее, носят непреднамеренный характер и их последствия осознаются не сразу и не всегда (если даже осознаются и признаются, то считаются побочным продуктом), а порой и вовсе остаются неосознанными до конца. Явные функции свидетельствуют о том, чего хотели добиться люди в рамках того или иного института, а латентные – о том, что из этого получилось.
В жизненном цикле института как социальной организации выделяют несколько стадий, которые качественно отличаются друг от друга:
1. Зарождение организации.
2.
Период эффективности, когда
3. Период формализации (правила перестают быть средством, регулирующим деятельность, и становятся самоцелью).
4.
Период дезорганизации, когда институт
теряет прежнюю гибкость и
жизнеспособность. После этого институт
ликвидируется или
Почему некоторые социальные институты продолжают существовать, даже если они не выполняют возложенные на них функции (например, комитет по делам национальностей, который не оказывает влияния на решение национальных проблем; спортивный комитет, который не занимается организацией спортивной жизни)? Аргументируйте ответ.
Социальные институты, постоянно развиваясь, меняют свои формы. Источниками развития являются внутренние, и внешние факторы. Среди последних важнейшими являются воздействия на социальную систему элементов культуры и личностей. Изменение социальных институтов под влиянием развивающихся культурных подсистем обусловлены, прежде всего, накоплением человечеством новых знаний. Кроме того, большое влияние на эволюцию социальных институтов оказывают изменения в ценностных ориентациях, особенно способы оценки объективной реальности, формирующие «миросозерцание» конкретной культурной общности.
Внутренние изменения социальных институтов происходят в основном из-за того, что тот или иной институт перестает эффективно выполнять свои функции, не достигает цели, которая стоит перед ним, не способствует реализации потребностей и интересов определенных социальных групп. Придать новый импульс работе социального института можно путем его реорганизации, углубленной специализации, т.е. создать новые, более дифференцированные структуры, которые будут действовать на основе иных норм и предписаний.
Происходящие
в обществе процессы постоянно изменяют
потребности различных
В
такой ситуации чаще
всего теряется основное
качество социального
института - деперсонализация. Принцип
деперсонализации заключается в том, что
функционирование социального института,
удовлетворяющего социальным потребностям,
в основном не зависит от личности тех,
кто должен выполнять задачи, решаемые
данным институтом: от их склонностей,
установок, ценностных ориентации и иных
субъективных характеристик. Оптимальная
деятельность социального
института достигается
за счет объективно
действующего механизма,
обеспечивающего распределение
социальных ролей, и
этим обеспечивается
четкое исполнение возложенных
на институт задач. Дисфункция
в деятельности института
заставляет подгонять
его работу под интересы
отдельных лиц, их персональных
качеств.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социальный институт предстает перед нами гигантской социальной системой, существующий исторически длительное время, удовлетворяющий фундаментальные потребности общества, обладающей решительной силой и моральным авторитетом, охватывающей большую совокупность явлений, выраженных с помощью статусов и ролей, социальных норм и санкций, социальных организаций (предприятий, университетов, фирм, агентств и т.д.) которые, в свою очередь, имеют персонал, аппарат управления, особые процедуры приема, закрепления и увольнения, многочисленные механизмы социального контроля и т.п. Социальный институт – это приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм.
Развитие
социальных институтов осуществляется
путем возникновения новых социальных
институтов и благодаря совершенствованию
сложившихся институтов. Это означает,
что система социальных институтов, существующих
в обществе, постоянно находятся в изменении
и самообновлении.
Список
использованных источников
1. Исаев Б.А. Социология: Учебник для вузов. – М., 2007г.
2. Кравченко А.И. и Анурин В.Ф. Социология: Учебник для вузов. - СПб, 2007г.
3. Новикова С.С. «Социология: история, основы, институционализация в России» 2003г.
4. Социология: Основы общей теории: Учебное пособие / Под общ. Ред. А. Ю. Мягкова. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2003 г.
5. www.sociology.isea.ru/forum/
6.
http://ru.wikipedia.org