Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 14:08, курсовая работа
Цель исследования – раскрыть значимость социально – психологических аспектов управления персоналом и рассмотреть адаптацию в коллективе как один из аспектов социально-психологического управления персоналом.
Задачи исследования:
1) выявить сущность социально – психологических аспектов управления персоналом;
2) провести исторический анализ социально – психологических аспектов управления персоналом;
3) рассмотреть адаптацию в коллективе как один из аспектов социально – психологического управления персоналом.
Введение……………………………………………………………………..3
1. Проблемы социально-психологического управления персоналом…..5
1.1. Сущность социально-психологических аспектов……………………5
1.2. Исторический анализ социально-психологических аспектов управления персоналом…………………………………8
1.3. Адаптация в коллективе как один из аспектов социально-психологического управления персоналом………….10
2. Управление персоналом как функция процесса управления………..14
2.1. Определение понятия управления и функции управления………....15
2.2. Методы управления персоналом……………………………………...16
2.3. Психофизиология трудовых процессов и социология труда….… …18
3. Обучение и развитие персонала………………………………………....20
3.1. Обучение, переподготовка и повышение квалификации персонала.20
4. Конфликты в организации……………………………………………....23
4.1. Сущность конфликта и его типы……………………………………...23
4.2. Методы разрешения конфликтов………………………………….…..25
Заключение.…………………………………………………………………..29
Список литературы………………………………………………………….30
Содержание
1. Проблемы социально-психологического управления персоналом…..5 |
|
1.1. Сущность социально-психологических аспектов……………………5 |
|
1.2. Исторический анализ социально-психологических
аспектов управления персоналом…………………………………………………… |
|
1.3. Адаптация в коллективе как один из аспектов социально-психологического управления персоналом……………………………….10 | |
2. Управление персоналом
как функция процесса
2.1. Определение понятия управления и функции управления………....15
2.2. Методы управления персоналом……………………………………...16
2.3. Психофизиология трудовых процессов и социология труда….… …18
3. Обучение и развитие персонала………………………………………....20
3.1. Обучение, переподготовка и повышение квалификации персонала.20
4. Конфликты в организации……………………………………………..
4.1. Сущность конфликта и его типы……………………………………...23
4.2. Методы разрешения конфликтов………………………………….…..25
Заключение.…………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
В XXI веке успех любой организации все
в большей степени зависит от её сотрудников.
Отражением этого в области науки и образования
служит бурное развитие и широкое распространение
знаний в области управления персоналом.
В странах с развитой рыночной экономикой
изучение дисциплины
Современный высококвалифицированный специалист, даже если он не руководитель, может всесторонне проявить себя в работе, лишь активно взаимодействуя с коллегами и руководством, обладая необходимой культурой общения. Помочь ему в этом может изучение управления персоналом как одной их важнейших управленческих дисциплин.
Методы (аспекты) управления персоналом – способы воздействия на коллективы и отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности в процессе функционирования организации.
Наука и практика выработали три группы аспектов управления персоналом:
1. Административные.
2. Экономические.
3. Социально – психологические.
Социально – психологические аспекты:
· Социальный анализ в коллективе работников.
· Социальное планирование.
· Создание творческой атмосферы в коллективе.
· Участие работников в управлении.
· Социальное стимулирование коллектива.
· Удовлетворение духовных и культурных
потребностей.
· Формирование коллективов, групп, создание
нормального психологического климата
(адаптация в коллективе).
· Установление социальных норм поведения.
· Развитие у работников инициативы и
ответственности.
· Установление моральных санкций и поощрений.
Объект исследования – система управления персоналом.
Предмет исследования – социально-психологические проблемы управления.
Проблема исследования – методы адаптации в коллективе.
Актуальность исследования – социально – психологические аспекты управления персоналом носят косвенный характер управленческого воздействия. Нельзя рассчитывать на автоматическое действие этих методов и трудно определить силу их воздействия на конечный эффект.
Социально – психологические аспекты управления основаны на использовании социального механизма управления (система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности и т. д.). Специфика этих аспектов заключается в значительной доле использования неформальных факторов, интересов личности, группы, коллектива в процессе управления персоналом.
Цель исследования – раскрыть значимость социально – психологических аспектов управления персоналом и рассмотреть адаптацию в коллективе как один из аспектов социально-психологического управления персоналом.
Задачи исследования:
1) выявить сущность социально – психологических аспектов управления персоналом;
2) провести исторический
анализ социально –
3) рассмотреть адаптацию
в коллективе как один из
аспектов социально – психологи
1. Проблемы социально – психологического управления персоналом
1.1. Сущность социально – психологических аспектов
Вряд ли кто – ни будь станет оспаривать утверждение о том, что доходы любой организации в первую очередь зависят от того, насколько профессионально работают в ней специалисты и как комфортно они себя чувствуют на рабочем месте и в коллективе.
Теоретически любая
организация может достичь
1. Если у нее есть специалисты, способные решать поставленные задачи
2. Если осуществляется грамотное руководство этими специалистами.
Для нормальной работы организации необходимо постоянное внимание к решению 3 ключевых задач:
1. Выбрать сферу деятельности;
2. Подобрать необходимых специалистов;
3. Организовать их
работу с максимальной
Управление персоналом,
как специфическая
А.Я. Кибанов предлагает такую классификацию методов управления персоналом, выделяя три группы методов:
1. Административные методы.
2. Экономические методы.
3. Социально – психологические методы [23, с. ].
Под социально –
· социальный анализ в коллективе работников;
· социальное планирование;
· участие работников в управлении;
· социальное развитие коллектива;
· психологическое воздействие на работников (формирование групп, создание нормального психологического климата, моральное стимулирование, развитие у работников инициативы и ответственности).
Такую же классификацию
методов управления персоналом предлагает
коллектив авторов под
Авторы А. Г. Поршнев, З. П. Румянцева, Н.А. Соломатина пишут, что «экономические и социально – психологические методы носят косвенный характер управленческого воздействия. Нельзя рассчитывать на автоматическое действие этих методов и трудно определить силу их воздействия на конечный эффект» [21,с. 390].
Социально – психологические
методы основаны на использовании социального
механизма управления (система
взаимоотношений в коллективе, социальные
потребности и т. д.). Специфика
этих методов заключается в
Социально – психологические методы управления персоналом:
· социальный анализ в коллективе работников;
· социальное планирование;
· создание творческой атмосферы в коллективе;
· участие работников в управлении;
· социальное стимулирование развития коллектива;
· удовлетворение духовных и культурных потребностей;
· формирование коллективов, групп, создание нормального психологического климата;
· установление социальных норм поведения;
· развитие у работников инициативы и ответственности;
· установление моральных санкций и поощрений.
Йеннекенс Ж. пишет, что на практике вопросы организации и управления нельзя решать без учета отношения к ним людей и общества в целом. Поскольку менеджер стремиться управлять действиями и поведением других людей, он должен знать образ мышления сотрудников его организации и всего общества и предвидеть их реакцию на свою деятельность [6, с. ].
Человек чувствует себя ущемленным, если при постановке ему задач он не видит собственной выгоды от их выполнения.
Факторами личного характера, играющими важную роль, являются, в частности:
1.
Стремление к улучшению
2. Желание увеличить свои доходы.
3. Риск того, что в результате участия в процессе перемен человек может понести убытки или в самом крайнем случае лишиться работы.
4.
Отрицательное отношение к
5.
Боязнь принять неправильное
решение, нежелание брать на
себя ответственность и
6.
Из - за отсутствия данных и
достаточного объема знаний
7. Наличие обид из прошлого.
В западной литературе для характеристики целей управления персоналом часто используются понятия «экономическая эффективность» и «социальная (персональная) эффективность». При этом экономическая эффективность в области управления персоналом понимается как достижение с минимальными затратами на персонал целей организации - экономических результатов, стабильности, высокой гибкости и адаптивности к непрерывно меняющейся среде; социальная эффективность – как удовлетворение интересов и потребностей сотрудников (оплата труда, его содержание, возможность личной самореализации, удовлетворенность общением с товарищами и т. д.) [12, с. ], [26, с. ].
Социально – психологическим методам присущ косвенный характер воздействия, отсутствие четко определенного времени и обязательности этого воздействия. Они допускают в известных пределах свободу индивидуального выбора и поведения, во многом зависят от индивидуальных особенностей работников. Точно установить силу и конечный эффект воздействия указанных методов довольно трудно.
1.2. Исторический анализ
социально- психологических
Осуществление радикальных социально – экономических и политических реформ, как правило, связано с определенной дегуманизацией отношений между людьми, включенными в различные системы управления. Ситуация в России не исключение. Тем не мене преодоление возникающих на этом этапе кризисов невозможно без отказа от игнорирования проблем отношения с персоналом, от желания манипулировать кадрами. И все более управление персоналом признается одной из наиболее важных сфер жизни организации, способной многократно повысить ее эффективность.
Практика консультирования российских организаций за последние 5 лет свидетельствует о серьезном стратегическом повороте управленческих подходов большинства успешных фирм в сторону усиления внимания к человеческой, прежде всего профессиональной и социально- психологической составляющей своей деятельности. А это требует комплексного рассмотрения сферы управления персоналом.
Как известно, на протяжении последних 100 лет место управления персоналом в системе менеджмента многократно менялось. Наряду с этим пересматривались взгляды, подходы и теоретические базисы ученых и практиков, работавших в этой сфере. Совершенствование производственных, информационных и управленческих технологий, а так же глобальная переоценка индивидуальных и общечеловеческих ценностей, позволили наиболее близко подойти к решению центральной проблемы человечества: преодолению противоречия между человеком и организацией. Сегодня лишь ленивый еще не понял, что сила его организации, прежде всего, в человеческом капитале.
Информация о работе Социально-психологические аспекты управления персоналом и адаптация в коллективе