Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 22:52, контрольная работа
Довольно распространено сравнение политики с театром. Политика - это сцена, где разыгрывается полный конфликтов и интриг политический спектакль с множеством действующих лиц - партий, лидеров, группировок. Столкновение между ними составляет содержание каждого эпизода политической драмы. Перед наблюдателями политического спектакля возникают вопросы: кто участвует в нем?
1. Социально-классовые общности как субъекты политики
1.1 Понятие субъекта политики, их потребности и интересы
1.2 Элементы социально-классовой структуры общества как субъекты политики
1.3 Проблемы формирования социальной структуры современного российского общества и их отражение в политике
2. Современный либерализм как политическая идеология
2.1 Классические идеи либерализма: Гоббс, Локк, Монтескье
2.2 Неолиберализм: сущность, основные концепции развития
2.3 Особенности русского либерализма
Список использованной литературы
Содержание
1. Социально-классовые общности как субъекты политики
1.1 Понятие субъекта политики, их потребности и интересы
1.2 Элементы
социально-классовой структуры
1.3 Проблемы
формирования социальной
2. Современный либерализм как политическая идеология
2.1 Классические идеи либерализма: Гоббс, Локк, Монтескье
2.2 Неолиберализм: сущность, основные концепции развития
2.3 Особенности русского либерализма
Список использованной литературы
1. Социально-классовые общности как субъекты политики
1.1 Понятие субъекта политики, их потребности и интересы
Довольно распространено
сравнение политики с театром. Политика
- это сцена, где разыгрывается
полный конфликтов и интриг политический
спектакль с множеством действующих
лиц - партий, лидеров, группировок. Столкновение
между ними составляет содержание каждого
эпизода политической драмы. Перед
наблюдателями политического
Что же такое субъекты политики?
Просто сказать, что это участники
политической жизни, явно недостаточно.
Под субъектами политики понимаются
участники политической жизни, способные
формулировать и реализовывать
собственные цели. Продолжая аналогию
с театром, можно сказать, что
это не безымянная массовка, а солисты
политической сцены, имеющие имя
собственное - Государство, Партия, Лидер,
Нация, Избиратель, Рабочий класс, Буржуазия,
Крестьянство и т.д. Самостоятельность
этих фигур проявляется в наличии
собственных интересов и
Важным качеством субъекта
является его активность. Активность
выражает меру интенсивности деятельности
субъекта. Политическая активность, как
и все другие виды активности, может
принимать разнообразную
Политическая активность проявляется во множестве форм: переговорном процессе; деятельности политических лидеров, элит, партий, государственного аппарата; массовых политических действиях (митингах, демонстрациях, бунтах). Крайней формой политической активности выступают социальные революции. В ходе социальных революций происходят коренная ломка сложившихся общественных отношений, преобразование системы власти.
В политической науке выделяется
несколько видов субъектов
Первый вид - это непосредственные участники политической жизни: государство, партии, лидеры, общественные организации и движения. Именно они постоянно вращаются на политической арене, с ними массовое сознание связывает политику. Однако в политике получают выражение интересы и требования не только непосредственных субъектов, но и крупных социальных групп и общностей (классов, сословий, межклассовых и внутриклассовых групп и т.д.). Это второй вид субъектов политики. Третий вид можно обнаружить, лишь пристально вглядываясь в функционирующую политическую организацию. Например, в правительстве, других государственных органах не все обладают реальной возможностью влиять на политику; в партиях решение вырабатывается, а часто принимается узкой группой лиц. О таких группах, которые выделяются в политике своей способностью концентрировать могущество власти, и идет речь. К ним относят политическую элиту, финансово-промышленные структуры, теневые или полулегальные объединения.
По несколько иным основаниям
участников политических действий можно
разделить на три категории: социально-классовые,
территориальные и
В основе территориальных общностей лежит единство, возникшее как следствие географической, пространственной или исторической близости. Это нация, характеризующаяся особой интенсивностью связей между ее членами на базе общей культуры, языка, исторического прошлого и т.д., и многообразные этнические группы, в том числе и национальные меньшинства. Принадлежность к национальной общности с особой остротой осознается человеком, поэтому конфликты между такими группами бывают чрезвычайно жестокими. Свидетельством этого являются многочисленные межнациональные конфликты, нередко перерастающие в войны. Корпоративные группы образуются на разной основе, чаще всего на профессиональной, например, в ходе забастовочного движения. Они активно участвуют в политике, определяя иногда даже судьбу правительства.
Идентификация члена общности
с субъектом политики - важнейший
механизм приобщения к политическим
процессам. Поэтому исходным признаком
субъекта политики является его положение
как представителя общности, от имени
которой он выступает. Отношения
представительства
Способы взаимосвязи субъектов политики со своими общностями многообразны. Скажем, харизматическое лидерство вождя предполагает непосредственную и эмоционально окрашенную его связь с обществом. А в рамках представительной демократии эти отношения основываются на рациональном расчете выгод и потерь от деятельности политического субъекта. В любом случае, если субъект политики не выступает от имени тех или иных слоев, групп (пусть даже чисто номинально), он не воспринимается как таковой. Отношения представительства в то же время весьма противоречивы, ведь недаром говорят, что политики или партийные лидеры, действуя от имени других, всегда преследуют и собственные цели. Подчас трудно определить, от чьего имени реально действует политик, то есть какова его «собственная» общность
1.2 Элементы социально-классовой
структуры общества как
Одной из исходных категорий анализа политико-властных отношений является категория политических интересов. В основе всей жизнедеятельности общества лежат интересы. И любая власть, равно как и политика, реализуются только и исключительно через интересы. Поэтому не случайно очень часто говорят о том, что в политике нет ни постоянных друзей, ни постоянных врагов. Постоянными являются только интересы как внутренний, осознанный источник политического поведения, побуждающий людей к постановке политических целей и осуществлению конкретных политических действий по их достижению.
Политические интересы как движущая сила развития и динамики политико-властных отношений характеризуются рядом особенностей. Они: во-первых, находятся в области политики и связаны прямо или косвенно с механизмом и способом осуществления политической власти в обществе:
“Пирамидальная” социальная
структура присуща
“Ромбовидная” социальная
структура характерна для развитых
стран. При наличии сверхбогатого
и бедного меньшинства
При “пирамидальной” социальной
структуре мы имеем социально
нестабильные общества, в которых
время от времени возникают состояния
крайнего социального напряжения, чреватые
социальными взрывами вплоть до революции
и гражданских войн. При “ромбовидной”
- общества устойчиво стабильны. Их
развитие носит характер спокойной
эволюции без каких-либо серьезных
нарушений и “аритмии”
Неравные материальные, статусно-ролевые
и другие позиции раз-личных социальных
слоев и групп оказывают
Вообще же характер и объем
представительства социальных интересов
различных слоев населения в
политике напрямую зависят от политического
режима и связаны, прежде всего, с
юридическим признанием (или непризнанием)
со стороны государства за своими
гражданами права на групповую организацию.
Если через эту призму посмотреть
на западное общество, и то общество,
которое существовало в советской
России, то обнаружится, что, несмотря
на наличие и в том, и другом
социально неоднородной массы, в
первом из этих обществ она распадется
на структурно оформленные группы,
тогда как во втором - нет. Вместо
присущей западному обществу организовано
оформленной групповой и
1.3 Проблемы формирования
социальной структуры
В настоящее время в
социальной структуре российского
общества мы наблюдаем сосуществование
старых, «регламентированных» классов
и слоев и появление новых,
тогда как современные западные
общества базируют свой общественный
порядок и парламентскую
Сегодня важной характеристикой общества является его социальная поляризация, расслоение на бедных и богатых. По данным исследований, соотношение душевых денежных доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных россиян составляет около 15 раз. Однако эти цифры не учитывают те несколько процентов сверхбогатого населения, данных о которых статистика не имеет.
Сегодня доминирует установка большинства занятого населения на «твердую», гарантированную зарплату как единственно приемлемый вид дохода. Другие его виды - предпринимательский доход, доход на активы, равно как и возможность пользоваться кредитом, кажутся призрачными, ненадежными, а многим - просто спекулятивными, и в силу этого неприемлемыми.
Современную социальную структуру
российского общества нельзя рассматривать
как стабильное, устойчивое явление.
Продолжаются радикальные изменения
в отношениях собственности, распределения,
общественной организации труда, в
тенденциях и направлениях социальной
мобильности. Трансформационные процессы
привели к возникновению новых
социальных общностей, их взаимосвязей,
иерархии. Преобразования в 90-х годах
XX в. качественно преобразили
2. Современный либерализм как политическая идеология
2.1 Классические идеи либерализма:
Либерализм - политическое учение, ставящее целью ликвидацию или смягчение различных форм государственного и общественного принуждения по отношению к индивиду. (От лат. liberalis - касающийся свободы, присущий свободному человеку).
Можно выделить несколько основополагающих идей и принципов классического либерализма. Прежде всего это касается оценки природы человека. Либерализм утверждает, что люди по природе в целом разумны и стремятся к добру. Каждый индивид в состоянии самостоятельно обустраивать жизнь. Для этого каждого гражданина необходимо наделить неотчуждаемыми правами и свободами. Основной свободой является свобода экономическая, свобода предпринимательства. Гарантией этой свободы являются низкие налоги и невмешательство государства в экономическую жизнь (государству - роль «ночного сторожа»). Основой экономического и политического развития общества, прогресса является конкуренция, в том числе и в духовной сфере.