Социально-педагогической проблемы бродяжничества и беспризорности детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 15:48, реферат

Описание работы

Цель работы – изучение социально-педагогической проблемы бродяжничества и беспризорности детей, выработка предложений по качественному улучшению ситуации в этой области с целью ослабления проблемных узлов. Характер темы, ее актуальность обусловили рассмотрение следующих задач:
1) Дать общую характеристику беспризорности, рассмотреть беспризорность как социально опасное явление, причины.
2) Рассмотреть нормативно–правовую базу в области защиты детей на федеральном уровне.
3) Раскрыть роль общественных организаций в решении проблем беспризорных и безнадзорных детей.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3-5
1. Характеристика беспризорности и безнадзорности в России…….…6-13
2. семья как главный источник беспризорности………………………...14-20
3. Мероприятия по организации работы с несовершеннолетними….....21-27
Заключение……………………………………………………………..….28-30
Список литературы………………………………………………………...31

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.doc

— 105.00 Кб (Скачать)

Специфическая проблема несовершеннолетних – токсикомания и наркомания.8 Подростки злоупотребляют наркотиками в 7,5 раз, а одурманившими средствами в 12 раз чаще, чем взрослые.9 Для подростков наркотики остаются, хотя и довольно доступной, распространенной, но все, же экзотикой, модным запретным плодом, в, то время как алкоголь стал для них обычным, бытовым средством одурманивания. Алкоголь вовлекает беспризорного в порочный круг. Его потребление является необходимым условием для участия в группе, не объединенной, какими-либо целями, и зачастую вовлечением в социальные связи с окружающим миром. Групповая сплоченность, достигаемая с помощью совместного потребления алкоголя, отвечает потребностям подростка в психологической защите со стороны группы.

Существенно сократилось  число, выросла платность и снизилась  доступность для семей детских  дошкольных учреждений. Прекратили существование  пионерская организация и комсомол, многочисленные бесплатные школьные кружки и секции. Негативную роль сыграла отмена обязательного среднего общего образования и коммерциализация профессионального образования.

Следует отметить, что  для выхода из сложившейся ситуации необходим комплексный подход, включающий взаимодействие всех заинтересованных ведомств, затрагивающий органы государственной власти, законодательство, изменение общей социально-экономической среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Семья как главный источник беспризорности

 

Одной из важных причин беспризорности являлось и является разрушение семейного быта и естественного уклада жизни. В подобных условиях бездомный ребенок рано включается в уличную борьбу за выживание при отсутствии воспитательной помощи взрослых и нормальной социальной среды.

Причины детской беспризорности могут быть различными, но результат общий - дети вынуждены месяцами и годами жить на вокзалах и в подвалах, не имея нормального питания, не получая ухода. Часто дети попадают в криминальную среду, живут и воспитываются по ее законам.

Глубинные причины кризисных явлений во многих российских семьях, утративших свой социализирующий потенциал, воспитательную роль и фактически выталкивающих своих детей на улицу, связаны с падением уровня жизни большинства населения, увеличивающейся коррупцией и моральным разложением общества. Все больше россиян, и прежде всего семьи с детьми, погружается в состояние бедности, социальной апатии, физически вымирает.

Рассмотрим одну из наиболее серьезных причин, выталкивающих  детей на улицу. Прежде всего, это  плохое обращение с ними в семье. Эту проблему объединяют в три большие группы:

- физическое насилие

- отсутствие заботы

- сексуальное насилие

Доказано, что если родители сами подвергались в детстве физическому  наказанию и испытывали ущемление  собственных интересов со стороны своих родителей, не могут адекватно относиться к собственным детям.

Основным факторами  жестокого обращения с детьми, по мнению специалистов, являются психологический  фактор («синдром избитого ребенка») и  социально обусловленные причины (материальная обеспеченность семьи, уровень образования родителей, культурные традиции).

Отсутствие заботы - это  широкое понятие, и явление менее  заметное, но встречающееся гораздо  чаще, чем физическое насилие.

Таким образом, пренебрежение  можно определить, как хроническую неспособность родителей обеспечить основные потребности ребенка: в пище, одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре.

Причины, влияющие на способность  родителей к обеспечению нужд ребенка, заключаются в экономических  факторах, в физическом или эмоциональном заболевании родителей, в недостатке времени работающих родителей и т.д.

Сексуальное насилие может совершаться  в семье и вне ее.

Как уже говорилось, сексуальное  насилие сопряжено с физическим и психологическим насилием. Поэтому травма, которую ребенок получает в результате совершающегося над ним сексуального насилия, очень опасна для дальнейшего развития, нанеся, прежде всего, вред психическому здоровью.

Распространенной реакцией ребенка в случае инцеста является побег из дома. Последствия насилия  могут выражаться в злоупотреблении  алкоголем и наркотиками, в суицидальных попытках, в глубоких личностных изменениях (депрессия, агрессия, враждебность). В  целом признание роли социальных факторов в возникновении и развитии плохого обращения с детьми приводит, в свою очередь, к признанию того, что настоящая профилактика такого обращения должна быть направлена, в частности, на улучшение положения женщин и качества отношений между родителями и детьми, на борьбу с насилием в семье и бедностью.

В государственной политике необходимо повернуться лицом к  социально незащищенной семье, помочь предотвратить ее полную гибель, неизбежное отторжение от нее ребенка.

Семья является важнейшим институтом воспитания, ибо она представляет собой среду развития человека. В семье зарождаются и интенсивно протекают важные процессы становления нравственности и гражданского самосознания и самоопределения личности, ее духовной культуры. Поэтому именно семья в первую очередь должна давать детям ощущение добра, учить трудолюбию, умению правильно выстраивать свои отношения с людьми, ведь на примере родителей дети готовятся к будущему материнству, отцовству.

Массовые нарушении  прав детей в России (например, право ребенка на защиту от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, право на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и совращения и т.п., декларируемые Конвенцией ООН о правах ребенка и ратифицированной российским государством, но не признаваемые российским телевидением, производителями соответствующих товаров и услуг, право ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития) делает актуальным воссоздание ювенальной юстиции (ювенальных судов), как это существовало в дореволюционной России и которая сегодня достаточно успешно действует во многих странах мира. Это позволит более оперативно и эффективно осуществлять профилактику нарушений прав детей (прежде всего в семьях), своевременно предотвращать явления безнадзорности и беспризорности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Мероприятия по организации работы с несовершеннолетними

 

Первым предложением по совершенствованию работы с несовершеннолетними  будет являться создание при Подразделении по делам несовершеннолетних семейных (воспитательных) группы. При наличии семьи, желающей взять ребенка на воспитание, необходимо провести обследование материально-бытовых условий, социально-психологического климата, экономического показателя и только после этого заключать контракт на определенный период времени. Подросток сможет в течение определенного периода времени посещать попечительскую семью, а затем, если его и семью все будет устраивать, останется жить в семье. Такие семьи следует брать под контроль всем ведомствам, осуществляющих профилактическую и реабилитационную работу. В семейной группе в качестве воспитателя в идеале можно предложить оформиться одного из родителей. В данной группе можно открыть группу поддержки, в которой родители дезадаптированных детей, наркоманов и употребляющих спиртные напитки смогут проконсультироваться, и открыто рассказать о проблемах своих детей, попросить помощи и просто выговориться. Для родителей, которые не желают открывать прилюдно свои проблемы можно предложить ввести анонимные группы поддержки.

Повышение воспитательной роли образовательных учреждений позволит предупредить и преодолеть девиантное поведение детей и подростков. В школах работают специально подготовленные педагоги, им вверяются дети и подростки для их обучения и воспитания. Ошибки и упущения в педагогической деятельности преподавателя дорого обходятся их воспитанникам. Необходимо наладить преемственность между дошкольными учреждениями и общеобразовательными школами по передаче информации о неблагополучных семьях для эффективной профилактической работы.

Создание социальной службы в школе для организации  активного сотрудничества как школьной администрации, педагогов, учеников и  родителей между собой, так и  внешних социальных структур (Подразделением по делам несовершеннолетних, Комиссией по делам несовершеннолетних) и для оказания реальной, квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи детям их родителям по защите их личностных прав и предупреждения их правонарушений.

Социальная служба сможет выполнять следующие функции: 1) выступать поручителем, обеспечивающим социальные гарантии каждому ученику; 2) охранять и защищать личность, ее права, интересы и труд; 3) создавать условия для безопасной, комфортной творческой жизни учащихся; 4) оказывать помощь и поддержку нуждающимся ученикам; 5) налаживать взаимоотношения в коллективе, препятствовать фактам психического насилия над личностью; 6) изучать общественное мнение в коллективе; 7) разрешать конфликтные ситуации между учащимися, учениками и родителями; 8) организовывать работу школьного телефона доверия; 9) способствовать здоровому образу жизни учеников путем просвещения и наглядной агитации.

Вторым предложением является организация школьной психологической  службы. Только посредством взаимодействия специалистов данных профессиональных групп можно будет адекватно реагировать на комплексность конкретных проблем, представленных в школе. Школьная служба поможет в профессиональной ориентации, профессиональной подготовке ученикам. К недостаткам многих школ относится тот факт, что процесс развития у школьников интереса к той или иной профессии, профессиональная ориентация начинается очень поздно. Школьная служба призвана обеспечить контакты школы с организациями и учреждениями вне школы, имеющими отношение к профессиональной ориентации.

Третьим предложением - совершенствование  эффективности деятельности по выявлению  и учету детей школьного возраста, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия  в образовательных учреждениях, в целях оказания им необходимой помощи и получения ими обязательного общего образования. Разработать пакет учебных программ, планов и методических рекомендаций для педагогов и психологов образовательных учреждений для работы с учащимися и их семьями по формированию установок на здоровый образ жизни и предотвращение потребления психо-активных веществ. Необходимо принять дополнительные меры по пресечению распространения в образовательных учреждениях среди учащейся молодежи психоактивных веществ. Данное мероприятие позволит организовать интерес детей, что главным образом отразится на их позитивном отношении к учебе и окружающему миру.

Четвертым является предложением по вводу в программу школьного  обучения курса «Обеспечение безопасности жизнедеятельности» специального раздела, посвященный здоровому образу жизни, с преподаванием в течение всех лет обучения и использованием активных методов, способствующих формированию установки на здоровье и отрабатывающих навыки такого поведения. Создать в общеобразовательных учреждениях и учреждениях профессионального образования систему профилактической службы (кабинетов медико-психологической консультации), целью работы которых будет гигиеническое образование и воспитание детей и подростков и их родителей, формирование навыков здорового образа жизни.

Значительное влияние  на развитие и воспитание оказывают  люди, которые непосредственно взаимодействуют  с ними. Необходимо привлекать граждан  к позитивному личному опыту  преодоления жизненных трудностей с целью его передачи своим детям, родным, близким. Привлекать граждан к участию в раннем выявлении семей и детей, находящихся в социально опасном положении.

Современная практика свидетельствует  о необходимости создания специальных  реабилитационных центров для адаптации  несовершеннолетних. Социальная реабилитация детей проходит не в замкнутом, обособленном пространстве, а в реальной среде, поэтому в реабилитационных центрах поощряются контакты воспитанников с детьми из семей, где царят нормальные нравственные ценности, приняты истинные социальные установки. Необходимо раздвинуть границы видимого и воспринимаемого детьми мира: проводить экскурсии в музеи, туристические походы, и встречи с интересными людьми, посещать театры. Все это поможет расширить кругозор детей, показать им жизнь, в корне отличную от той, которую они вели до попадания в реабилитационный центр.

Осуществление защитной, спасательной функции по отношению  к детям, нуждающимся в экстренной помощи, требует от работников учреждения оперативности и настойчивости. Детям будет оказана психологическая, педагогическая поддержка, внимание и уход, реабилитационные тренинги, мероприятия против повторения ими преступлений, помощь в различных сферах проблем детей.

Необходимо принять  меры по созданию автоматизированной системы социальной реабилитации несовершеннолетних. Разработать план действий по профилактике наркомании, токсикомании, алкоголизма и курения на основе федеральных и региональных программ.

Можно предложить создать  отделение дневного пребывания для  несовершеннолетних. Основными задачами отделения дневного пребывания для несовершеннолетних должно будет стать профилактика беспризорности и безнадзорности, организация досуга несовершеннолетних, оказание им психолого-педагогической помощи, социальный патронаж семей группы риска, составление социального паспорта, защита прав и законных интересов несовершеннолетних, оказание медицинской помощи, формирование устойчивых навыков здорового образа жизни, содействие органам попечительства в содействии устройства детей. Отделение дневного пребывания для несовершеннолетних должно будет осуществлять свою деятельность во взаимодействии с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел, общественными и религиозными организациями.

Информация о работе Социально-педагогической проблемы бродяжничества и беспризорности детей