Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 19:57, курсовая работа
Проблема малой группы является наиболее традиционной и хорошо разработанной проблемой социальной психологии. Интерес к исследованию малых групп возник очень давно, по существу немедленно вслед за тем, как начала обсуждаться проблема взаимоотношения общества и личности и, в частности, вопрос о взаимоотношении личности и среды ее формирования.
1 Общие проблемы малой группы в социальной психологии
1.1 Исторические аспекты исследования
2. Динамические процессы в малой группе
2.1. Общая характеристика динамических процессов
2.2. Психологическая теория коллектива
2.3. Стадии и уровни развития малой группы.
Заключение
Список литературы
Эта предметная деятельность в данном случае есть обязательно социально-позитивная деятельность. Доказать достаточную степень ее развития можно при помощи трех выделенных критериев: 1) оценка выполнения групповой основной общественной функции, например, успешное участие в общественном разделении труда; 2) оценка соответствия группы социальным нормам; 3) оценка способности обеспечить каждому ее члену возможности для полноценного развития личности.
Диагностика уровня развития
группы предполагает качественно-количественную
оценку каждого из этих параметров.
В ряде экспериментальных исследований
прослежена зависимость всех процессов,
протекающих в группе, от ядерного
слоя ее деятельности. Этот слой представляет
собой непсихологическое
Второй слой групповой
структуры представляет собой фиксацию
отношений каждого члена группы
к групповой деятельности, ее целям
и задачам. Названный ранее ценностно-
Это представление о многоуровневой структуре групповых отношений позволяет рассмотреть путь, проходимый каждой группой, как последовательное включение совместной деятельности в определении многообразных контактов между членами группы. Не следует упрощать вопрос и представлять себе каждый этап в развитии какой-либо конкретной группы как присутствие в ней одного какого-то слоя отношений. Напротив, развитие группы не означает, что более низкие слои отношений здесь исчезают, но означает лишь такое существенное их преобразование, которое делает невозможным объяснение групповых процессов только с точки зрения процессов, происходящих в низшем слое.
Предложенный подход к
вопросу содержит в себе реализацию,
с одной стороны, определенного
ответа на идеологический норматив. Но
вместе с тем, содержит попытку дать
дальнейшую разработку проблемы группы
в социально-психологическом
Нельзя сказать, что все
исследования коллектива в отечественной
социальной психологии идут в русле
этой концепции. Однако основные идеи,
представленные в ней, разделяются
большинством авторов. В частности,
сама идея определенных стадий развития
группы, выделенных на основе уровней
развития деятельности, получила широкое
признание. В разработке данной проблемы
Л. И. Уманским идея стадий сочетается
с выделением некоторых обязательных
параметров группы, применительно к
которым и замеряется уровень
ее развития. В качестве таких обязательных
параметров называются: направленность
коллектива, организованность, подготовленность
и психологическая
Методологическое значение
малых групп в социально-
Выделение проблемы малых групп в социальной психологии в качестве самостоятельного раздела в общем исследовании групп имеет большое методологическое значение, важное для самой социальной психологии как науки. Можно проанализировать несколько линий, по которым введение проблемы малых групп в тело социальной психологии изменяет общую ситуацию в этой науке.
Выявление специфики такого
нового группообразования, как малая
группа, позволяет увидеть
Анализ характеристик
малых групп способствует ликвидации
того разрыва образования в
Открытие малых групп как особого уровня развития группы дает возможность построения совершенно новой классификации групп. В настоящее время предложены две такие типологии. В типологию Л. И. Уманского в момент создания группы она имеет не только нулевую точку, но и отрезок отрицательной протяженности, соответствующий группам характера. С его точки зрения, это не обязательно фиксированные группы, например, шайки преступников, группы тунеядцев, но своеобразные модификации социально-позитивных групп, угроза для последних переродиться в социально-негативные образования. В предложенной типологии обозначены условия, при которых это может произойти к этому ведут процессы, возникновение особого группового эгоизма и так далее.
Вторая координата в типологии Л. И. Уманского предназначена для определения меры влияния группы на личность.
Если сделать поправку на продолжающиеся поиски адекватной терминологии, то из схемы видеть, что два предложенных в ней измерения позволяют серьезно продвинуться вперед в классификации реальных социальных групп, выступающих в качестве объектов социально-психологического анализа.
В соответствии с общими
установками концепции
Общая схема приобретает такой вид.
Заключение
Делая вывод, нужно заметить,
что эту тему СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
ФЕНОМЕНЫ И ДИНАМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В
МАЛОЙ ГРУППЕ и их общая характеристика
можно рассматривать очень
Также в этой теме затрагивались проблемы коллектива, это не просто так, потому что проблема коллектива, будучи новой проблемой в структуре социально-психологического знания, стимулирует определенные направления для переосмысления многого из того, что накоплено в области психологии групп до сих пор, поскольку представляет новый подход к проблеме развития малых групп.
Можно еще выделить то, что эта тема не прошла мимо такой темы как психология межгрупповых отношений, это потому, что эта проблематика до недавнего времени оставалась недостаточно исследованной. И если вы зададите вопрос , что общего между динамическими процессами в малой группе и психологией межгрупповых отношений , то можно ответить так, что логическим продолжением рассмотрением малых групп является область психологии межгрупповых отношений.
Список литературы
Андреева Г.М. Современная социальная психология на западе. 1978.
Буева Л. П. Социальная среда и сознание личности. 1965.
Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. М 1979.
Кон И. С. Социология личности. 1967.
Парыгин Б. Я. Основы социально-психологической теории . 1971
Тихомиров О. К. Психологические механизмы целеобразования. 1977.