Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 17:42, лекция
В социологии выделяют четыре главных типа стратификации: рабство, касты, сословия и классы. Принято отождествлять их с историческими типами общественного устройства, наблюдаемыми в современном мире или уже безвозвратно ушедшими в прошлое.
Рабство – экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства. Рабство исторически эволюционировало. Существуют две формы рабства:
1) при патриархальном рабстве раб обладал всеми правами младшего члена семьи: жил в одном доме с хозяевами, участвовал в общественной жизни, вступал в брак со свободными, наследовал имущество хозяина. Его запрещалось убивать;
2) при классическом рабстве раба окончательно закабалили: он жил в отдельном помещении, ни в чем не участвовал, ничего не наследовал, в брак не вступал и семьи не имел. Его разрешалось убивать. Он не владел собственностью, но сам считался собственностью хозяина («говорящим орудием»).
Кастой называют социальную группу, членством в которой человек обязан исключительно своим рождением.
Каждый человек попадает в соответствующую касту в зависимости от того, каким было его поведение в предшествующей жизни: если плохим, то после очередного рождения он должен попасть в низшую касту, и наоборот.
Сословие – социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом, передаваемыми по наследству правами и обязанностями.
2) Религия
как социальный институт
Чтобы раскрыть содержание вопроса «Религия
как социальный институт», необходимо
прежде всего отметить, что религия является
одним из самых древних социальных институтов.
Социолог относится к религии как к социальному
явлению, старается понять, как организованы
религиозные группы, каковы нормы и ценности
их членов, какова роль религии в жизни
отдельных верующих и общества в целом,
и почему, собственно, существуют религии.
Соблюдая эту специфику, поначалу рассмотрим
понятие религии, различные ее типы и функции.
Слово «религия» означает дословно —
благочестие, набожность, святыня. Религия
— совокупность духовных представлений,
основанных на вере в существование Бога
или богов, в сверхъестественные силы,
а также соответствующее поведение и специфические
действия (культ) ее сторонников. С точки
зрения социологов, религией называется
особая система верований и ритуалов,
с помощью которых определенная группа
людей объясняет и реагирует на то, что
находит сверхъестественным и священным.
Как всякий социальный институт религия
существует для выполнения определенных
функций, в частности, для удовлетворения
социально-психологических потребностей
индивидов. Э. Дюркгейм считал, что основная
функция религии — отражение и укрепление
групповых связей. Главными же атрибутивными
признаками религии являются:
1. Обязательное наличие группы верующих
(хотя религия может быть связана с глубоко
личным переживанием индивида).
2. Религии присуще наличие священных предметов,
явлений, обладающих какой-то сверхъестественной
силой, живого существа, возможности которого
не ограничены законами природы. В каждой
религии практически существуют свои
священные предметы. Так, в Европе коровы
относятся к объектам повседневной жизни,
в случае заразного заболевания (коровье
бешенство) их безжалостно уничтожают.
В Индии же корова считается священным
животным, она связана с богом Вишну, поэтому
некоторые члены сект не могут носить
кожаную обувь, индус не может есть говядины.
В Древнем Египте обожествлялась кошка,
в Монголии — лошадь. 3. Религия как всякий
социальный институт имеет свои особые
культурные символы, которые в предельно
концентрированной форме создают представление
о религии. Распятие, полумесяц, звезда
Давида — символы определенных религий.
Православный храм — святое место, считается,
что здесь нельзя арестовать человека,
поскольку каждый находится в храме как
бы под покровительством Бога. В православии
ряса — верхняя одежда духовенства, молитва,
икона являются элементами культа. (Икона
Казанской божьей матери, например, считается
покровительницей и заступницей Москвы).
4. Религия опирается на определенную систему
институциональных норм, систему верований
— вероисповедание. Эти верования объясняют
и человеческую натуру, и окружающую природу,
и сверхъестественные силы. Так, с точки
зрения большинства религиозных людей,
человек в случае смерти предстанет перед
Богом и там будет решаться его судьба
— попадет он в рай или в ад в соответствии
со своими поступками в земной жизни.
5. Религия имеет особую совокупность действий,
или ритуалов. Ритуалы — это одобренные
образцы поведения по отношению к сверхъестественным
силам. Так, заходя в храм, православный
снимает головной убор и крестится. Новорожденного
несут в церковь для совершения обряда
крещения, молодые люди венчаются в церкви,
умершего отпевают; построив новое здание,
просят священника освятить его. Иными
словами, вся жизнь верующего человека
— от рождения до смерти — как бы направляется
церковью.
6. Большинство религий предписывает верующим
систему заповедей, или норм, регулирующих
поведение. Эти нормы определяют, как верующему
следует себя вести. Так, в христианстве
имеется десять заповедей, которые запрещают
убийство, прелюбодеяние, ложь и другие
грехи, т.е. религия формирует определенную
ценностную и этическую ориентацию, которая
определяет поведение людей и их взаимоотношения.
Родоначальник функционализма в социологии
Э. Дюркгейм считал, что основная социальная
функция религии связана с тем, что она
способствует консолидации общества,
укреплению и развитию солидарности всех
его членов благодаря именно совместному
выполнению ритуалов всеми членами сообщества.
В ходе ритуальной практики индивиды остро
переживают ощущение близости и единства,
основанное на едином понимании сакрального
и низменного.
Массовые действия
Часто в обществе возникают процессы, связанные с коллективными действиями людей, их называют массовые соц. действия. Формы массовых соц. действий:
1) Массовая истерия-состояние
всеобщей нервозности,
2) Слухи - это совокупность
сведений, которые возникают из
анонимных источников и
3) Паника - при ней
люди проявляют
4) Погром - это коллективный
акт насилия, который
5) Бунт - это собирательное
понятие, обозначает ряд
Причина - массовое недовольство чем-либо или кем-либо.
Эмоциональное состояние переходит сначала в стихийное действие, а потом может вылиться в организованное действие (погром, поджег, захват).
6)Протест - это
активная форма защиты своих
интересов от посягательств