Социальные группы. Их сущность и разновидности

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 13:54, контрольная работа

Описание работы

Социальная группа – это совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей

Содержание

Введение
3

1.Социальные группы. Значение группы

4

2.Разновидности социальных общностей

8

3.Малая социальная группа: формы и структура. Взаимодействие в малой группе


17

Заключение
26

Список литературы
27

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 132.50 Кб (Скачать)

         Малая группа всегда есть единство общественных (производственных, деловых, служебных, деятельностных) и личных (психологических, эмоциональных, межличностных) связей и отношений. Именно наличие двоякого рода отношений и определяет специфические особенности конкретных социальных организованностей: преобладание отношений деловых и эмоциональных, их своеобразная композиция образуют специфическую структуру взаимоотношений определенной группы.

         Признаки малой  группы:

         1) Ограниченное число  членов группы (от 2 до 20 человек. Если группа превышает “критическую массу”, то распадается на подгруппы, клики, фракции; по статистическим подсчетам, большинство малых групп составляет до 7 человек).

         2) Стабильность состава  (малая группа, в отличие от  большой, держится на индивидуальной неповторимости и независимости участников).

         3) Внутренняя структура  (включает систему неформальных  ролей и статусов, механизм социального  контроля, санкции, нормы и правила  поведения).

         4) Число связей  увеличивается в геометрической  прогрессии, если количество членов возрастает в арифметической.

         5) Чем меньше по  размерам группа, тем интенсивнее  в ней взаимодействие (чем крупнее  группа, тем чаще отношения теряют  личностный характер, формализуются  и перестают удовлетворять членов  группы).

         6) Размеры группы зависят от характера деятельности группы (например, финансовые комитеты крупных банков, отвечающих за конкретные действия, состоят из 6-7 человек, а парламентские комитеты включают 14-15 человек).

         7) Принадлежность  к группе побуждается надеждой найти в ней удовлетворение личных запросов.

         8) Взаимодействие  в группе лишь тогда устойчивое, когда оно сопровождается взаимным  подкреплением участвующих в  нем людей (чем значительнее  индивидуальный вклад в успех  группы, тем сильнее стимулируются  другие поступать так же).

         9) Группа предоставляет   каждому максимум доступных преимуществ,  поскольку представляет собой  объединение равно полезных друг  другу индивидов; каждый из  них получает от пребывания  в данной группе больше пользы, чем в любой другой.

         Выделяются такие исходные формы малой группы, как:

         - диада (малая группа, состоящая из двух человек; это «царство субъективных пристрастий, где социальное начало только еще зарождается» , законом межличностных отношений здесь является эквивалентность обмена и взаимность. Однако диада – крайне непрочное объединение: сильные взаимные чувства и привязанность могут моментально перейти в свою противоположность (когда один из партнеров охладевает к другому));

         - триада (малая группа, представляющая собой активное  взаимодействие трех человек. Когда в конфликте двое выступают против одного, то последний сталкивается уже с мнением большинства. Он рассуждает так: один может ошибиться в оценке моих поступков, но двое – вряд ли. Они выражают , скорее, объективное мнение обо мне. В обществе так же: один способен ошибаться, но если то же самое говорят многие, то их мнение граничит с объективной истиной, поскольку закон человеческих отношений гласит: мнение большинства с максимальной вероятностью воспринимается как достоверное. Триада более стабильна, чем диада, поскольку в ней меньше эмоций, интимности, а лучше развито разделение труда).

         Закономерность социальной группы заключается в том, что  число возможных комбинаций и  ролей возрастает намного быстрее, чем расширяются размеры группы.

         Число возможных диад можно рассчитать по следующей формуле:

         Структура связей и  отношений в малой группе изучают  методом социограммы (членов группы опрашивают, с кем бы он хотел  вместе поработать, провести досуг  и т.д. Взаимные выборы наносятся  на специальную карту, на которой каждый вид связи обозначается особым цветом или формой линии). По итогам социограмммы в группе выделяются лидер и аутсайдер. Лидер – это член группы, пользующийся наибольшими симпатиями и принимающего решения в самых важных ситуациях. У лидера наибольшие авторитет и власть; его не назначают, а он выдвигается благодаря своим личным качествам. Аутсайдер – член группы с наименьшем авторитетом; он не участвует в принятии решений или привлекается к участию наименьшее число раз, с его мнением мало считаются.

         Кроме лидера и аутсайдеров  в группе присутствуют авторитетные лица, на которых опирается лидер, навязывая свое решение. Они формируют  общественное мнение группы и составляют ее ядро.

         В отличие от лидера, который в группе всегда один, аутсайдеров может быть несколько. Если же в малой группе несколько лидеров, то группа распадается на подгруппы, которые называются кликами.

         В социальной психологии   приводится много различных подходов к проблеме классификации малых  групп: называются разные числа и основания этих классификаций. В настоящее время известно около 50 различных классификаций групп. Наибольшее распространение в западной психологии получило деление малых групп по следующим критериям:

         1) По наличию/отсутствию  непосредственных контактов между членами группы:

         - первичные (это два или более индивидов, имеющих непосредственные, личные, тесные взаимосвязи друг с другом. Чарльз Кули (1909) впервые ввел понятие первичной группы применительно к семье, между членами которой складываются устойчивые эмоциональные отношения. Согласно Кули, семья считается “первичной”, так как она является первой группой, играющей основную роль в процессе социализации младенцев. Впоследствии социологи стали применять этот термин при изучении любой группы, в которой сформировались тесные личные отношения, определяющие сущность данной группы. Таким образом, влюбленные, группы друзей, члены клуба, которые не только вместе играют в бридж, но и ходят друг к другу в гости, являют собой первичные группы);

         - вторичные (это группа, объединяющая два или более индивидов, участвующих в безличных отношениях и собравшихся вместе для достижения некой конкретной практической цели. Вторичная группа образуется из людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные отношения, их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению определенных целей. В этих, группах основное значение придается не личностным качествам, а умению выполнять определенные функции. На предприятии по производству персональных компьютеров должности делопроизводителя, управляющего, курьера, инженера, администратора может занимать любой человек, обладающей соответствующей подготовкой. Если лица, занимающие эти должности, справляются со своей работой, организация может функционировать. Индивидуальные особенности каждого почти ничего не значат для организации и наоборот, члены семьи или группы игроков уникальны. Их личностные качества играют важную роль, ни одного нельзя заменить кем-то другим. В силу того, что роли во вторичной группе четко определены, ее члены нередко очень мало знают друг о друге. Как правило, они не обнимаются при встрече. Между ними не устанавливаются эмоциональные отношения, характерные для друзей и членов семьи. В организации, связанной с трудовой деятельностью, основными являются производственные отношения. Таким образом, не только роли, но и способы коммуникации четко определены. Поскольку личная беседа не эффективна, коммуникация часто носит более формальный характер и осуществляется с помощью письменных документов или телефонных звонков.  Однако не следует преувеличивать некую обезличенность вторичных групп, якобы лишенных своеобразия. Люди вступают в дружеские отношения и образуют новые группы на работе, в школе и внутри других вторичных групп. Если между индивидами, участвующими в общении, складываются достаточно устойчивые отношения, можно считать, что они создали новую первичную группу).

         2) Группы также  делятся на:

         - формальные (группа, в которой «четко определены статусы ее членов – они предписаны групповыми нормами; и так же строго распределены и роли всех членов группы, система лидерства и подчинения (“структура власти”)»1. Примером формальной группы является любая группа, созданная в условиях конкретной деятельности: рабочая бригада, спортивная команда и др.);

         - неформальные (группы, которые складываются и возникают стихийно, где ни статусы, ни роли не предписаны, где нет заданной системы взаимоотношений по вертикали, то есть отсутствует строгая структура “власти”. Неформальная группа может образовываться внутри формальной, тогда внутри формальной группы переплетаются две структуры отношений: формальные и неформальные).

         Вообще, деление групп  на формальные и неформальные впервые  предложил американский психолог Э. Мэйо.

         Психологические исследования показывают, что в реальной действительности очень трудно вычленить формальные и строго неформальные группы. Особенно это свойственно неформальным группам, которые возникали в рамках формальных.

         Выделяют также:

         - внутренние (группы, с которыми индивид идентифицирует себя и к которой он принадлежит);

         - внешние (это группы, с которыми индивид не идентифицирует себя и к которой он не принадлежит).

         Малые группы делятся  также на:

         - референтные (это социальные единицы, на которые индивид ориентируется при оценке и формировании своих взглядов, чувств и действий; это «группы, в которые человек не включен реально, но нормы которой он принимает»1). Необходимость исследования референтных групп определяется следующими факторами:

         а) референтные группы – это всегда система эталонов для выбора и    оценки индивидом  своих поступков и поведения  других людей или    событий;

         б) группа  становится референтной, если  индивиду  близки  ее    ценности, цели, нормы  и  он  стремится придерживаться  ее    требований;

         в) с  помощью   референтных   групп  личность  интерпретирует    социальные нормы, устанавливая для себя границы  допустимого,    желаемого или недопустимого;

         г) ожидание  членов рефкрентной группы  для человека является    критерием  оценки   своих  поступков,  побуждает   его  к    самоутверждению, самообразованию;

         д) референтные группы влияют на характер отношений индивида с    социальным  окружением, побуждая  выбор  желаемого  круга    общения;

         е) с помощью  референтных  групп формируется определенный тип    поведения личности, осуществляется социальный контроль за его    поведением, поэтому в целом референтные  группы - необходимый    фактор социализации личности.

         - группы членства 

         Американский социолог Дж. Хоманс создал универсальную модель, применимую к любой малой группе. Эта модель содержит три элемента:

         - задания (получив  задание, члены вновь созданной  группы приступают к его выполнению);

         - взаимодействие (в  ходе выполнения задания формируется  процесс взаимодействия);

         - установки и привычки (в результате взаимодействия  между членами группы возникают  определенные чувства, симпатии, антипатии. Повторяясь изо дня  в день они постепенно укрепляются, и создаются установки и привычки. Они являются базой для формирования устойчивых отношений).

         Чем чаще и интенсивнее  взаимодействие, тем сильнее взаимные чувства. Возникает своеобразный эффект накопления: задания стимулируют  взаимодействие, которое укрепляет взаимные чувства, а те, в свою очередь, мотивируют людей к дальнейшему сотрудничеству. Этот эффект имеет вид спирали.

         Процессы групповой  динамики.

         На характер взаимодействия в группе влияет размер группы. Чем  меньше группа, тем больше возможностей индивид получает для того, чтобы узнать других людей и установить с ними тесные связи.

         Исследование совокупности явлений, связанных с эмоциональными, непосредственными контактами людей  друг с другом, традиционно ведется  в рамках социометрического направления. Структура деятельностных отношений порождает такие социально-психологические явления, как лидерство, сплоченность, организованность и др.

         Социометрическое  направление в изучении малых  групп связано с именем  мамерикансткого  психолога Дж. Морено. Им была разработана особая методическая процедура по выявлению структуры симпатий и антипатий в группе. Социометрия представляет собой «систему приемов, позволяющих выяснить количественное определение предпочтений – неприятий в группе».

Информация о работе Социальные группы. Их сущность и разновидности