Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 12:57, контрольная работа
Главная цель контрольной работы посвящена раскрытию вопроса о социальных институтах. Из цели вытекает ряд задач:
изучить институционализацию общественной жизни;
рассмотреть виды и функции социальных институтов;
проанализировать продолжение существования некоторых социальных институтов, даже если они не выполняют возложенные на них функции.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. Понятие «социальный институт». Институционализация общественной жизни …………………………………………………………………………….4
2. Виды и функции социальных институтов…………………………………..7
3. Практический вопрос ………………………………………………………..11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………...13
Список использованных источников 14
высшего профессионального образования
«Всероссийский
заочный финансово-
(ВЗФЭИ)
Филиал
ВЗФЭИ в г.Туле
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Социология»
на тему: «Социальные институты»
Вариант
16
Тула 2011
г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. Понятие
«социальный институт».
2. Виды и функции
социальных институтов………………………
3. Практический
вопрос ………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………
Список использованных
источников 14
ВВЕДЕНИЕ
Общество не может существовать без социальных связей и взаимодействий. Особую роль играют взаимодействия, обеспечивающие удовлетворение самых важных потребностей общества или индивида.
Социальные институты и организации в системе социальных связей – это то, на чем держится общество. Они обеспечивают относительную устойчивость социальных связей и отношений в рамках общества.
Понятие "институт" - одно из центральных в социологии, поэтому изучение институциональных связей служит одной из основных научных задач, стоящих перед социологами.
Главная цель контрольной работы посвящена раскрытию вопроса о социальных институтах. Из цели вытекает ряд задач:
Социальный институт предстает перед нами гигантской социальной системой, существующий исторически длительное время, удовлетворяющий фундаментальные потребности общества, обладающей решительной силой и моральным авторитетом, охватывающей большую совокупность явлений, выраженных с помощью статусов и ролей, социальных норм и санкций, социальных организаций (предприятий, университетов, фирм, агенств и т.д.).
Актуальность
данной темы заключается в том, что
развитие социальных институтов осуществляется
путем возникновения новых
1.
Понятие «социальный
институт». Институционализация
общественной жизни
Первым предложил науке термин «социальный институт» английский философ и социолог Герберт Спенсер (1820-1903).
Социальный институт (в переводе с латинского institutum – установление, учреждение) - это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей. Термин «социальный институт» употребляется в самых разнообразных значениях. Он применяется по отношению к семье, государству, праву, экономике, собственности и т.п.
Спенсер подробно изучил и описал шесть типов социальных институтов: промышленный, профсоюзный, политический, обрядовый, церковный, домашний. Всякий социальный институт, по Спенсеру, складывается как устойчивая структура «социальных действий».
Каждый социальный институт как организованная социальная система характеризуется устойчивой структурой и обладает набором определенных составных элементов, более или менее оформленных в зависимости от типа института:
1. Каждый институт имеет свою цель деятельности.
2. Он четко определяет функции, права и обязанности участников институализированного взаимодействия для достижения поставленной цели. Каждый выполняет свою устоявшуюся, традиционную для данного института социальную роль, функцию в рамках данного института, благодаря чему все остальные имеют достаточно надежные и обоснованные ожидания.
3. Социальный институт обладает определенными средствами и учреждениями для достижения цели. Они могут быть как материальными, так и идеальными, символическими.
4.
Институт располагает определен
Ресурсы социальных институтов – это ресурсы общества, которые необходимы для функционирования этих социальных институтов. Например, ресурсы института религии:
А Ресурсы института образования:
Процесс образования институтов - институционализация - подразумевает замену спонтанного и экспериментального поведения на поведение регулированное, ожидаемое, предсказуемое. Данный процесс состоит из нескольких последовательных этапов:
1) возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;
2) формирование общих целей;
3)
появление социальных норм и
правил в ходе стихийного
4) появление процедур, связанных с нормами и правилами;
5)
институционализация норм и
6) установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;
7) создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.
Итогом процесса институционализации можно считать создание четкой статусно -ролевой структуры, одобренной большинством участников этого процесса.
Развитие социальных институтов происходит в двух направлениях: либо возникновение новых институтов, либо совершенствование уже сложившихся. При этом совершенствование может происходить как через внутреннюю дифференциацию (т.е. более четкую и конкретную регламентацию с учетом специфики данного вида деятельности), так и посредством перерегуляции институциональных связей (т.е. кардинальное изменение принципов регуляции).
Зрелость
общества определяется многообразием
социальных институтов, их развитостью,
способностью надежно, устойчиво и профессионально
удовлетворять многообразные потребности
индивидов и общностей. Общество — это
система социальных институтов, которые
находятся в постоянном процессе обновления.
1.
Экономические — это все
2.
Политические — это институты,
которые устанавливают,
3. Воспроизводства и родства — это институты, благодаря которым поддерживается биологическая непрерывность общества, происходит удовлетворение сексуальных потребностей и родительских стремлений, регулируются отношения между полами и поколениями и т.д. (институт семьи и брака).
4. Социально-культурные и воспитательные — это институты, главная цель которых заключается в создании, развитии, укреплении культуры для социализации молодого поколения и передачи ему накопленных культурных ценностей всего общества как целого (семья как воспитательный институт, образование, наука, культурно-воспитательные и художественные учреждения и т.п.).
5.
Социально-церемониальные —
6.
Религиозные — институты,
В
приведенной классификации
Внутри главных институтов скрываются (наподобие матрешек) неглавные, или неосновные, институты. Неосновные институты называют еще социальными практиками или обычаями. Например, целибат и кровную месть с равным правом можно называть либо традицией, либо устоявшейся практикой. Внутри института семьи и брака, а сюда же входит и система родства, ученые находят институты отцовства и материнства, родовой мести, побратимства, наследования социального статуса родителей, имянаречения и т. д. Обычай назначать свидание является элементом социальной практики ухаживания.
В отличие от основного института неосновной выполняет специализированную задачу, обслуживает конкретный обычай или удовлетворяет нефундаментальную потребность.
Неосновные институты можно представить как учреждение или организацию. Среди неосновных политических институтов мы обнаруживаем институты судебной экспертизы, паспортной прописки, судопроизводства, адвокатуры, присяжных, судебного контроля за арестами, судебной власти, президентства, королевской власти и т. д.