Автор: Марина Ш, 19 Июля 2010 в 02:46, доклад
социальные движения, определение, характеристика, структура, типология
В наше время экспрессивные движения наиболее ярко проявляются в молодежной среде. Хиппи и рокеры, лабухи и люберы - это лишь немногие проявления попыток молодых людей создать собственную субкультуру и дистанироваться от чуждого им общества.
Часто экспрессивные движения связаны с верой в лучшую прошлую жизнь. Подобного рода движения отвергают, игнорируют несправедливую действительность и обращают свой взор к славному прошлому и подвигам предков. Это движение ветеранов войны, монархические движения, возрождающие ушедшие ритуалы, символику и находящие эмоциональное удовлетворение в ношении старой военной формы или в возврате к старым обычаям и стилю поведения. Такие движения чаще всего связаны с пассивным поведением, уходом от действительности путем воспоминаний или мечтаний. В то же время такие экспрессивные движения могут прокладывать путь реформам или вести к восстаниям, так они оживляют традиции и могут функционировать как сила, возбуждающая пассивное население. Этому способствует также стремление большинства людей идеализировать прошлое, противопостовлять «героические» времена настоящему времени. Такое свойство экспрессивных движений может сделать их промежуточным звеном между неполитическими и активными политическими движениями.
Утопические движения. С тех пор как Томас Мор написал свою знаменитую «Утопию», слова утопия и утопический означали общество совершенства, существующие только в человеческом воображении. Первоначально небольшие общности, создаваемые членами утопических движений, были исключительно религиозными (движение первых христиан, религиозные секты Востока, создаваемые на основе всеобщего равенства, и др.). Общности, созданные на основе религиозных утопических движений, оказались весьма жизнестойкими, так как их члены не стремились к личному счастью в этой жизни и к материальному благополучию. Благом для них считалось общее следование воли Бога. Иначе обстояло дело в мирских общностях последователей утопических идей. Вся идеология мирских утопических движений основывалась на концепции доброго, альтруистичного, кооперативного человека. Объединение последователей утопических идей в сообществе предполагало проявление ими именно этих качеств. Забвение лидерами утопических движений таких естественных стремлений человека, как желание личного благополучия, стремление реализовать свои способности и получить вознаграждение, неизбежно ведет такие движения к угасанию и распаду.
Движения реформ можно рассматривать как попытки изменить отдельные стороны общественной жизни и структуры общества без полной его трансформации. Чтобы индивиды объединились для борьбы за реформы, необходимы 2 условия: участники таких движений должны позитивно относиться к порядку в данном обществе, сосредоточив внимание только на отдельных негативных сторонах общественного устройства, а ак же иметь возможность для высказывания своего мнения и активных действий в поддержку какой-либо реформы. В связи с этим можно сказать, что движение реформ в законченном виде возникают лишь в демократических обществах, когда люди имеют значительную свободу и могут критиковать существующие социальные институты и изменять их по желанию большинства. Многочисленные типы движений реформ, такие, например, как аболиционистские (движения за отмену какого-либо закона), феминистские (движения за равноправие женщин), запрещающие (порнографии, строительства атомных электростанций и т.д.), не могут развиваться в условиях тоталитарных режимов, при которых попытка любых социальных изменений расценивается как угроза существующей системе власти. Опыт нашего государства показывает, что в настоящее время мы еще только начинаем привыкать к существованию подобных движений и, не опасаясь, участвовать в них.
Революционные движения. Под революцией в данном случае мы понимаем неожиданное, стремительное, обычно насильственное полное изменение социальной системы, структуры и функций многих основных социальных институтов. Революционное движение пытается свергнуть, разрушить существующую социальную систему и установить новый социальный порядок, в значительной степени отличающийся от прежнего. Если реформаторы стремятся исправить лишь некоторые недостатки и дефекты в существующем социальном порядке, то революционеры считают, что система не заслуживает того, чтоб спасали.
Любое революционное движение развивается постепенно в атмосфере всеобщей социальной неудовлетворенности. Американские исследователи Л. Эдвардс и К. Бритон смогли выделить наиболее типичные стадии успешного развития революционных движений: 1) накопление глубокого социального беспокойства и неудовлетворенности в течении ряда лет; 2) неспособность интеллектуалов успешно критиковать существующее положение так, чтобы основная масса населения понимала их; 3) появление побуждения к активным действиям, восстанию и социального мифа или системы верований, оправдывающих это побуждение; 4) революционный взрыв, вызванный колебаниями и слабостью правящей верхушки; 5) период правления умеренных, которое вскоре сводится к попыткам контроля за различными группами революционеров или к уступкам с целью гашения взрывов страстей в народе; 6) выход на активные позиции экстремистов и радикалов, которые захватывают власть и уничтожают всякую оппозицию; 7) период режима террора; 8) возврат к спокойному состоянию, устойчивой власти и к некоторым образцам прежней предреволюционной жизни. По такой схеме в целом протекали французская, китайская и российская революции.
Движения сопротивления. Движения сопротивления возникают среди тех неудовлетворенных, которые считают, что изменения в обществе происходят слишком быстро. Другими словами, движения сопротивления - это усилия определенной группы людей, направленные на блокирование возможных или искоренение уже происшедших изменений. Подобные движения всегда сопровождают движения реформ и революционные движения. Примером этого могут служить оппозиционные движения во многих обществах. Так, проведение реформ в России привело к появлению множества оппозиционных движений сопротивления реформам, которые включают людей, не видящих своего места в реформированном обществе или потерявшие свои привилегии в ходе проведения таких реформ.
Социальные движения иногда действуют, как группы давления (например, движение в поддержку депутатской группы, президента, правительства), имея своей целью воздействовать на институты управления в обществе. Однако анализ политической борьбы показывает, что большая часть групп давления - это не политическое движение. Они стремятся выполнять общепринятые нормы и достигать ценностей, необходимых обществу с точки зрения наибольшей полезности.
Массовые
движения располагаются несколько особняком
по отношению к сугубо социальным движениям.
Их основу составляют массовые общности.
В последние годы в массовые движения
вовлекаются тысячи и миллионы людей не
только в отдельных странах, но и в группах
государств и даже в масштабах всей планеты.
Они стали подлинным феноменом ХХ в.
Причины возникновения массовых движений: 1) индустриальная революция; 2) урбанизация; 3) распространение образования и развитие у людей чувства гражданского достоинства; 4) появление и распространение средств массовой информации; 5) расширение избирательного права; 6) возвышение материальных и духовных потребностей индивидов, ведущее к повышению их общественно-политической активности.
Формы массовых движений: 1) слухи - с трудом поддающаяся проверке информация, которая относительно быстро передается людьми друг другу (слухи, как правило, возникают при дефиците достоверной информации и отличаются амбивалентностью: в том случае, если они соответствуют истине, их воздействие на массы может быть позитивным, если же ложны - они способны привести к крайне нежелательным последствиям); 2) мода - нравы и предпочтения, которые сохраняются в течение сравнительно короткого времени, но при этом получают довольно широкое распространение в обществе (при этом мода влияет не только на стиль одежды, но практически на все сферы нашей жизни: от образцов сексуального поведения до форм участия в политической жизни общества); 3) массовая истерия - быстрое распространение чувства беспокойства, вызванного реальной или вымышленной опасностью и сопровождающееся определенными образцами поведения (повышенной подвижностью, стремлением укрыться в безопасном месте, лихорадочным поиском источника возможной угрозы); 4) паника - иррациональные, нередко бессознательные массовые поступки людей, вызванные наличием какой-либо непосредственной страшной угрозы (тот факт, что паника охватывает не одного-двух, а массу людей, делает ее проявления настолько сильными, что она практически не поддается контролю).
Массовые
движения, как правило, деструктивны
- они способны полностью подчинить себе
сознание индивида и побудить его к действиям,
которых он в одиночку никогда бы не совершил.
Используемая
литература:
«Социология», Фролов С.С., М.: Гардарики, 2004.
Электронный конспект, Таппосханова М.А.