Социально-политические ориентации российской молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 20:35, реферат

Описание работы

Адекватность российского студенчества масштабу общественных задач, которые ставятся перед ними может быть показана с помощью анализа его ориентаций. Говорится о том, насколько гармонично в этих ориентациях сосуществуют и взаимодействуют, ценности, традиции и обновления, общественного и собственного, национального и всечеловеческого, история и современность, порядок и воля, державность и народовластие, закон и нравственность, личная инициатива и социальная справедливость, культура и техника, духовность и рациональность.
Так же, необходимо учитывать, что молодежь выступает в качестве достаточно организованного массового отряда людей и в силу возраста обладает ресурсом новой, наиболее образованной ее части. Причем она является, по традиции политически отзывчивой и энергичной, а потому и является потенциальным источником социальных изменений и инноваций.

Содержание

Введение
1. Понятие «ценностные ориентации»
2. Ценностные ориентации студенческой молодежи
2.1 Ценностные ориентации молодежи как предмет исследования в социологии
2.2 Политические пристрастия и предпочтения
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат по-социологии.doc

— 98.00 Кб (Скачать)

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ               

                   

 

                               РЕФЕРАТ

 

На тему: «Социально-политические ориентации российской молодежи»

 

 

 

 

 

 

 

 

        

 

 

 

 

 

 

 

                                                        2012

                    Оглавление

Введение

1.      Понятие «ценностные ориентации»

2.      Ценностные ориентации студенческой молодежи

2.1 Ценностные ориентации молодежи как предмет исследования в социологии

2.2    Политические пристрастия и предпочтения

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Введение

 

Существенные перемены, произошедшие в жизни россиян за последние несколько десятков лет, оказали большое действие на различные группы молодежи, особенно на их взгляды, ценности, ориентации и жизненные пути. Линия поведения и свойства, выражающиеся в оценках, предпочтениях сегодня в большей мере будут определять будущее России.  

Нынешняя молодежь вступает в независимую жизнь в очень сложное время. За небольшое время в стране произошли существенные перемены в политической жизни страны. Происходят процессы демократизации сообщества, восстановлена и с большой скоростью распространяется личная собственность, увеличивается база труда,  возрастает социальная дифференциация сообщества, необычными темпами развивается система массовых коммуникаций и компьютеризация. Что же касается молодежи, то ей очень тяжело принимать проблемы, с которыми она сталкивается, вступая в жизнь, когда уже пора определить свое место и призвание. 

 

Это призывает  к необходимости групповых исследований социальных проблем российской молодежи в начале третьего тысячелетия. По взглядам ученых данные исследования имеют очень благоприятный прогноз на будущее. Эти исследования производят нужную основу для того, чтобы своевременно влиять на социальные процессы, решать конфликты и противоречия. В особенности должно быть изучение новых социальных и профессиональных ориентаций и жизненных путей молодежи. 

Притворить свои социальные цели, воплотить их в жизненные пути, молодежь особенно не может без поддержки разнообразных каналов, микро - и макроинститутов систем воспитания. Разные учреждения систем воспитания не только передают подрастающему поколению объем знаний, но так же развивают трудовые навыки и передают особые знания. В данной системе воспитания у людей уже формируются будущие ценностные ориентации, в частности на продолжение воспитания и приобретение профессиональной подготовки. А так же они предопределяют ту или другую социальную позицию, к которой будет принадлежать свежеиспеченный специалист. Поэтому изучение социальных ориентаций и жизненных путей молодежи является особенно актуальным. 

Адекватность  российского студенчества масштабу общественных задач, которые ставятся перед ними может быть показана с помощью анализа его ориентаций. Говорится о том, насколько гармонично в этих ориентациях сосуществуют и взаимодействуют, ценности, традиции и обновления, общественного и собственного, национального и всечеловеческого, история и современность, порядок и воля, державность и народовластие, закон и нравственность, личная инициатива и социальная справедливость, культура и техника, духовность и рациональность.  
Так же, необходимо учитывать, что молодежь выступает в качестве достаточно организованного массового отряда людей и в силу возраста обладает ресурсом новой, наиболее образованной ее части. Причем она является, по традиции политически отзывчивой и энергичной, а потому и является потенциальным источником социальных изменений и инноваций. 

 

 

    1. Понятие «ценностные ориентации»

Для того чтобы рассмотреть понятие «ценностные ориентации», нужно рассмотреть понятие «ценность».  
В «модной» научной литературе под ценностью рассматривают желания, жизненные идеалы, а так же системы норм - детерминанты принятия решения, сложные обобщенные системы ценностных представлений и т.д.  
Если объединить все эти понятия и сформулировать общее определение, то под ценностью подразумевают важный для субъекта предмет  (материальный или идеальный ), который удовлетворяет его потребности, интересы и желания. 

           2.      Ценностные ориентации  студенческой молодежи

           2.1 Ценностные ориентации молодежи  как предмет исследования в                 социологии

В социологии, ценностные ориентации – не просто одно из главнейших проявлений группового сознания, а его ключевой составляющих, по состоянию и тенденции улучшения которого возможно с большой степенью убежденности судить о высококачественных данных сознания молодых людей. В этой связи становится понятно, что анализ состояния и улучшения базисных ценностных ориентаций молодых людей под противодействием общественных действий занимает основное место в социологии. Тема ценностных ориентаций молодёжи обретает отражение в работах отечественных и зарубежных ученых, в которых рассматриваются трудности социального улучшения, анализируются основные философские, историко-политические, финансовые, общественные аспекты теории.

Ценности в  постановке задач ценностных ориентаций принадлежат теории общественной мобильности, которая в объективном плане, рассматривается как свойство присущее логике улучшения общественных структур и динамике общественных действий, и субъективном, когда исследуется внутренняя, психологическая мобильность, ворочающей силой которой и считаются ценностные ориентации личности. В социологии 20-го века ключевые положения данной теории принадлежат П.А.Сорокину и М.Веберу.

 

Историческая  идея на ценностные ориентации в изменении  общественной мобильности молодых  людей описана в трудах таких  ученых, как  Р. Громова, Е.М. Аврамова. Отдельные части относят к доктрине необъективно физической активности в социальных конфигурациях (О. Шпенглер, А. Тойнби, Б. Рассел, М. Шелер, А. Бергсон, А. Шопенгауэр, А. Щюц и др.)

Постоянное исследование ценностных ориентаций связано с  великими исследованиями вертикальной мобильности, которые развернулось в Соединенных Штатов в 1960 – 70–х годах. Основная масса социологов в качестве эмпирического указателя анализа избрали ориентир на профессию. До наших пор остаётся наиболее действующим, «траекторный» подход к стратификационным действиям. Они на случае государств Запада доказали, что возможности общественного продвижения оцениваются как ценная составляющая положения индивидов, при всем при этом главная роль отводится таким ценностным ориентациям как тенденция на образование.

Непосредственно на такой линии движения общественного  продвижения складывается подходящая данной линии движения шкала ценностных ориентаций молодых людей. Под ценностными  ориентациями при таком варианте понимаются разделяемые личностью общественные значения, выступающие в виде смысла жизни и  главных  средств в жизни. Значения и ценностные ориентации разнообразны, они могут быть важными и передовыми, непреходящими и преходящими, настоящими и мнимыми и другие. Любой индивидум сможет иметь сразу большое количество различных ценностных ориентаций.

В России также  регулярно проводились социологические  исследования ценностных ориентаций молодежи, ее предпочтений и мотивов поведения, а так же пути к выполнению этой цели. Данные исследования социальных проблем молодежи, воспитание и обучение профессии, было начаты В.Н. Шубкиным в далеком 1962 г., они заключались в изучение и исследовании как ценностей и ценностных ориентаций, так и других жизненных путей не только молодежи, но и их близких. 

Е.А. Кухтерина отмечала, что материалы Д.Л. Константиновского собирались с 1960–х г. на работах исследований молодежи других ученых. В них были достаточно понятно выделены системы взаимодействия и взаимосвязи экономических, образовательных, демографических, социально – психологических подсистем, которые определенным образом воздействовали на профессиональное самоопределение молодежи разных статусных групп, в условии, когда протекает их большая трансформация. Так же, Д.Л. Константиновским были проведены исследования, с помощью, которых можно было наглядно рассмотреть ценностные ориентации и поведение молодежы после окончания всеобщего среднего воспитания. Т.е. изменения, которые протекают  в ориентациях и поведении молодежи. А так же определить основные критические точки, на которые стоит обратить особое внимание; проанализированы, с одной стороны, совокупность вероятностей, предоставляемых  молодежи по выходе ее из сферы всеобщего воспитания; а с иной – намерения мужчин и женщин, которым предстоит воспользоваться этими шансом.

Кухтерина подчеркивала, что в российской социологии одну из главных ценностей представлял эмпирический материал, который был получен Д. Л. Константиновским. На основе которого стало вероятным исследование воздействия факторов на социальный поиск молодёжи, а также методы работы с ним , опыт его анализов и представления данных. Наряду с Константиновским данной проблемой занимались такие небезызвестные ученые, как В. Мясищев, М. Рубинштейн, Н. Рыбников и др. 

Анализ результатов  проводимых исследований опубликован в фундаментальном труде С. Н. Иконниковой и В. Т. Лисовского, которое получило название «Молодежь о себе и своих сверстниках», вышедшей в свет в 1969 году.

С. Н. Иконникова и В. Т. Лисовский делают обобщающий вывод: «Качества нового жителя нашей планеты социалистического сообщества – политическая энергичность, коллективизм, идейная уверенность, желание к воспитанию и увлеченность трудом, появившейся в пору развития Советской диктатуры, со временем стали стереотипными в наши дни». Исследователями в 1966 году было опрошено около 2200 чел. На вопрос, «Какие свойства, на Ваш взгляд, более всего присущи советской молодежи? » были получены ответы: стремление к познаниям – 97 , 4 %; трудолюбие – 93 , 3  %; сочувственность – 92 , 8 %; честность – 94 , 4%; непримиримость к неправде– 88 , 4 %; принципиальность – 89 , 1 %; идейная уверенность – 79 , 2 %; застенчивость – 86 , 4 %.

Хотя уже в  середине 90–х годов на вопрос: «Кем пытается быть, сегодняшняя молодежь? », даны последующие ответы: 32% жителей нашей планеты хочет быть предпринимателями; 17% – экономистами; 13% – банкирами; 11% –злодеями; 10% – «новыми русскими»; 5% – менеджерами; 1% – космонавтами; 1% – хорошими людьми; 10% – др. специальности.

Но уже в  середине 90–х годов на вопрос: «Кем хочет стать, нынешняя молодежь? », даны следующие ответы: 32% людей желает стать бизнесменами; 17% – экономистами; 13% – банкирами; 11% –бандитами; 10% – «новыми русскими»; 5% – менеджерами; 1% – космонавтами; 1% – хорошими людьми; 10% – др. профессии. 

Цимбал заявлял, что конкретно на выявлении ценностных ориентациях и складывалась молодежная субкультура 90–х годов, которая характеризуется  в основном увеселительной тенденцией, так называемой «вестернизацией» (американизацией) культурных потребностей и интересов. Ценностью потребительских ориентаций над творческими, бессильной индивидуализированностью и избирательностью культуры, а аналогично отсутствием этнокультурной самоидентификации, аполитичностью, аморальностью и так далее. Из этого утверждения можно сделать вывод что, рассматривая проблемы ценностных ориентаций в круге трудностей, связанных со становлением новых поколений, социологи изучают механизмы социализации молодых людей. Это делается, сначала, для выработки государством молодежной политической деятельности, которая имеет возможность обеспечить настоящее общественно – демографическое воспроизводство собственных людей.          

 

 

 

 

 

      2.2    Политические пристрастия и предпочтения

Что же такое политика для молодежи? Это тот инструмент, с помощью которого молодежь сможет решать задачи, которые ставятся перед ней. Эта позиция является одной из ключевых. Политика – это инструмент для осуществления наших потребностей и ценностей сегодня и в дальнейшем.  
Политику невозможно осуществить в одиночку. Для этого необходима организация – политическая партия, либо общественно - политическая организация.  
Какова роль и место молодежи в таком общественно - политическом объединении? Есть несколько вариантов:  
1 ) молодежные организации, в которых молодежь сама решает свои проблемы.  
2 ) молодежь “на подхвате”, рядом с политической организацией, которая делает политик, а молодежь помогает ей это делать.  
3 ) молодежная организация является частью политического начала или политической партии. 

 
В новейшей истории многим хотелось бы создать в России политическое объединение, которое предусматривает участие в молодежной организации с 14 лет. При этом, до 18 лет - это равное право участия в политической работе, в решении всех вопросов внутри организации , а с 18 лет по Конституции РФ – право избирать и быть избранным. Это основное положение: молодежь должна бытьбчастью политической организации. 

Нет ничего странного в том, что молодежные слои не  замечают изменчивость политического пульса времени.  Дело не в их аполитичности, а в том, что политически культурного человека надо развивать. При этом, разумеется, помня, что нынешняя политическая культура формируется в рамках концепции гражданского сообщества, в котором политика - хоть и существенно значимая сфера жизни сообщества, но она далеко не единственная и не самая главная.

Сколько у нас  в стране людей в возрасте до 30 лет? Примерно 28% населения. А если вычесть половину в возрасте до 14 лет, как вы считаете: каждый шестой - седьмой резидент страны имеет право выбирать? Ответив на данный вопрос, можно осознать истинную роль и место молодежных организаций в системе политических объединений сообщества. Если их поставить в одну политическую систему, предполагая, что эта, наиболее способная ее часть, сыграет решающую роль. 

Сегодня процент  молодых людей,  которые работают в разных органах власти, крайне невелик. Например, в Гос.  Думе Российской Федерации депутатов в возрасте от 21 до 23 лет всего восемь человек из 450. С досадой надо сказать, тот факт, что Комитет по делам, семьи и молодежи не оправдал надежд, которые перед ним ставились. А именно - разработка законов, которые улучшили бы жизнь школьников, и студентов. В связи с этим неоднократно вставал вопрос о закрытии комитета, из-за плохих результатов работы. 

Информация о работе Социально-политические ориентации российской молодежи