Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 20:14, реферат
Репродуктивное поведение семьи детерминировано множеством факторов. Решающее значение имеют социально-экономические факторы - уровень государственной поддержки и социальной защиты молодых семей; материальное благосостояние, бытовые условия и дефицит свободного времени. Сторонники фамилизма поддерживают необходимость укрепления и повышения ценности семьи, детей, семейного образа жизни, семейности; однако конкретные механизмы реализации часто сводятся' только к социально-экономическому стимулированию рождаемости. В семьях наблюдается разрыв между уровнем жизненных потребностей и их удовлетворением, преобладание рациональных моделей экономического поведения, пересмотр семейных ценностей и репродуктивных норм.
Введение…………………………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты репродуктивного поведения…………………………....4
1.1. Понятие репродуктивного поведения…………………………………………………….4
1.2. Примеры репродуктивного поведения…………………………………………………...7
Глава 2 Факторы, влияющие на рождаемость………………………………………………...8
2.1Снижение рождаемости……………………………………………………………………...8
2.2 Социально-экономические факторы………………………………………………………10
Заключение……………………………………………………………………………………...14
Список использованной литературы………………………………………………………….15
Ситуация, когда в римской семье было две или более дочерей являлась исключением. Такая практика была абсолютно естественной. Например, Гиппократ, задавал при рождении ребенка следующий вопрос: «На воспитание, каких детей вы согласны». Или другой пример, приводимый как свидетельство «искусства принятия решений»: «Какими качествами должен обладать новорожденный, который достоин, стать взрослым». Только в конце IV века, в связи с распространением христианства (жизнь и душа от бога, распоряжаться ими по своему усмотрению - грех, перед богом все равны - мужчины, женщины, народы), отцом семейства было утрачено юридическое право, распоряжаться жизнью своих детей. В средние века репродуктивное поведение было ориентировано на максимальное число рождений.
В аграрном обществе большие семьи обладали лучшими возможностями достижения благополучия. Многодетность поощрялась социальными и культурными традициями, религиозными нормами. Намеренное предотвращение рождений применялось только при внебрачных связях. Главным способом регулирования рождаемости было половое воздержание, система запретов связанных с постами, религиозными обетами и наказаниями. Широкое распространение получило безбрачие.
Переход к индустриальному обществу со 2-ой половины XIX века, привел к изменению в образе жизни семьи. Многодетность постепенно утратила свою экономическую роль, для удовлетворения психологической потребности в детях родителям было достаточно и небольшого количества детей. В результате произошел массовый переход к малодетному репродуктивному поведению во всех развитых странах. В современном нам постиндустриальном обществе снижение детской смертности, изменение функций семьи, применение контрацепции, усиление несемейной ориентации женщин на личные достижения и успех уменьшают потребность в детях и постепенно приводят к повсеместному распространению модели 1-2-х детной семьи. Одновременно, это способствует росту понимания ценности детей. Потребность в бездетности, практически, отсутствует.
Глава 2 Факторы, влияющие на рождаемость
2.1.Снижение рождаемости
В настоящее время одним из вопросов, наиболее остро стоящих перед социальной наукой, является попытка понять, в чем состоят главные причины сокращения рождаемости — в изменении общих социальных ценностей, и в том числе потребности иметь детей, или же в существовании барьеров, которые не позволяют людям реализовать их репродуктивные планы.
Считается, что репродуктивное поведение регулируется социальной нормой относительно «идеального» числа детей в семье, которая разделяется большинством населения. Как и любая другая, эта социальная норма изменяется на протяжении истории и не всегда может быть выражена количественно. Сегодня в развитых странах доминирует идеальная модель двухдетной семьи (мальчик и девочка), что подтверждают многочисленные социологические опросы. Различия между странами по уровню рождаемости прежде всего связаны с различиями в реализации этой нормы в разных социальных стратах. Как правило, фактические отклонения от двухдетной модели семьи заметнее в странах, наиболее либеральных и толерантных к различиям в индивидуальном поведении в области формирования семьи и рождаемости.
В
странах Центральной и
Вместе с тем на протяжении последних 20 лет в большинстве развитых стран, включая Россию, увеличивается число женщин, ограничивающихся рождением одного ребенка. Этот тренд вызвал среди экспертов оживленную дискуссию о том, не являемся ли мы свидетелями постепенного изменения социальной нормы — с двухдетной на однодетную семью.
Одним
из способов приблизиться к ответу
на этот вопрос является изучение неслучайных
отклонений в индивидуальном поведении
относительно господствующей социальной
нормы в различных социально-
Крупный российский ученый Валентин Ермолаевич Овсиенко выделил 2 положения, влияющих на снижение рождаемости: 1. Состояние демографических процессов следует искать в тех социальных и экономических условиях, в которых они протекают. 2. Путём социально-экономических преобразований можно добиться желаемого изменения народонаселения (совокупность людей, живущих на Земном шаре (человечество) или в пределах конкретной территории - континента, страны, области и т.д.) и показателей, которые его характеризуют.
К факторам снижения рождаемости относят:
В середине 70-х гг. 20 в. были определены ещё несколько факторов (по данным ООН):
- функции и структуры семьи;
- отношение
между смертностью и
- растущий уровень жизни и возрастающие расходы на воспитание детей;
- уровень
образования (особенно у
- изменение классового состава; - урбанизация;
- индустриализация
На мой взгляд, можно выделить еще некоторые факторы. Во - первых, это влияние Запада – подражание успешной, обеспеченной и независимой женщине, и, как следствие, желание женщины сделать карьеру перед рождением ребенка. То есть потребность в детях уходит на второй план. На первый план выходит хорошее образование, карьера, и, так сказать, желание стать независимой. И, если раньше как то спасала рождаемость в сельской местности, то сейчас все рвутся в город с желанием заработать денег и т.д.
Еще один фактор - это огромное количество абортов. Я только «за» планирование семьи, но во многих случаях аборт делается по вышеперечисленным причинам, хотя в действительности и по большей части это просто боязнь взять на себя ответственность. И это касается, как женщин, так и мужчин. Сейчас наблюдается некое переосмысление ценностей жизни. Молодое поколение воспитанное под влиянием западной культуры не стремится к созданию семьи.
2.2 Социально-экономические факторы
Впервые исследование влияния различных факторов на рождаемость было начато в конце XIX в. французским статистиком Ф.Бертильоном. В России изучение факторов рождаемости началось в середине 1920-х гг. В настоящее время ни одно крупное обследование рождаемости не обходится без анализа факторов, влияющих на нее.
Механизм влияния факторов:
К Социально-экономические факторы рождаемости, влияющие на репродуктивное поведение: - денежный доход; - жилищные условия; - образованность и уровень занятости женщин; - физическая возможность; - социальные гарантии семьи.
Доходы населения. Среди экономических детерминант, оказывающих влияние на рождаемость, по остроте дискуссий лидирует тема денежных доходов населения. С одной стороны, на микроуровне с ростом доходов семьи сокращение душевого дохода, почти неизбежного при появлении ребенка, становится не столь болезненным. Следовательно, на макроуровне рост доходов населения должен способствовать повышению рождаемости в стране. С другой стороны, есть мировые тенденции, которые в определенной мере ставят этот вопрос под сомнение. Действительно, высокие уровни и темпы рождаемости в последние десятилетия характерны для стран с низкими доходами населения — Индии, Пакистана, стран Африки. Одновременно относительно богатое население Западной Европы практически единодушно демонстрирует общее снижение рождаемости. Однако и для утверждения о том, что рост доходов сопровождается тотальным снижением рождаемости, нет достаточных оснований. Это снижение в различных странах с похожей экономической и социальной ситуацией происходило с разной скоростью и глубиной. И наоборот, одинаково низкую рождаемость демонстрируют страны с различной экономической структурой и динамикой, в том числе с разным уровнем доходов населения.
Существует почти очевидный факт: рождение ребенка снижает уровень душевого дохода в семье/партнерстве. Однако, если предположить, что за время, истекшее с момента рождения ребенка, семья не изменила своего материального положения, то одновременно это может означать и другое: с ростом душевого дохода число рождений сокращается.
Жилищные условия. Все тестируемые модели показывают высокую статистическую значимость такого важного показателя экономического благополучия, как наличие жилья. В рамках обследования состояние жилищной обеспеченности можно измерить числом комнат на одного члена домохозяйства. Наименьшее число рождений наблюдается в тех семьях, где обеспеченность жильем критически низка, самые высокие показатели — в средних группах, и число рождений вновь снижается в группе домохозяйств, где на каждого члена семьи приходится не менее одной отдельной комнаты. Последнее наблюдение, видимо, еще раз подтверждает факт относительно низкой рождаемости в экономически благополучных домохозяйствах, в которых высоки не только денежные доходы, но и имущественные показатели экономического благополучия, в том числе жилье.
Образование. Наиболее весомым социальным фактором, определяющим репродуктивные намерения женщины, оказалось образование. Независимо от того, чье образование принимается во внимание — образование женщины, образование партнера или наивысший уровень образования одного из них, направление влияния образования на репродуктивные намерения остается одним и тем же.
На
первый взгляд, связь между уровнем
образования и репродуктивными
намерениями выглядит удивительной
и невозможной: по сравнению с
женщинами со средним школьными
ниже уровнем образования, женщины
с более высоким уровнем
И если более высокая готовность родить ребенка для женщин с начальным профессиональным образованием легко укладывается в теоретические модели рождаемости, то репродуктивные намерения женщин с высшим образованием прямо противоречат экономической теории. Казалось бы, именно эти женщины больше других инвестировали в свой человеческий капитал, цена их труда также должна быть более высокой, и, следовательно, альтернативные издержки, связанные с рождением детей, выше. Поэтому при прочих равных можно было бы ожидать, что женщины с высшим образованием должны быть менее готовы к рождению ребенка. Данные обследования показывают обратное.
Уровень образования оказывает влияние не только на вариацию в фактическом числе рождений, но и на возрастной профиль рождаемости: по сравнению с женщинами с высшим образованием менее образованные женщины раньше заводят первого ребенка и раньше заканчивают деторождение, следуя универсальной социальной норме одно- или двухдетной семьи.
Наибольшие различия между средними фактическим и ожидаемым числом детей наблюдаются для молодых женщин с высшим образованием, которые, как известно, позже начинают процесс формирования семьи. Таким образом, более выраженное желание женщин с высшим образованием иметь (еще) детей в ближайшее время можно объяснить их большей «неудовлетворенностью» имеющимся числом детей при господствующей норме одно-двухдетности. Женщины со средним специальным образованием точно следуют среднему варианту возрастного распределения рождаемости по выборке, тогда как женщины с более низкими уровнями образования рожают раньше и относительно больше.
Информация о работе Социально-экономические факторы репродуктивного поведения