Социальные группы. Их сущность и разновидности

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 13:54, контрольная работа

Описание работы

Социальная группа – это совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей

Содержание

Введение
3

1.Социальные группы. Значение группы

4

2.Разновидности социальных общностей

8

3.Малая социальная группа: формы и структура. Взаимодействие в малой группе


17

Заключение
26

Список литературы
27

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 132.50 Кб (Скачать)

         - семья – «наименьшая  кровнородственная группа людей,  связанных единством происхождения».1 Например: отец, мать, сестра;

         - клан – род  или родственная группа, связанная  хозяйственными и общественными  узами. Клан представляет собой  нечто вроде очень разветвленной  семьи и имеет сходные черты:  если клан имеет высокий статус, такой же статус имеет и индивид, принадлежащий к этому клану; все средства, принадлежащие клану, скудные или богатые, в равной степени принадлежат каждому члену клана; верность клану является пожизненной обязанностью каждого его члена;

         - племя – «более  высокая форма организации, охватывающая большое число родов и кланов».1 Они обладают собственным языком или диалектом, территорией, формальной организацией (вождь, племенной совет), общими церемониями. Их численность доходила до десятков тысяч человек. В ходе дальнейшего культурного и экономического развития племена преобразовывались в народности, а те – на высших стадиях развития – в нации.

         - народность –  это «этническая общность, занимающая  на лестнице общественного развития  место между племенами и нацией».1 Народности возникают в эпоху рабовладения и представляют собой территориальную, экономическую и культурную общность. Народность по численности превышает племя, кровнородственные связи не охватывают всю народность.

         - нация – «автономная,  не ограниченная территориальными  рамками политическая группировка, члены которой привержены общим ценностям и институтам».2 Представители одной нации уже не имеют общего предка и общего происхождения; не обязательно наличие общего языка, религии, он объединяющая их национальность сформировалась благодаря общей истории и культуре. Нация возникает в период преодоления феодальной разобщенности и зарождения капитализма. В этот период складываются достигшие высокой степени организации, классы, внутренний рынок и единый хозяйственный уклад, собственная литература, искусство. Нации более многочисленны, чем народности, и насчитывают десятки и сотни миллионов человек.

         2) Публика (это  духовная общность; индивиды физически  рассредоточены, но духовно связаны  между собой; в основе лежит  сходство мнений (Г. де Тард). Технические средства информации, общедоступное среднее и высшее образование превратили публику  в самую многочисленную форму объединения людей, благодаря СМИ миллионы людей могут активно участвовать в политических и культурных событиях;  в публике личность получает возможность самовыражения (в отличие от толпы));

         3) Толпа (это «любое  кратковременное скопление людей,  которых собрал в одном месте  общий интерес»3; у толпы отсутствует структура в виде системы статусов и ролей, нет единых норм и привычек, нет предшествующего опыта взаимодействия. При исчезновении интереса, собравшего людей вместе, толпа исчезает                                                                                                                 (например, после футбольного матча огромное количество болельщиков покидает стадионы; после окончания киносеанса зрители расходятся); в толпе люди ведут себя не как знакомые или близкие, а как посторонние). В социологии известны теории толпы Г. де Тарда и Г. Лебона. Французский социолог Габриэль де Тард  в книге “Мнение и толпа” (1901) сравнивал два социальных образования – толпу и публику. Согласно его теории, публика представляет собой духовную общность людей, в отличие от толпы, психическое единство которой создается лишь физическим контактом. В теории французского ученого Гюстава Лебона толпа имеет разрушительную силу. Группа людей, собравшихся в одном месте, воодушевленная общими чувствами, готова следовать за любым лидером. Особенно если он обладает какими-то сверхъестественными способностями (например, Гитлер).

         Отличительными качествами толпы являются анонимность, психическое  заражение, внушение и подражание. Ход  мыслей в толпе направляется общим  настроением и подчиняется низменным  инстинктам. «Чем дольше человек пребывает  в толпе, тем слабее проявляется рациональный контроль, тем сильнее восприимчивость ко всякому злу».1

         Другая особенность  – физическое соприкосновение людей  и скученность. Чрезмерная плотность  вызывает вначале психологический, а потом физический дискомфорт. Таким  примером является давка. Давка возникает чаще всего в переполненном месте; она характеризуется «негативным социальным взаимодействием – руганью, оскорблениями, конфликтами, драками»1.

         Выделяют следующие  типы толпы:

         -  случайная (это  скопление, где каждый преследует сиюминутные цели (например, очередь в магазине; пассажиры в самолете, поезде, автобусе;  зеваки));

         - конвенциональная (толпа, состоящая из людей, «собравшихся в данном месте и в данное время не случайно, а с заранее поставленное целью», эти люди соблюдают определенные нормы и правила, которые регулируют их поведение, делают его упорядоченным и предсказуемым; у них много общего с публикой (например, театральные зрители знают. Что во время спектакля нельзя громко разговаривать и комментировать происходящее, вступать в полемику с актерами, петь, бегать по залу и т.д.));

         - экспрессивная (толпа, которая собирается для того, чтобы «выразить свои чувства и интересы»; примерами экспрессивной толпы являются дискотеки, праздничные гулянья, рок-фестивали и др.);

         - активная (это любой из предшествующих типов толпы, которая проявляет себя в действии (например, футбольные фанаты, устраивающие погром после матча представляют собой активную, или агрессивную толпу)).

            Массовые  действия могут быть слабо  организованными (паника, погромы) ил достаточно подготовленными и организованными (революции, демонстрации, войны). Многое зависит от того, осознается ситуация или нет, нашлись лидеры и организаторы, способные возглавить остальных, или нет. К формам массового поведения относят:

         1) Массовая истерия  – «состояние всеобщей нервозности,  повышенной возбудимости и страха, вызванное необоснованными слухами». Примерами массовой истерии могут  служить средневековая “охота  на ведьм”, послевоенная “холодная  война”, процессы над “врагами народа” в эпоху сталинизма, массовая нетерпимость к представителям иной национальности.

         2) Слухи – «совокупность  сведений, которые возникают из  анонимных источников и распространяются  по неформальным каналам».1 Распространение слухов – форма массового поведения. Слухи бывают истинными и ложными, они могут подтвердиться, а могут и нет. Они возникают в ситуациях дефицита, недостатка информации или в тех случаях, когда аудитория СМИ не верит официальной информации. Совокупность людей, которые пассивно воспринимают слух либо активно его распространяют, составляют аудиторию воздействия слуха – это и пассивные восприемники информации, и участники, которые не только передают новость, но и что-то изменяют в ней, добавляют новые подробности, а иногда и полностью искажают смысл.

         В социологии  существует гипотеза американского ученого  Т. Шибутани, согласно которой слух как коллективное действие, построен на четком распределении ролей: есть “посыльные”, которые только распространяют слух; есть “интерпретаторы”, которые добавляют к новости собственные соображения; есть “скептики”, сомневающиеся в достоверности слухов; есть “сторонники”, которые горячо отстаивают слух; есть также “принимающие решения”, которые готовы действовать в соответствии со слухом; большинство же остаются в роли простых зрителей, или аудитории.

         3) Сплетни – это  слухи, основанные на любопытстве,  в отличие от слухов, основанных  на  подсознательном страхе (например, сколько бриллиантов у знаменитости  – это сплетни);

         4) Паника – это  форма массового поведения, «когда люди, столкнувшиеся с опасностью, проявляют нескоординированные реакции». Участники паники действуют независимо, часто мешая и травмируя друг друга. Паника случается в экстремальных ситуациях (пожар, наводнение, землетрясение и т.д.). В таких ситуациях действуют силы, неподвластные человеку, поэтому обычные средства преодоления кризиса не достигают успеха. И когда человек убеждается, что все доступные ему средства не срабатывают, он теряет самообладание. Появляется страх, парализующий мышление и волю. Он усиливаются, когда человек замечает, что и другие люди охвачены тем же. Тогда возникает цепная  реакция панических действий;

         4) Погром – «коллективный акт насилия, предпринятый неконтролируемой и эмоционально возбужденной толпой против собственности или личности». Погром часто принимает вид шовинистического выступления против какой-либо национальности или иной группы населения, сопровождающегося грабежами и убийствами (например, погромы, убийства и избиения, совершаемые так называемыми “скинхэдами” по отношению к гражданам иной (не русской) национальности). Погром – это спонтанный кратковременный всплеск насилия, подогреваемый не идеалами, а страстями (например, часто после футбольных матчей фанаты проигравшей команды устраивают погромы и побоища с фанатами других команд). Самым известным примером погрома являются так называемые Линчи – самосуды, устраиваемые толпой над провинившимися людьми (они были часты в Америке, когда таким образом расправлялись над провинившимися неграми);

         5) Бунт – собирательное понятие, обозначающее ряд стихийных форм коллективного протеста: мятеж, волнение, смута, восстание.

         Причиной их возникновения  является массовое недовольство чем-либо (угнетением, плохим обращением, условиями  труда и жизни) или кем-либо (чаще всего руководством). Бунт может относиться к социальной организации (например, бунт на корабле) и к реальной группе (например, бунт крестьян). Эмоциональное состояние (недовольство) переходит сначала в стихийное действие (негодование), а затем в организованное (погромы, поджоги, захват административных зданий и т.д.). Бунт означает неподчинение официальным властям.

         В социологии выделяют следующие формы социального  протеста:

         1) Сопротивление  – это пассивный способ выражения  своего несогласия;

         2) Протест – активная форма защиты  своих интересов то посягательства извне. Известны такие формы организованного протеста:

         а) открытый пассивный  протест (невыполнение приказов, неподчинение, невыход на работу);

         б) скрытый пассивный  протест (подстрекательство к сопротивлению, заговор, расклеивание листовок, работа “с прохладцей”);

         в) открытый пассивный  протест (митинги, демонстрации, забастовки, стачки);

         г) скрытый активный протест и сопротивление (террористическая борьба, подготовка военного переворота).

         3) Демонстрация –  «временное и хорошо организованное коллективное выступление в защиту каких-то целей или в знак протеста против чего-то». Демонстрация требует предварительного планирования и подготовки: реклама в газетах, официальное разрешение властей, изготовление транспарантов, выбор маршрута движения и ораторов.

         Демонстрации способны вызвать необратимые изменения  в обществе (например, массовые демонстрации в России, организованные левыми силами, привели к двум революциям – Февральской и Октябрьской (1917)).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. МАЛАЯ СОЦИАЛЬНАЯ  ГРУППА: ФОРМЫ И  СТРУКТУРА. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ  В МАЛОЙ ГРУППЕ 
 

         Малая группа – это  «малочисленная по своему составу совокупность людей, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в устойчивом личностном контакте друг с другом, что является основой для возникновения как эмоциональных отношений в группе (симпатии, антипатии, безразличия), так и особых групповых ценностей и норм поведения»1.

         Малая группа – «это группа, в которой общественные отношения  выступают в форме непосредственных личных контактов».2

         Малая группа – «некоторое число людей, активно взаимодействующих  между собой в течение более чем одной встречи лицом к лицу, так что каждый получает определенное представление обо всех остальных, достаточное, чтобы различать каждого персонально, реагировать на него либо во время встречи, либо позже, вспомнив его» (Р. Бейлз).3

Информация о работе Социальные группы. Их сущность и разновидности