Социальные функции науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 19:29, реферат

Описание работы

Без науки в современном обществе невозможна его интеллектуальная и производственная мощь, безопасность государства. Наука стала важным критерием цивилизованности и культурности народов. Научно-техническое развитие составляет главную тенденцию исторического прогресса на рубеже XX—XXI веков.
На сегодняшний день мы можем сказать, что наука в современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей. Несомненно, уровень развитости науки может служить одним из основных показателей развития общества, а также это, несомненно, показатель экономического, культурного, цивилизованного, образованного, современного развития государства.

Содержание

Введение................................................................................................................3
Глава 1. Краткая характеристика социальных функций науки........................4
Глава 2. Социальные функции науки..................................................................5
2.1 Познавательная и мировоззренческая функции науки................................6
2.2 Функция науки как непосредственной производительной силы.............9
2.3 Функция науки в качестве социальной силы...............................................11
2.4 Культурная функция науки...........................................................................13
2.5 Другие социальные функции науки...........................................................14
Заключение...........................................................................................................16
Список литературы..............................................................................................18

Работа содержит 1 файл

СУРС ПО социологии.docx

— 32.94 Кб (Скачать)

Со временем, однако, становилось  очевидным, что сугубо эмпирическая основа слишком узка и ограниченна  для того, чтобы обеспечить непрерывное  развитие производительных сил, прогресс техники. И промышленники, и ученые начинали видеть в науке мощный катализатор  процесса непрерывного совершенствования  средств производственной деятельности. Осознание этого резко изменило отношение к науке и явилось существенной предпосылкой для ее решающего поворота в сторону практики, материального производства. И здесь, как и в культурно-мировоззренческой сфере, наука недолго ограничивалась подчиненной ролью и довольно быстро выявила свой потенциал революционизирующей силы, в корне меняющей облик и характер производства.

Важной стороной превращения  науки в непосредственную производительную силу является создание и упрочение  постоянных каналов для практического  использования научных знаний, появление  таких отраслей деятельности, как  прикладные исследования и разработки, создание сетей научно-технической  информации и др. Причем, вслед за промышленностью такие каналы возникают  и в других отраслях материального  производства и даже за его пределами. Все это влечет за собой значительные последствия и для науки, и  для практики.

Если говорить о науке, то она прежде всего получает новый  мощный импульс для своего развития, поскольку «применение науки  к непосредственному производству само становится для нее одним  из определяющих и побуждающих моментов». Со своей стороны, практика все более  явно ориентируется на устойчивую и  непрерывно расширяющуюся связь  с наукой. Для современного производства, да и не только для него, все более  широкое применение научного знания выступает как обязательное условие  самого существования и воспроизводства  многих видов деятельности, возникших  в свое время вне всякой связи  с наукой, не говоря уже о тех, которые ею порождены.

 

 

2.3 Функция науки в качестве  социальной силы

Сегодня, в условиях научно-технической  революции, у науки все более  отчетливо обнаруживается еще одна группа функций — она начинает выступать и в качестве социальной силы, непосредственно включаясь в процессы социального развития. Наиболее ярко это проявляется в тех довольно многочисленных в наши дни ситуациях, когда данные и методы науки используются для разработки масштабных планов и программ социального и экономического развития. При составлении каждой такой программы, определяющей, как • правило, цели деятельности многих предприятий, учреждений и организаций, принципиально необходимо непосредственное участие ученых как носителей специальных знаний и методов из разных областей. Существенно также, что ввиду комплексного характера подобных планов и программ их разработка и осуществление предполагают взаимодействие общественных, естественных и технических наук.

Очень важны функции науки  как социальной силы в решении  глобальных проблем современности. В качестве примера здесь можно  назвать экологическую проблематику. Как известно, бурный научно-технический  прогресс составляет одну из главных  причин таких опасных для общества и человека явлений, как истощение  природных ресурсов планеты, растущее загрязнение воздуха, воды, почвы. Следовательно, наука — один из факторов тех  радикальных и далеко не безобидных изменений, которые происходят сегодня  в среде обитания человека. Этого  не скрывают и сами ученые. Напротив, именно они были в числе тех, кто  стал первым подавать сигналы тревоги, именно они первыми увидели симптомы надвигающегося кризиса и привлекли  к этой теме внимание общественности, политических и государственных  деятелей, хозяйственных руководителей. Научным данным отводится ведущая  роль и в определении масштабов  и параметров экологических опасностей. В этой своей функции наука  затрагивает социальное управление. Любопытный пример, подтверждающий, что  наука всегда пыталась преподать  себя как дополнительная социальная сила, связан с первой демонстрацией  такого чисто «созерцательного»  инструмента, как телескоп, который  Галилей, представляя сенаторам  Венецианской республики, пропагандировал как средство, позволяющее различать вражеские корабли «двумя или более часами» раньше.

Наука в данном случае отнюдь не ограничивается созданием средств  для решения поставленных перед  ней извне целей. И объяснение причин возникновения экологической  опасности, и поиск путей ее предотвращения, первые формулировки экологической  проблемы и ее последующие уточнения, выдвижение целей перед обществом  и создание средств для их достижения — все это в данном случае тесно  связано с наукой, выступающей  в функции социальной силы. В этом качестве наука оказывает комплексное  воздействие на общественную жизнь, особенно интенсивно затрагивая технико-экономическое  развитие, социальное управление и  те социальные институты, которые участвуют  в формировании мировоззрения.

 

 

2.4 Культурная функция  науки.

Культурная, образовательная  функция заключается главным  образом в том, что наука является феноменом культуры, заметным фактором культурного развития людей и образования. Ей достижения идеи и рекомендации заметно воздействуют  на весь  учебно-воспитательный процесс,  на содержание программ планов, учебников, на технологию, формы и методы обучения. Безусловно,  ведущая роль здесь принадлежит педагогической науке. Данная функция науки осуществляется через культурную деятельность и политику, систему образования и средств массовой информации, просветительскую деятельность ученых и др. Не забудем и того, что наука является культурным феноменом, самым имеет соответствующую направленность, занимает исключительно важное место в сфере духовного производства.

Культурная функция науки  не сводима только к результативному  исходу, т.е. к тому, что результаты научной деятельности составляют также  и совокупный потенциал культуры как таковой. Культурная функция науки сильна своей процессуальностью. Она предполагает прежде всего формирование человека в качестве субъекта деятельности и познания. Само индивидуальное познание совершается исключительно в окультуренных, социальных формах, принятых и существующих в культуре. Индивид застает уже готовыми («априори» в терминологии И. Канта) средства и способы познания, приобщаясь к ним в процессе социализации. Исторически человеческое сообщество той или иной эпохи всегда располагало и общими языковыми средствами, и общим инструментарием, и специальными понятиями и процедурами — своеобразными «очками», при помощи которых прочитывалась действительность, «призмой», сквозь которую она разглядывалась. Научное знание, глубоко проникая в быт, составляя существенную основу формирования сознания и мировоззрения людей, превратилось в неотъемлемый компонент социальной среды, в которой происходит становление и формирование личности.

Наука, понимаемая как социокультурный  феномен, не может развиваться вне  освоения знаний, ставших общественным достоянием и хранящихся в социальной памяти. Культурная сущность науки  влечет за собой ее этическую и  ценностную наполненность. Открываются  новые возможности этоса науки: проблема интеллектуальной и социальной ответственности, морального и нравственного  выбора, личностные аспекты принятия решений, проблемы нравственного климата  в научном сообществе и коллективе.

 

 

2.5 Другие социальные функции  науки.

На основе достаточно пестрой  и разноплановой совокупной личностной картины мира индивид формирует  отношение к себе, другим людям  и их природе. Переосмысление картины  мира осуществляется в соотношении с потребностями и интересами, идеалами и нормами жизнедеятельности. Измененные таким образом знания приобретают ценность для субъекта, сравниваются с ценностями других субъектов, всего общества. В этом проявляется аксиологическая функция науки.     

 Культурно-воспитательная,  образовательная  функция  заключается  главным образом в том, что наука  является  феноменом  культуры,  заметным  фактором культурного развития людей и образования. Ей достижения идеи и  рекомендации заметно  воздействуют    на   весь    учебно-воспитательный   процесс,    на содержание  программ  планов,  учебников,  на  технологию,  формы  и  методы обучения. Безусловно,  ведущая роль здесь принадлежит педагогической  науке. Данная  функция  науки  осуществляется  через  культурную   деятельность   и политику,   систему   образования    и    средств    массовой    информации, просветительскую деятельность ученых и др. Не  забудем  и  того,  что  наука является культурным феноменом, самым имеет  соответствующую  направленность, занимает исключительно важное место в сфере духовного производства. 

Прогностическая функция  - наука позволяет человеку не только изменять окружающий мир сообразно своим желаниям и потребностям, но и прогнозировать последствия таких изменений. При помощи научных моделей  ученые могут показать возможные опасные тенденции развития общества и дать рекомендации по их определению.    

 Управленческо - регулятивная  функция выражается в том, что  наука должна разрабатывать идейно-теоретические  и методологические  основы  управления  и регуляции,  прежде  всего  это  касается  социальных  явлений  и  процессов. Ученые,   менеджеры,   социологи,   психологи,   политологи   и  экономисты осуществляют     информационное          обеспечение           управленческо-регулятивного  процесса,.  консультирование   работников   государственного аппарата,    своими  практическими   рекомендациями   способны    повышать эффективность управленческих  решений,   совершенствовать   организационные структуры,   служебные и деловые отношения;  научные  работники  через  свою педагогическую    деятельность    могут    значительна    поднять    уровень управленческой культуры руководящих кадров. 

Идейно-преемственная,  традиционная  функция  обеспечивает  наследование, сохранение всех  достижений  научного  "коллективного  интеллекта",  научной памяти, связь времен, преемственность различных поколений  ученых,  передачу традиций исследовательской эстафеты, определенных норм, ценностей и  идеалов в сфере научного производства, сообщества и этноса.     

 Практически-действенная  функция в известной мере как  бы  интегрирует  все другие функции  науки,  характеризует  её  как  универсальную  преобразующую социальную силу, которая способна изменить  все  общество,  все  его  сферы, стороны  и  отношения.  Данная  функция  осуществляется  главным     образом через  практическую,  производственную   деятельность   людей,   в   которой происходит процесс материализации,  "овеществления"  научного  знания,  идей  ученых.        

   

 

Заключение.    

 В своем докладе  я рассмотрел такую важную  в философии тему, как «Социальные  функции науки». Раскрывая тему, я показал, что социальные функции  науки были и остаются актуальными,  так как в функциях науки  обнаруживаются возможности и  способности участвовать в решении  кардинальных проблем жизнедеятельности  общества, в создании более благоприятных  условий и содержания жизни  людей, в формировании культуры.    

 Возрастающая роль  науки в общественной жизни  породила ее особый статус  в современной культуре и новые  черты ее взаимодействия с  различными слоями общественного сознания. В этой связи остро ставится проблема особенностей научного познания и его соотношения с другими формами познавательной деятельности (искусством, обыденным сознанием и т.д.). Эта проблема, будучи философской, по своему характеру, в то же время имеет большую практическую значимость. Осмысление специфики науки является необходимой предпосылкой внедрения научных методов в управление культурными процессами. Оно необходимо и для построения теории управления самой наукой в условиях развития НТР, поскольку выяснение закономерностей научного познания требует анализа его социальной обусловленности и его взаимодействия с различными феноменами духовной и материальной культуры.   

 У порога XXI века –  века развития науки и высоких  технологий, социальные функции  науки быстро умножаются и  разнообразятся, тем самым вызвали  надежду при решении самых  разных проблем, возникающих в  ходе общественного развития.

 

Список литературы:

1.    Введение в философию: учебник. В22 / Под. Ред. И. Т. Фролова. М-1989;

2.   А. В. Юревич, И. П. Цапенко. Вопросы философии. М-1998;

3.    В. С. Степин, В. Г. Горохов и М. А. Розов. Философия науки и техники. М-1989;

4.    Дж. Д. Бернал. Социальная функция науки. М-1938;

5.    Лешкевич Т. Г. Философия науки и техники. М-1984;

6.    lib.vvsu.ru/books/Bakalavr01/page0191.asp;

7.    cultura.nm.ru/philosophy/glava_61.dhtml.

 


Информация о работе Социальные функции науки