Социально-экономические основы развития благотворительности

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 08:16, автореферат

Описание работы

Актуальность темы диссертационного исследования. Современная социально-экономическая ситуация в Российской Федерации отмечена рядом существенных для общественного развития неблагоприятных факторов, связанных с проявлением негативных тенденций, касающихся увеличения социальной дифференциации, масштабов и глубины бедности, недостаточной значимости в структуре доходов населения, оплаты труда. В таких условиях увеличивается численность социально незащищенных групп населения, нуждающихся в социальной помощи в виде различных мер поддержки со стороны государства и общества. В оказании такой помощи одним из значимых институтов гражданского общества выступают благотворительные организации, создание которых в последнее десятилетие активизировалось.
В свете этого, особого внимания требует благотворительная деятельность и оценка социально-экономических ресурсов этой деятельности в аспекте оказываемых социальных услуг населению.

Работа содержит 1 файл

Социально-экономические основы развития благотворительной деятел.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

Наиболее известными организациями оказались «Красный Крест» и Фонд Сороса. Именно их, прежде всего, называли респонденты – 20% и 17% соответственно от общего числа респондентов. Четверть таких осведомленных респондентов (23%) называли ту или иную общероссийскую организацию, несколько больше (30%) – организации, работающие в отдельных регионах. Сравнительно редко упоминались религиозные благотворительные организации (4%), а также «Гринпис» (4%). Вероятно, деятельность последних представляется населению менее значимой.

По мнению диссертанта, это связано с тем, что экологические  проблемы далеко не столь актуальны  для большинства россиян, как, например, социальные. Так, охрана природы и экология значительно отстают по рейтингу значимости от тех сфер, в которых деятельность благотворительных организаций должна получить, по мнению респондентов, максимальную поддержку. Религиозные благотворительные организации гораздо реже попадают в поле внимания СМИ, и общество хуже информировано об их усилиях в сфере благотворительной деятельности. Неосвещенным остается вопрос о возможных донорах этих организаций.

Автор полагает, что информированность  населения в значительной степени  влияет на отношение к общественным, благотворительным организациям. Те, кто знаком с деятельностью благотворительных организаций, в большей мере склонны положительно оценивать результаты их деятельности. Недостаточная информированность приводит к тому, что населению сложно в полной мере осознать масштабы той конкретной пользы, которую в состоянии принести обществу такого рода структуры.

По результатам опроса важным представляется оценка населения  роли государства в благотворительной деятельности. Подавляющее большинство респондентов (73%) считают, что государство должно поддерживать благотворительные организации. Даже те лица, кто не видит государство в качестве одного из субъектов благотворительности, полагают, что оно должно создавать благоприятные финансово-правовые условия для деятельности благотворительных организаций, так как это служит интересам общества и самого государства. Мнение  о том, что государству не следует поддерживать благотворительные организации, предоставляя особые условия для  их деятельности, так как это в большинстве случаев приводит к различным злоупотреблением, высказали 14% респондентов.

Среди негосударственных  структур, вовлеченных в решение  социальных проблем, наиболее благоприятное отношение сложилось в оценке общественных благотворительных организаций. Почти треть населения придает важное значение роли общественных благотворительных организаций в решении социальных проблем. На основании данной оценки можно говорить о благоприятном общественном мнении, сложившемся в отношении к общественным организациям и их роли в решении социальных проблем.

 В целом охарактеризовать состояние общественного мнения населения в отношении общественных благотворительных организаций условно можно как «благоприятное ожидание». С одной стороны, население достаточно высоко оценивает роль общественных благотворительных организаций в решении социальных проблем, выражает готовность участвовать в их деятельности, положительно оценивает возрастание роли этих организаций в качестве способа решения проблем в социальной сфере. Но, с другой стороны, на данный момент оно практически не вовлечено, не участвует в деятельности этих организаций, не информировано о социальной результативности их деятельности.

Анализ представленной информации показывает, что одной  из причин слабой информированности населения о проводимых благотворительных акциях, а также о результатах их проведения является недостаточное внимание к институту благотворительности со стороны государства. Для развития благотворительной деятельности было бы эффективным разработать, прежде всего, правовую систему, мотивирующую физических и юридических лиц, имеющих реальные возможности оказывать существенную финансовую помощь нуждающимся,  к полноценному участию. В целях распространения информации необходимы особое внимание и поддержка средств массовой информации, общественности, заинтересованных лиц, в том числе социальных работников, волонтеров, будущих специалистов в социальной сфере, профессиональная деятельность которых имеет прямое отношение к благотворительности.

Над сложившимся сегодня  имиджем благотворительных организаций нужно еще работать и большую роль в этом сыграет открытая и достоверная информация. С другой стороны, число российских благотворителей должно увеличиваться, прежде всего, в порядке самоинициатив.

Для развития благотворительной  деятельности нужны и спонсоры, и доноры, а также различные гранты и проекты. Государство не может решить все социальные проблемы. И здесь очевидна необходимость взаимодействия государства с донорскими организациями, что позволит найти те механизмы, которые могут принести максимальную полезность.

          Законодательство, регулирующее бюджетный  процесс и бюджетные расходы, должно обеспечивать участие благотворительных организаций в выполнении государственных программ и получении государственных заказов наравне с бюджетными организациями.

Таким образом, перспективы развития благотворительной деятельности в России зависят от решения следующих задач: совершенствование законодательства, регулирующего благотворительную деятельность; упорядочение  налоговых льгот и других привилегий, способствующих расширению благотворительной активности; профессионализация сектора благотворительных организаций и укрепление его инфраструктуры; изменение системы учета деятельности и отчетности  при осуществлении участниками благотворительности, формирование механизмов прозрачности благотворительной сферы; включение благотворительных организаций в круг соисполнителей государственных программ, формирование для них системы информационного и консультативного обеспечения.

Решение обозначенных задач  невозможно без проведения активной государственной политики, направленной на развитие благотворительной деятельности, без преодоления недоверия, непонимания и недооценки государством значимости благотворительности. Все большее значение в развитии цивилизованных, востребованных обществом форм и методов благотворительной деятельности принадлежит институтам гражданского общества.

В заключении подводятся итоги диссертационного исследования, представлены сформулированные диссертантом выводы и предложения, направленные на совершенствование развития благотворительной деятельности в России.

 

 

 

 

Основные положения  диссертации опубликованы в журнале, рецензированном ВАК:

1.  Матыцина Т.С.  Благотворительные фонды в России // Вестник Московской академии  рынка труда и информационных  технологий / Научный журнал. МАРТИТ. Москва, 2006. № 11 (33). – 04. п.л.

Основные положения  диссертации опубликованы в других изданиях:

2. Матыцина Т.С. Развитие  благотворительности в России / Государственность и государственная служба в России: пути развития: Материалы совместной междисциплинарной конференции РАГС-ЗАГС «Государственность и государственная служба в России: пути развития». Выпуск 4 – СПб: Изд-во СЗАГС, 2004. - 0,2.

3. Матыцина Т.С. «Благотворительность  в России: краткий исторический экскурс» // Проблемы социально-экономического развития на современном этапе: Сборник научных статей. Вып. 5 – М.: ИКФ «Каталог», 2004. – 0,7.

4. Матыцина Т.С. «Принципы  функционирования благотворительных организаций в России» / Россия: тенденции и перспективы развития: Сборник научных статей РАГС, ИНИОН, СЗАГС. Выпуск 4 – М.: Изд-во РАГС, 2005. – 0,2.

5.  Матыцина Т.С.  «Благотворительная деятельность  и ее участники» / Профессиональные  союзы в системе гражданского  общества». М.: Изд-во РАГС, 2005 – 0,2.

6. Матыцина Т.С. «Нормативное регулирование благотворительной деятельности в России» / Сборник «Россия в современном мире» Т.4, М.: ИНИОН РАН, 2005. – 0,4.

 

Автореферат

диссертации на соискание  ученой степени

кандидата экономических  наук

 

 

Матыцина Татьяна Семеновна

 

 

Тема диссертационного исследования:

 

 «Социально-экономические основы

развития благотворительной  деятельности в России»

 

 

Научный руководитель

Храпылина Любовь Петровна

 

 

 

Изготовление оригинал-макета

Матыцина Татьяна Семеновна

 

Подписано в печать ____Тираж ___экз.

 

Усл. п.л. ___

 

Российская академия государственной службы

при Президенте Российской Федерации

 

Отпечатано ОПТМ РАГС. Заказ №____

 

 

119606, Москва, пр-т Вернадского, 84


Информация о работе Социально-экономические основы развития благотворительности