Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 15:48, реферат
Цель работы – изучение социально-педагогической проблемы бродяжничества и беспризорности детей, выработка предложений по качественному улучшению ситуации в этой области с целью ослабления проблемных узлов. Характер темы, ее актуальность обусловили рассмотрение следующих задач:
1) Дать общую характеристику беспризорности, рассмотреть беспризорность как социально опасное явление, причины.
2) Рассмотреть нормативно–правовую базу в области защиты детей на федеральном уровне.
3) Раскрыть роль общественных организаций в решении проблем беспризорных и безнадзорных детей.
Введение……………………………………………………………………3-5
1. Характеристика беспризорности и безнадзорности в России…….…6-13
2. семья как главный источник беспризорности………………………...14-20
3. Мероприятия по организации работы с несовершеннолетними….....21-27
Заключение……………………………………………………………..….28-30
Список литературы………………………………………………………...31
Специфическая проблема несовершеннолетних – токсикомания и наркомания.8 Подростки злоупотребляют наркотиками в 7,5 раз, а одурманившими средствами в 12 раз чаще, чем взрослые.9 Для подростков наркотики остаются, хотя и довольно доступной, распространенной, но все, же экзотикой, модным запретным плодом, в, то время как алкоголь стал для них обычным, бытовым средством одурманивания. Алкоголь вовлекает беспризорного в порочный круг. Его потребление является необходимым условием для участия в группе, не объединенной, какими-либо целями, и зачастую вовлечением в социальные связи с окружающим миром. Групповая сплоченность, достигаемая с помощью совместного потребления алкоголя, отвечает потребностям подростка в психологической защите со стороны группы.
Существенно сократилось число, выросла платность и снизилась доступность для семей детских дошкольных учреждений. Прекратили существование пионерская организация и комсомол, многочисленные бесплатные школьные кружки и секции. Негативную роль сыграла отмена обязательного среднего общего образования и коммерциализация профессионального образования.
Следует отметить, что для выхода из сложившейся ситуации необходим комплексный подход, включающий взаимодействие всех заинтересованных ведомств, затрагивающий органы государственной власти, законодательство, изменение общей социально-экономической среды.
2. Семья как главный источник беспризорности
Одной из важных причин беспризорности являлось и является разрушение семейного быта и естественного уклада жизни. В подобных условиях бездомный ребенок рано включается в уличную борьбу за выживание при отсутствии воспитательной помощи взрослых и нормальной социальной среды.
Причины детской беспризорности могут быть различными, но результат общий - дети вынуждены месяцами и годами жить на вокзалах и в подвалах, не имея нормального питания, не получая ухода. Часто дети попадают в криминальную среду, живут и воспитываются по ее законам.
Глубинные причины кризисных явлений во многих российских семьях, утративших свой социализирующий потенциал, воспитательную роль и фактически выталкивающих своих детей на улицу, связаны с падением уровня жизни большинства населения, увеличивающейся коррупцией и моральным разложением общества. Все больше россиян, и прежде всего семьи с детьми, погружается в состояние бедности, социальной апатии, физически вымирает.
Рассмотрим одну из наиболее серьезных причин, выталкивающих детей на улицу. Прежде всего, это плохое обращение с ними в семье. Эту проблему объединяют в три большие группы:
- физическое насилие
- отсутствие заботы
- сексуальное насилие
Доказано, что если родители сами подвергались в детстве физическому наказанию и испытывали ущемление собственных интересов со стороны своих родителей, не могут адекватно относиться к собственным детям.
Основным факторами
жестокого обращения с детьми,
по мнению специалистов, являются психологический
фактор («синдром избитого ребенка») и
социально обусловленные
Отсутствие заботы - это широкое понятие, и явление менее заметное, но встречающееся гораздо чаще, чем физическое насилие.
Таким образом, пренебрежение можно определить, как хроническую неспособность родителей обеспечить основные потребности ребенка: в пище, одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре.
Причины, влияющие на способность родителей к обеспечению нужд ребенка, заключаются в экономических факторах, в физическом или эмоциональном заболевании родителей, в недостатке времени работающих родителей и т.д.
Сексуальное насилие может совершаться в семье и вне ее.
Как уже говорилось, сексуальное насилие сопряжено с физическим и психологическим насилием. Поэтому травма, которую ребенок получает в результате совершающегося над ним сексуального насилия, очень опасна для дальнейшего развития, нанеся, прежде всего, вред психическому здоровью.
Распространенной реакцией ребенка в случае инцеста является побег из дома. Последствия насилия могут выражаться в злоупотреблении алкоголем и наркотиками, в суицидальных попытках, в глубоких личностных изменениях (депрессия, агрессия, враждебность). В целом признание роли социальных факторов в возникновении и развитии плохого обращения с детьми приводит, в свою очередь, к признанию того, что настоящая профилактика такого обращения должна быть направлена, в частности, на улучшение положения женщин и качества отношений между родителями и детьми, на борьбу с насилием в семье и бедностью.
В государственной политике необходимо повернуться лицом к социально незащищенной семье, помочь предотвратить ее полную гибель, неизбежное отторжение от нее ребенка.
Семья является важнейшим институтом воспитания, ибо она представляет собой среду развития человека. В семье зарождаются и интенсивно протекают важные процессы становления нравственности и гражданского самосознания и самоопределения личности, ее духовной культуры. Поэтому именно семья в первую очередь должна давать детям ощущение добра, учить трудолюбию, умению правильно выстраивать свои отношения с людьми, ведь на примере родителей дети готовятся к будущему материнству, отцовству.
Массовые нарушении прав детей в России (например, право ребенка на защиту от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, право на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и совращения и т.п., декларируемые Конвенцией ООН о правах ребенка и ратифицированной российским государством, но не признаваемые российским телевидением, производителями соответствующих товаров и услуг, право ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития) делает актуальным воссоздание ювенальной юстиции (ювенальных судов), как это существовало в дореволюционной России и которая сегодня достаточно успешно действует во многих странах мира. Это позволит более оперативно и эффективно осуществлять профилактику нарушений прав детей (прежде всего в семьях), своевременно предотвращать явления безнадзорности и беспризорности.
3.Мероприятия по организации работы с несовершеннолетними
Первым предложением по совершенствованию работы с несовершеннолетними будет являться создание при Подразделении по делам несовершеннолетних семейных (воспитательных) группы. При наличии семьи, желающей взять ребенка на воспитание, необходимо провести обследование материально-бытовых условий, социально-психологического климата, экономического показателя и только после этого заключать контракт на определенный период времени. Подросток сможет в течение определенного периода времени посещать попечительскую семью, а затем, если его и семью все будет устраивать, останется жить в семье. Такие семьи следует брать под контроль всем ведомствам, осуществляющих профилактическую и реабилитационную работу. В семейной группе в качестве воспитателя в идеале можно предложить оформиться одного из родителей. В данной группе можно открыть группу поддержки, в которой родители дезадаптированных детей, наркоманов и употребляющих спиртные напитки смогут проконсультироваться, и открыто рассказать о проблемах своих детей, попросить помощи и просто выговориться. Для родителей, которые не желают открывать прилюдно свои проблемы можно предложить ввести анонимные группы поддержки.
Повышение воспитательной роли образовательных учреждений позволит предупредить и преодолеть девиантное поведение детей и подростков. В школах работают специально подготовленные педагоги, им вверяются дети и подростки для их обучения и воспитания. Ошибки и упущения в педагогической деятельности преподавателя дорого обходятся их воспитанникам. Необходимо наладить преемственность между дошкольными учреждениями и общеобразовательными школами по передаче информации о неблагополучных семьях для эффективной профилактической работы.
Создание социальной службы в школе для организации активного сотрудничества как школьной администрации, педагогов, учеников и родителей между собой, так и внешних социальных структур (Подразделением по делам несовершеннолетних, Комиссией по делам несовершеннолетних) и для оказания реальной, квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи детям их родителям по защите их личностных прав и предупреждения их правонарушений.
Социальная служба сможет выполнять следующие функции: 1) выступать поручителем, обеспечивающим социальные гарантии каждому ученику; 2) охранять и защищать личность, ее права, интересы и труд; 3) создавать условия для безопасной, комфортной творческой жизни учащихся; 4) оказывать помощь и поддержку нуждающимся ученикам; 5) налаживать взаимоотношения в коллективе, препятствовать фактам психического насилия над личностью; 6) изучать общественное мнение в коллективе; 7) разрешать конфликтные ситуации между учащимися, учениками и родителями; 8) организовывать работу школьного телефона доверия; 9) способствовать здоровому образу жизни учеников путем просвещения и наглядной агитации.
Вторым предложением является организация школьной психологической службы. Только посредством взаимодействия специалистов данных профессиональных групп можно будет адекватно реагировать на комплексность конкретных проблем, представленных в школе. Школьная служба поможет в профессиональной ориентации, профессиональной подготовке ученикам. К недостаткам многих школ относится тот факт, что процесс развития у школьников интереса к той или иной профессии, профессиональная ориентация начинается очень поздно. Школьная служба призвана обеспечить контакты школы с организациями и учреждениями вне школы, имеющими отношение к профессиональной ориентации.
Третьим предложением - совершенствование
эффективности деятельности по выявлению
и учету детей школьного
Четвертым является предложением по вводу в программу школьного обучения курса «Обеспечение безопасности жизнедеятельности» специального раздела, посвященный здоровому образу жизни, с преподаванием в течение всех лет обучения и использованием активных методов, способствующих формированию установки на здоровье и отрабатывающих навыки такого поведения. Создать в общеобразовательных учреждениях и учреждениях профессионального образования систему профилактической службы (кабинетов медико-психологической консультации), целью работы которых будет гигиеническое образование и воспитание детей и подростков и их родителей, формирование навыков здорового образа жизни.
Значительное влияние
на развитие и воспитание оказывают
люди, которые непосредственно
Современная практика свидетельствует о необходимости создания специальных реабилитационных центров для адаптации несовершеннолетних. Социальная реабилитация детей проходит не в замкнутом, обособленном пространстве, а в реальной среде, поэтому в реабилитационных центрах поощряются контакты воспитанников с детьми из семей, где царят нормальные нравственные ценности, приняты истинные социальные установки. Необходимо раздвинуть границы видимого и воспринимаемого детьми мира: проводить экскурсии в музеи, туристические походы, и встречи с интересными людьми, посещать театры. Все это поможет расширить кругозор детей, показать им жизнь, в корне отличную от той, которую они вели до попадания в реабилитационный центр.
Осуществление защитной, спасательной функции по отношению к детям, нуждающимся в экстренной помощи, требует от работников учреждения оперативности и настойчивости. Детям будет оказана психологическая, педагогическая поддержка, внимание и уход, реабилитационные тренинги, мероприятия против повторения ими преступлений, помощь в различных сферах проблем детей.
Необходимо принять меры по созданию автоматизированной системы социальной реабилитации несовершеннолетних. Разработать план действий по профилактике наркомании, токсикомании, алкоголизма и курения на основе федеральных и региональных программ.
Можно предложить создать отделение дневного пребывания для несовершеннолетних. Основными задачами отделения дневного пребывания для несовершеннолетних должно будет стать профилактика беспризорности и безнадзорности, организация досуга несовершеннолетних, оказание им психолого-педагогической помощи, социальный патронаж семей группы риска, составление социального паспорта, защита прав и законных интересов несовершеннолетних, оказание медицинской помощи, формирование устойчивых навыков здорового образа жизни, содействие органам попечительства в содействии устройства детей. Отделение дневного пребывания для несовершеннолетних должно будет осуществлять свою деятельность во взаимодействии с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел, общественными и религиозными организациями.
Информация о работе Социально-педагогической проблемы бродяжничества и беспризорности детей