Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 22:52, контрольная работа
Довольно распространено сравнение политики с театром. Политика - это сцена, где разыгрывается полный конфликтов и интриг политический спектакль с множеством действующих лиц - партий, лидеров, группировок. Столкновение между ними составляет содержание каждого эпизода политической драмы. Перед наблюдателями политического спектакля возникают вопросы: кто участвует в нем?
1. Социально-классовые общности как субъекты политики
1.1 Понятие субъекта политики, их потребности и интересы
1.2 Элементы социально-классовой структуры общества как субъекты политики
1.3 Проблемы формирования социальной структуры современного российского общества и их отражение в политике
2. Современный либерализм как политическая идеология
2.1 Классические идеи либерализма: Гоббс, Локк, Монтескье
2.2 Неолиберализм: сущность, основные концепции развития
2.3 Особенности русского либерализма
Список использованной литературы
Социальная справедливость, с точки зрения либерализма, в обществе состоит в создании системы равных условий жизненного старта людей. Либерализм поэтому выступает за равный доступ к образованию и культуре. В дальнейшем каждый должен жить по своим способностям, трудолюбию, предприимчивости. Помощь оказывать только тем, кто не в состоянии самостоятельно обустраивать свою жизнь. Основной функцией государства является охрана фундаментальных прав и свобод граждан. Чтобы государство было не в состоянии подавлять права и свободы необходимо государственную власть ослабить. Для этого необходимо ее разделить на три независимые ветви: законодательную, исполнительную и судебную. При этом судебная власть должна находиться вне политики.
Современный либерализм отвергает
любые радикальные реформы в
обществе и тем более революции.
Изменения в обществе должны происходить
постепенно. Любые радикальные изменения,
тем более революция, затрагивают
интересы людей, а для либерализма
- главное права и свободы
Идею, что свободные личности
могут стать основой
На европейском континенте развитием доктрины о всеобщем равенстве граждан перед законом, которому должны подчиняться даже монархи, занимался Шарль Луи Монтескьё. Основными инструментами ограничения государственной власти Монтескьё считал разделение властей и федерализм. Его последователи, экономисты Жан-Батист Сэй и Дестют де Траси, были страстными популяризаторами «гармонии рынка» и принципа невмешательства государства в экономику. Из мыслителей эпохи Просвещения наибольшее влияние на либеральную мысль оказали две фигуры: Вольтер, который выступал за конституционную монархию, и Жан Жак Руссо, который развил учение о естественной свободе. Оба философа в разной форме отстаивали идею, что естественную свободу личности можно ограничивать, но нельзя уничтожать её суть. Вольтер подчёркивал важность религиозной терпимости и недопустимость пыток и унижения человеческого достоинства.
2.2 Неолиберализм: сущность, основные концепции развития
Неолиберализм, в отличие от либерализма, не отрицает полностью государственное регулирование экономики, рассматривает свободный рынок и неограниченную конкуренцию как основное средство обеспечения прогресса и достижения социальной справедливости, возможных прежде всего на основе экономического роста, который измеряется валовым внутренним продуктом. Связывается с наступлением «второй эры глобализации» (не путать с новым либерализмом). Неолиберализм сформировался в качестве оппозиции развитию в середине ХХ века либеральных идей, предполагавших усиление корпоративных тенденций, социального сотрудничества и защиты, сочетания конкуренции с государственным регулированием.
Теоретически основания
неолиберализма связаны с монетаризмом,
а также трудами Роберта
Экономическая политика неолиберализма
заключается прежде всего в полном
отрицании протекционизма, который
рассматривается как главная
причина неэффективности
Социальная концепция
неолиберализма основана на рыночной
интерпретации всех типов общественных
связей: каждый человек рассматривается
как свободный предприниматель,
организующий собственную жизнь
как предприятие, а каждое социальное
взаимодействие - как контракт (акт
купли-продажи). Все формы отношений,
в том числе взаимоотношения
работников одной компании или членов
семьи, рассматриваются как виды
суб-рыночной конкуренции. Согласно неолиберализму,
нации и государства на мировом
рынке также выступают в роли
предприятий. С точки зрения философии
неолиберализма, существование и
функционирование рынка обладает самоценностью,
независимо от его воздействия на
производство товаров и услуг, а
законы функционирования рыночных структур
составляют фундаментальное основание
этики. Соответственно, в неолиберализме
не существует различия между рыночной
экономикой и рыночным обществом, а
его этическая концепция
Критики неолиберализма и глобализма указывают на пагубность неолиберальной экономической политики для разрешения проблем кризисных экономик, существенное снижение стандартов в сфере труда, нарастающий ущерб окружающей среде. Эта критика особенно усилилась после крупных неудач политики неолиберализма в Аргентине и Юго-Восточной Азии. Критиков неолиберализма обьединяют названием антиглобалисты.
2.3 Особенности русского либерализма
Чем отличается русский либерализм от западноевропейского? Если ответить односложно, русский либерализм всегда был значительно больше зависим от государства. Западные либералы, тоже часто гонимые правительством, в конечном счете закладывали основные принципы государственного строительства - например, это сделал Джон Локк1. Носители либеральных идей в имперской России, как и все остальные партии, были производной от власти.
Парадоксальным образом функцию гражданского общества в тогдашней России выполняло государство. Это кажется нонсенсом, но это исторический и, если угодно, историософский факт. Ведь как возникает гражданское общество? Его зачатки появляются вместе со свободным частным капиталом, который позволяет себе вести независимую от власти политику, поощрять художников, мыслителей, писателей.
Гражданское общество в России,
которое могло строить
Русский либерализм типологически
сходен с западным: его последователи
тоже думали о правовой структуре
общества, о политических свободах,
о свободном экономическом
Но как только возникает свобода, появляются не только приверженцы либеральных идей - и об этом весь Достоевский; в этой сумятице, в которой нет верховенства закона и гражданского общества, возникает мощная бесовская стихия. И кто кого победит - правовое начало или начало бесов - открытый вопрос.
Тогда на что приходится
опираться либералам, когда нет
правовых структур? Вариант один: государство.
Поэтому на защиту существовавшего
строя вставали многие приверженцы
идеи свободы, в том числе и
русский публицист Михаил Катков,
который пытался скрыть либеральные
преобразования под оболочкой
«Заметьте парадокс, - писал
большой русский либерал Борис
Чичерин в конце XIX века, - когда
либеральные журналы и идеи правительством
были запрещаемы, свободно издавались
социалистические брошюры, Маркс, Энгельс,
Лассаль». Государство, с одной стороны,
беспощадно било либералов, но с другой
- разрешало социалистов и
У Георгия Федотова есть такое сравнение: «Россия вечно живет в страшной гонке: кто кого победит - благодетельное просвещение или черносотенный пожар?» В этой ситуации мы продолжаем жить до сих пор. Поэтому наша власть как может, так и контролирует развитие либеральных идей и их воплощение в реальность, потому что они несут в себе идею свободы. Но для государства, которое еще не состоялось как правовое, а мы живем именно в таком, подобные идеи опасны. Власть боится появления стихийных глубинных сил, поэтому, ударяя по либерализму, оно как бы борется и с другими силами.
Такое поведение власти - проявление ее слабости и разумности одновременно. Слабость, так как она не в состоянии справиться с разнообразными движениями. Отсюда следует ее специфическим образом понимаемая разумность: бить всех, и в первую очередь либералов.
Беда нынешней России заключается в том, что в «коричневую» идеологию власть играет, а вот в либерализм - нет. Пример последних лет - «Русские марши». Это движение не могло возникнуть на пустом месте, их кто-то поддерживает, организует, дает возможность совершать злодеяния без угрозы применения наказания. Значит, они находятся под какой-то протекцией. Вопрос: под какой? Сила у нас одна - государство, и оно пытается кормить этого дракона, чтобы пугать им либералов. Так уже бывало в мировой истории - играли с Гитлером. Забывается одно: в какой-то момент дракон расправляет крылья и пожирает всех. В том числе и государство, которое с ним заигрывало.
В истории России либералы то теряли политическую силу, то вновь появлялись на небосклоне - реформы Александра II, конституционная реформа 1905 года.
Конечно, к русским либералам масса претензий, потому что мы все - плоть от плоти, кровь от крови культуры той страны, в которой живем. Мы радуемся, что либералы заставили отречься от престола Николая II в марте 1917 года, забывая, что нельзя было свергать царя во время грандиозной мировой войны. Это была дичайшая ошибка! Если воспользоваться выражением Достоевского, «люди потеряли нитку и были как бы не в себе». Но все же нельзя это назвать отказом либералов от своих идей. Скорее можно говорить о недальновидности либерализма.
Какая судьба уготована либеральным идеям в России? На этот вопрос нет четкого ответа, но стоит вспомнить такой пример: в эпоху Ивана Грозного было сложно вообразить, что появится Пушкин. Есть движение истории, и если не будет катастрофы, а мы сегодня ходим по ее краю, то возможность для развития либеральных идей остается.
Список использованной литературы
1. Ванчугов В.В. Реальная
Россия: Социальная стратификация
современного российского
2. Кантор В. Особенности
русского либерализма [
3. Муштук О.З. Политология
[Электронный ресурс]: http://doska.ocenkaprof.ru/
4. Понятие субъекта политики.
Основные виды субъектов