Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 19:29, реферат
Без науки в современном обществе невозможна его интеллектуальная и производственная мощь, безопасность государства. Наука стала важным критерием цивилизованности и культурности народов. Научно-техническое развитие составляет главную тенденцию исторического прогресса на рубеже XX—XXI веков.
На сегодняшний день мы можем сказать, что наука в современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей. Несомненно, уровень развитости науки может служить одним из основных показателей развития общества, а также это, несомненно, показатель экономического, культурного, цивилизованного, образованного, современного развития государства.
Введение................................................................................................................3
Глава 1. Краткая характеристика социальных функций науки........................4
Глава 2. Социальные функции науки..................................................................5
2.1 Познавательная и мировоззренческая функции науки................................6
2.2 Функция науки как непосредственной производительной силы.............9
2.3 Функция науки в качестве социальной силы...............................................11
2.4 Культурная функция науки...........................................................................13
2.5 Другие социальные функции науки...........................................................14
Заключение...........................................................................................................16
Список литературы..............................................................................................18
Введение......................
Глава 1. Краткая характеристика социальных функций науки........................4
Глава 2. Социальные функции
науки.........................
2.1 Познавательная и мировоззренческая
функции науки.........................
2.2 Функция науки как непосредственной производительной силы.............9
2.3 Функция науки в качестве
социальной силы..........................
2.4 Культурная функция науки.........................
2.5 Другие социальные функции
науки.........................
Заключение....................
Список литературы.............
Введение.
Без науки в современном обществе невозможна его интеллектуальная и производственная мощь, безопасность государства. Наука стала важным критерием цивилизованности и культурности народов. Научно-техническое развитие составляет главную тенденцию исторического прогресса на рубеже XX—XXI веков.
На сегодняшний день мы можем сказать, что наука в современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей. Несомненно, уровень развитости науки может служить одним из основных показателей развития общества, а также это, несомненно, показатель экономического, культурного, цивилизованного, образованного, современного развития государства.
Возрастающая роль науки в общественной жизни породила её особый статус в современной культуре и новые черты её взаимодействия с различными слоями общественного сознания. В этой связи остро ставится проблема особенностей научного познания и его соотношения с другими формами познавательной деятельности (искусством, обыденным сознанием и т. д.).
Эта проблема, будучи философской, по своему характеру, в то же время имеет большую практическую значимость. Осмысление специфики науки является необходимой предпосылкой внедрения научных методов в управление культурными процессами. Оно необходимо и для построения теории управления самой наукой в условиях НТР, поскольку выяснение закономерностей научного познания требует анализа его социальной обусловленности и его взаимодействия с различными феноменами духовной и материальной культуры.
Глава 1. Краткая характеристика социальных функций науки
Наука выполняет в обществе
ряд функций. Под функцией науки
понимается внешнее проявление ее одного
или нескольких существенных свойств.
В функциях обнаруживаются возможности
и способности науки
В качестве главных же критериев выделения функций науки надо взять основные виды деятельности ученых, их круг обязанностей и задач, а также сферы приложения и потребления научного знания. Ниже перечислены одни из главных функций:
1) познавательная функция
задана самой сутью науки,
2) мировоззренческая функция, безусловно, тесно связана с первой, главная цель ее - разработка научного мировоззрения и научной картины мира, исследование рационалистических аспектов отношения человека к миру, обоснование научного миропонимания: ученые призваны разрабатывать мировоззренческие универсалии и ценностные ориентации, хотя, конечно, ведущую роль в этом деле играет философия;
3) производственная, технико-технологическая функция призвана для внедрения в производство нововведений инноваций, новых технологий, форм организации и др. Исследователи говорят и пишут о превращении науки в непосредственную производительную силу общества, о науке как особом "цехе" производства, отнесении ученых к производительным работникам, а все это как раз и характеризует данную функцию науки;
4) сегодня, в условиях научно-технической революции, у науки всё более отчётливо обнаруживается ещё одна концепция, она выступает в качестве социальной силы. Наиболее ярко это проявляется в тех многочисленных в наши дни ситуациях, когда данные и методы науки используются для разработки масштабных планов и программ социального экономического развития. При составлении каждой такой программы, определяющей, как правило, цели деятельности многих предприятий, учреждений и организаций, принципиально необходимо непосредственное участие учёных как носителей специальных знаний и методов из разных областей. Существенно также, что ввиду комплексного характера подобных планов и программ их разработка и осуществление предполагают взаимодействие общественных, естественных и технических наук.
5) культурная, образовательная функция заключается главным образом в том, что наука является феноменом культуры, заметным фактором культурного развития людей и образования. Ей достижения идеи и рекомендации заметно воздействуют на весь учебно-воспитательный процесс, на содержание программ планов, учебников, на технологию, формы и методы обучения. Безусловно, ведущая роль здесь принадлежит педагогической науке. Данная функция науки осуществляется через культурную деятельность и политику, систему образования и средств массовой информации, просветительскую деятельность ученых и др.
Глава 2. Социальные функции науки.
Наука выполняет в
обществе ряд функций. Под
Социальные функции
науки не есть нечто раз
и навсегда заданное. Напротив, они
исторически изменяются и
Современная наука во многих отношениях существенно, кардинально отличается от той науки, которая существовала столетие или даже полстолетия назад. Изменился весь ее облик и характер ее взаимосвязей с обществом.
Говоря о современной
науке в ее взаимодействии с различными
сферами жизни человека и общества,
можно выделить три группы выполняемых
ею социальных функций. Это, во-первых,
функции познавательная и мировоззренческае,
во-вторых, функции науки как
2.1 Познавательная и
Наука вырабатывает прежде всего научную картину мира как совокупность знаний о природе, обществе и человеке. В этом процессе проявляется познавательная (гносеологическая) функция, а также и мировоззренческая, поскольку научная картина миpa (бытия) не существует в чистом виде в сознании людей. Она соотносится человеком с обыденным, мифологическим, религиозным, философским осмыслением мира, постоянно переоценивается.
Познавательная функция задана самой сутью науки, главное назначение которой - как раз познание природы, общества и человека, рационально-теоретическое постижение мира, открытие его законов и закономерностей, объяснение самых различных явлений и процессов, осуществление прогностической деятельности, то есть производство нового научного знания;
Мировоззренческая функция, безусловно, тесно связана с познавательной функцией, главная цель ее - разработка научного мировоззрения и научной картины мира, исследование рационалистических аспектов отношения человека к миру, обоснование научного миропонимания: ученые призваны разрабатывать мировоззренческие универсалии и ценностные ориентации, хотя, конечно, ведущую роль в этом деле играет философия;
Наука вырабатывает
прежде всего научную картину
мира как совокупность знаний
о природе, обществе и
Порядок, в котором перечислены эти группы функций, в сущности, отражает исторический процесс формирования и расширения социальных функций науки, то есть возникновения и упрочения все новых каналов ее взаимодействия с обществом. Так, в период становления науки как особого социального института (а это период кризиса феодализма, зарождения буржуазных общественных отношений и формирования капитализма, то есть эпоха Возрождения и Новое время) ее влияние обнаруживалось, прежде всего, в сфере мировоззрения, где в течение всего этого времени шла острая и упорная борьба между теологией и наукой.
В эпоху средневековья теология постепенно завоевала положение верховной инстанции, призванной обсуждать и решать коренные мировоззренческие проблемы, такие, как вопрос о строении мироздания и месте человека в нем, о смысле и высших ценностях жизни и т.п. В сфере же зарождавшейся науки оставались проблемы более частного и «земного» порядка.
Коперниковским переворотом,
случившимся четыре с половиной
столетия назад, наука впервые оспорила
у теологии ее право монопольно определять
формирование мировоззрения. Именно это
стало первым актом в процессе
проникновения научного знания и
научного мышления в структуру деятельности
человека и общества; именно здесь
обнаружились первые реальные признаки
выхода науки в мировоззренческую
проблематику, в мир размышлений
и устремлений человека. Ведь для
того чтобы принять
Должно было пройти немало
времени, вобравшего в себя такие
драматические эпизоды, как сожжение
Дж.Бруно, отречение Г.Галилея, идейные
конфликты в связи с учением
Ч.Дарвина о происхождении
Одновременно с этим процессом
возникновения и укрепления познавательно
- мировоззренческих функций
2.2 Функция науки как непосредственной производительной силы.
Отвечая на экономические
потребности общества, наука реализует
себя в функции непосредственной
производительной силы, выступая в
качестве важнейшего фактора хозяйственно-
Производственная, технико-технологическая функция призвана для внедрения в производство нововведений инноваций, новых технологий, форм организации и др. Исследователи говорят и пишут о превращении науки в непосредственную производительную силу общества, о науке как особом "цехе" производства, отнесении ученых к производительным работникам, а все это как раз и характеризует данную функцию науки.
Обсуждая о функциях
науки как непосредственной
В период становления науки
как социального института
Так было, например, с гидравликой,
с термодинамикой. Сама же наука
мало что давала практической деятельности
— промышленности, сельскому хозяйству,
медицине. И дело было не только в
недостаточном уровне развития науки,
но прежде всего в том, что сама
практика, как правило, не умела, да
и не испытывала потребности опираться
на завоевания науки или хотя бы
просто систематически учитывать их.
Вплоть до середины XIX века случаи, когда
результаты науки находили практическое
применение, были эпизодическими и
не вели ко всеобщему осознанию и
рациональному использованию