Социально-экономические факторы репродуктивного поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 20:14, реферат

Описание работы

Репродуктивное поведение семьи детерминировано множеством факторов. Решающее значение имеют социально-экономические факторы - уровень государственной поддержки и социальной защиты молодых семей; материальное благосостояние, бытовые условия и дефицит свободного времени. Сторонники фамилизма поддерживают необходимость укрепления и повышения ценности семьи, детей, семейного образа жизни, семейности; однако конкретные механизмы реализации часто сводятся' только к социально-экономическому стимулированию рождаемости. В семьях наблюдается разрыв между уровнем жизненных потребностей и их удовлетворением, преобладание рациональных моделей экономического поведения, пересмотр семейных ценностей и репродуктивных норм.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты репродуктивного поведения…………………………....4
1.1. Понятие репродуктивного поведения…………………………………………………….4
1.2. Примеры репродуктивного поведения…………………………………………………...7
Глава 2 Факторы, влияющие на рождаемость………………………………………………...8
2.1Снижение рождаемости……………………………………………………………………...8
2.2 Социально-экономические факторы………………………………………………………10
Заключение……………………………………………………………………………………...14
Список использованной литературы………………………………………………………….15

Работа содержит 1 файл

социология семьи.doc

— 98.50 Кб (Скачать)

     Ситуация, когда в римской семье было две или более дочерей являлась исключением. Такая практика была абсолютно  естественной. Например, Гиппократ, задавал  при рождении ребенка следующий  вопрос: «На воспитание, каких детей вы согласны». Или другой пример, приводимый как свидетельство «искусства принятия решений»: «Какими качествами должен обладать новорожденный, который достоин, стать взрослым». Только в конце IV века, в связи с распространением христианства (жизнь и душа от бога, распоряжаться ими по своему усмотрению - грех, перед богом все равны - мужчины, женщины, народы), отцом семейства было утрачено юридическое право, распоряжаться жизнью своих детей. В средние века репродуктивное поведение было ориентировано на максимальное число рождений.

     В аграрном обществе большие семьи  обладали лучшими возможностями  достижения благополучия. Многодетность  поощрялась социальными и культурными  традициями, религиозными нормами. Намеренное предотвращение рождений применялось только при внебрачных связях. Главным способом регулирования рождаемости было половое воздержание, система запретов связанных с постами, религиозными обетами и наказаниями. Широкое распространение получило безбрачие.

     Переход к индустриальному обществу со 2-ой половины XIX века, привел к изменению в образе жизни семьи. Многодетность постепенно утратила свою экономическую роль, для удовлетворения психологической потребности в детях родителям было достаточно и небольшого количества детей. В результате произошел массовый переход к малодетному репродуктивному поведению во всех развитых странах. В современном нам постиндустриальном обществе снижение детской смертности, изменение функций семьи, применение контрацепции, усиление несемейной ориентации женщин на личные достижения и успех уменьшают потребность в детях и постепенно приводят к повсеместному распространению модели 1-2-х детной семьи. Одновременно, это способствует росту понимания ценности детей. Потребность в бездетности, практически, отсутствует.

Глава 2 Факторы, влияющие на рождаемость

2.1.Снижение рождаемости

     В настоящее время одним из вопросов, наиболее остро стоящих перед  социальной наукой, является попытка  понять, в чем состоят главные  причины сокращения рождаемости  — в изменении общих социальных ценностей, и в том числе потребности иметь детей, или же в существовании барьеров, которые не позволяют людям реализовать их репродуктивные планы.

     Считается, что репродуктивное поведение регулируется социальной нормой относительно «идеального» числа детей в семье, которая разделяется большинством населения. Как и любая другая, эта социальная норма изменяется на протяжении истории и не всегда может быть выражена количественно. Сегодня в развитых странах доминирует идеальная модель двухдетной семьи (мальчик и девочка), что подтверждают многочисленные социологические опросы. Различия между странами по уровню рождаемости прежде всего связаны с различиями в реализации этой нормы в разных социальных стратах. Как правило, фактические отклонения от двухдетной модели семьи заметнее в странах, наиболее либеральных и толерантных к различиям в индивидуальном поведении в области формирования семьи и рождаемости.

     В странах Центральной и Восточной Европы, включая Россию, социальная норма относительно двухдетной семьи формулируется следующим образом: «не менее одного ребенка, но и не более двух», что выражается в очень маленькой доле никогда не рожавших женщин и одновременно — в ограниченном числе женщин с 3 и более детьми. В результате в России вариация женщин по числу рожденных детей находится на очень низком уровне, поскольку 70—80% женщин родили 1—2 детей. Можно предположить, что в России социальная норма относительно рождения детей («быть как все») соблюдается более строго, чем в развитых странах. Несмотря на то, что среднее число рожденных детей в расчете на одну женщину в Германии, Италии и России примерно одинаково, Россия характеризуется наименьшей вариацией женщин по этому показателю.

     Вместе с тем на протяжении последних 20 лет в большинстве развитых стран, включая Россию, увеличивается число женщин, ограничивающихся рождением одного ребенка. Этот тренд вызвал среди экспертов оживленную дискуссию о том, не являемся ли мы свидетелями постепенного изменения социальной нормы — с двухдетной на однодетную семью.

     Одним из способов приблизиться к ответу на этот вопрос является изучение неслучайных  отклонений в индивидуальном поведении  относительно господствующей социальной нормы в различных социально-экономических группах. Это возможно сделать на основе сопоставления реального репродуктивного поведения людей и их репродуктивных намерений.

     Крупный российский ученый Валентин Ермолаевич Овсиенко выделил 2 положения, влияющих на снижение рождаемости: 1. Состояние демографических процессов следует искать в тех социальных и экономических условиях, в которых они протекают. 2. Путём социально-экономических преобразований можно добиться желаемого изменения народонаселения (совокупность людей, живущих на Земном шаре (человечество) или в пределах конкретной территории - континента, страны, области и т.д.) и показателей, которые его характеризуют.

     К факторам снижения рождаемости относят:

  1. Уровень экономического развития
  2. Индустриализация и урбанизация
  3. Рост материального благосостояния и повышения культурного уровня
  4. Уровень образования

    В середине 70-х гг. 20 в. были определены ещё несколько  факторов (по данным ООН):

- функции  и структуры семьи;

- отношение  между смертностью и фертильностью  (способность организма производить потомство);

- растущий  уровень жизни и возрастающие  расходы на воспитание детей; 

- уровень  образования (особенно у женщин);

- изменение  классового состава; - урбанизация; 

- индустриализация

     На  мой взгляд, можно выделить еще некоторые факторы. Во - первых, это влияние Запада – подражание успешной, обеспеченной и независимой женщине, и, как следствие, желание женщины сделать карьеру перед рождением ребенка. То есть потребность в детях уходит на второй план. На первый план выходит хорошее образование, карьера, и, так сказать, желание стать независимой. И, если раньше как то спасала рождаемость в сельской местности, то сейчас все рвутся в город с желанием заработать денег и т.д.

     Еще один фактор - это огромное количество абортов. Я только «за» планирование семьи, но во многих случаях аборт делается по вышеперечисленным причинам, хотя в действительности и по большей части это просто боязнь взять на себя ответственность. И это касается, как женщин, так и мужчин. Сейчас наблюдается некое переосмысление ценностей жизни. Молодое поколение воспитанное под влиянием западной культуры не стремится к созданию семьи.

2.2 Социально-экономические  факторы

     Впервые исследование влияния различных  факторов на рождаемость было начато в конце XIX в. французским статистиком Ф.Бертильоном. В России изучение факторов рождаемости началось в середине 1920-х гг. В настоящее время ни одно крупное обследование рождаемости не обходится без анализа факторов, влияющих на нее.

Механизм влияния  факторов:

  • прямое влияние (примером может служить влияние демографической структуры населения);
  • косвенное влияние (посредством влияния на репродуктивные установки и репродуктивное поведение населения).

К Социально-экономические факторы рождаемости, влияющие на  репродуктивное поведение:  - денежный доход; - жилищные условия; - образованность и уровень занятости женщин; - физическая возможность; - социальные гарантии семьи.

     Доходы  населения. Среди экономических детерминант, оказывающих влияние на рождаемость, по остроте дискуссий лидирует тема денежных доходов населения. С одной стороны, на микроуровне с ростом доходов семьи сокращение душевого дохода, почти неизбежного при появлении ребенка, становится не столь болезненным. Следовательно, на макроуровне рост доходов населения должен способствовать повышению рождаемости в стране. С другой стороны, есть мировые тенденции, которые в определенной мере ставят этот вопрос под сомнение. Действительно, высокие уровни и темпы рождаемости в последние десятилетия характерны для стран с низкими доходами населения — Индии, Пакистана, стран Африки. Одновременно относительно богатое население Западной Европы практически единодушно демонстрирует общее снижение рождаемости. Однако и для утверждения о том, что рост доходов сопровождается тотальным снижением рождаемости, нет достаточных оснований. Это снижение в различных странах с похожей экономической и социальной ситуацией происходило с разной скоростью и глубиной. И наоборот, одинаково низкую рождаемость демонстрируют страны с различной экономической структурой и динамикой, в том числе с разным уровнем доходов населения.

     Существует  почти  очевидный факт: рождение ребенка снижает уровень душевого дохода в семье/партнерстве. Однако, если предположить, что за время, истекшее с момента рождения ребенка, семья не изменила своего материального положения, то одновременно это может означать и другое: с ростом душевого дохода число рождений сокращается.

     Жилищные  условия. Все тестируемые модели показывают высокую статистическую значимость такого важного показателя экономического благополучия, как наличие жилья. В рамках обследования состояние жилищной обеспеченности можно измерить числом комнат на одного члена домохозяйства. Наименьшее число рождений наблюдается в тех семьях, где обеспеченность жильем критически низка, самые высокие показатели — в средних группах, и число рождений вновь снижается в группе домохозяйств, где на каждого члена семьи приходится не менее одной отдельной комнаты. Последнее наблюдение, видимо, еще раз подтверждает факт относительно низкой рождаемости в экономически благополучных домохозяйствах, в которых высоки не только денежные доходы, но и имущественные показатели экономического благополучия, в том числе жилье.

     Образование. Наиболее весомым социальным фактором, определяющим репродуктивные намерения женщины, оказалось образование. Независимо от того, чье образование принимается во внимание — образование женщины, образование партнера или наивысший уровень образования одного из них, направление влияния образования на репродуктивные намерения остается одним и тем же.

     На  первый взгляд, связь между уровнем  образования и репродуктивными  намерениями выглядит удивительной и невозможной: по сравнению с  женщинами со средним школьными  ниже уровнем образования, женщины  с более высоким уровнем образования  в большей степени готовы родить ребенка — сейчас или в ближайшие 3 года. При этом положительное влияние начального профессионального и высшего образования — при контроле других параметров — статистически значимо как для общих, так и для ближайших (на 3 года) намерений всех женщин, попавших в нашу выборку, и женщин, имеющих партнера. Отметим, что эффекты образования в большей степени сказываются на общих репродуктивных намерениях, которые, как мы полагаем, лучше отражают потребность респондента в детях, чем намерения на ближайшие 3 года. Для женщин без детей влияние образования на репродуктивные намерения выше, чем для женщин, уже имеющих хотя бы одного ребенка. Для последних образование становится статистически незначимым фактором намерений на ближайшие 3 года.

     И если более высокая готовность родить ребенка для женщин с начальным профессиональным образованием легко укладывается в теоретические модели рождаемости, то репродуктивные намерения женщин с высшим образованием прямо противоречат экономической теории. Казалось бы, именно эти женщины больше других инвестировали в свой человеческий капитал, цена их труда также должна быть более высокой, и, следовательно, альтернативные издержки, связанные с рождением детей, выше. Поэтому при прочих равных можно было бы ожидать, что женщины с высшим образованием должны быть менее готовы к рождению ребенка. Данные обследования показывают обратное.

     Уровень образования оказывает влияние  не только на вариацию в фактическом  числе рождений, но и на возрастной профиль рождаемости: по сравнению с женщинами с высшим образованием менее образованные женщины раньше заводят первого ребенка и раньше заканчивают деторождение, следуя универсальной социальной норме одно- или двухдетной семьи.

     Наибольшие  различия между средними фактическим  и ожидаемым числом детей наблюдаются для молодых женщин с высшим образованием, которые, как известно, позже начинают процесс формирования семьи. Таким образом, более выраженное желание женщин с высшим образованием иметь (еще) детей в ближайшее время можно объяснить их большей «неудовлетворенностью» имеющимся числом детей при господствующей норме одно-двухдетности. Женщины со средним специальным образованием точно следуют среднему варианту возрастного распределения рождаемости по выборке, тогда как женщины с более низкими уровнями образования рожают раньше и относительно больше.

Информация о работе Социально-экономические факторы репродуктивного поведения