Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 20:14, реферат
Репродуктивное поведение семьи детерминировано множеством факторов. Решающее значение имеют социально-экономические факторы - уровень государственной поддержки и социальной защиты молодых семей; материальное благосостояние, бытовые условия и дефицит свободного времени. Сторонники фамилизма поддерживают необходимость укрепления и повышения ценности семьи, детей, семейного образа жизни, семейности; однако конкретные механизмы реализации часто сводятся' только к социально-экономическому стимулированию рождаемости. В семьях наблюдается разрыв между уровнем жизненных потребностей и их удовлетворением, преобладание рациональных моделей экономического поведения, пересмотр семейных ценностей и репродуктивных норм.
Введение…………………………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты репродуктивного поведения…………………………....4
1.1. Понятие репродуктивного поведения…………………………………………………….4
1.2. Примеры репродуктивного поведения…………………………………………………...7
Глава 2 Факторы, влияющие на рождаемость………………………………………………...8
2.1Снижение рождаемости……………………………………………………………………...8
2.2 Социально-экономические факторы………………………………………………………10
Заключение……………………………………………………………………………………...14
Список использованной литературы………………………………………………………….15
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКИЙ
ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет социологии
Кафедра социологии и истории психологии
РЕФЕРАТ
Работу выполнила:
Студентка 4 курса
Скобликова М.И.
Преподаватель:
доктор философских наук,
доц.
Бородкина Г.В.
МОСКВА
2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты репродуктивного поведения…………………………....4
1.1. Понятие
репродуктивного поведения…………………………………………………….
1.2.
Примеры репродуктивного
Глава
2 Факторы, влияющие на
2.1Снижение
рождаемости…………………………………………………
2.2 Социально-экономические факторы………………………………………………………10
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы……………………………………………………
Введение
Современная российская семья переживает сложный период своего развития. Трансформация общественных отношений привела к значительным изменениям человеческих потребностей в исполнении социальных функций и ролей членов семьи в аспекте исторически обусловленных традиций. Кризисные явления в семье проявляются в ее нестабильности, малодетности, пассивном репродуктивном поведении.
Начало XXI в. ознаменовалось для России возникновением новых негативных тенденций в репродуктивных установках - это добровольный отказ от рождения ребенка и позднее материнство. Так, в крупных российских городах формируется субкультура «Чайлдфри», 20-35-летние представители которой утверждают, что их жизнь насыщена и без детей. Некоторые из них, семейные и несемейные, могут любить детей, некоторые остаются безразличными, кто-то может испытывать неприязнь, но общими для всех являются отсутствие хотя бы одного ребенка по социально-экономическим, медико-биологическим или иным причинам и нежелание становиться родителем. И, тем не менее, в процессе воспроизводства населения страны молодая семья играет определяющую роль, три четверти общего числа детей рождаются у родителей моложе 30 лет.
Интерес
ученых и политических деятелей к
проблемам репродуктивного
Несмотря
на остроту депопуляции населения
в стране и признание государством
и обществом социальной обусловленности
рождаемости, в отечественной
Влияние различных факторов на репродуктивное поведение молодых супругов исследуется в работах Акинфиевой, В.В. Бодровой, Л.Г. Григорян, A.M. Гольдберг, Л.М. Давтян, Л.Е. Дарского, П.П. Звиндринын, Г.П. Киселевой, А.И. Кузьмина, Ф.Б. Латыповой, И.П. Мокерова, В.П. Пискунова, И.Ю. Родзинской, В.А. Сысенко, H.A. Таубер, М.С. Тольц, С.А. Томилина, Ш.И. Шлиндмана, П.А. Эглите и др.
Репродуктивное
поведение семьи
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты репродуктивного поведения
1.1 Понятие репродуктивного поведения
Репродуктивное поведение – это система действий, отношений, определяющих рождение или отказ от рождения ребёнка в браке или вне брака.
Часто термин репродуктивное поведение используют, когда говорят о намерении родить ребенка, о желаемом количестве детей и т.д. Часто в качестве синонимов используются понятия прокреативное поведение или генеративное поведение.
Когда же речь идет об отказе от рождения, то это явление описывают в терминах планирования семьи и говорят о «регулировании рождаемости», «внутрисемейном контроле над рождаемостью», а в качестве синонима употребляют понятие «контрацептивное поведение». Репродуктивное поведение в значительной степени определяется уровнем потребности в детях. Различают три основных типа репродуктивного поведения :
1. Многодетное (потребность в 5 и более детях);
2. Среднедетное (потребность в 3-4 детях);
3. Малодетное (потребность в 1-2 детях).
Существует
определенный стереотип мышления, который
связывает ориентацию на многодетную
семью с экономической и
На репродуктивное поведение влияют как текущие условия жизни, так и события прошлых лет. Современные повседневные события влияют на семейную ситуацию и принятие конкретного решения о рождении ребенка. В то же время, нельзя переоценивать их значение. Если число детей в семье соответствует потребностям супругов в детях, то никакое улучшение экономической ситуации не способно привести к рождению новых детей. Лишь в тех случаях, когда данная потребность не удовлетворена, улучшение условий жизни дает прибавку семьи, да и то не всегда. Аналогичная картина наблюдается и в случае ухудшения экономической ситуации.
Одним из основных элементов репродуктивного поведения является потребность в детях. Это главный двигатель репродуктивного поведения, ведущий из всех его внутренних регуляторов. Как социальная потребность высшего уровня потребность в детях не связана прямо и непосредственно с потребностями низших уровней (органическими и потребностью в самосохранении). Именно поэтому не существует никаких границ ее ослабления: никакие физиологические механизмы не в состоянии защитить ее от этого.
Потребность в детях – социально-психологическое свойство личности, проявляющееся в том, что без наличия детей и их необходимого числа она испытывает трудности самоактуализации.
Для
понимания сущности потребности
в детях огромную роль играют репродуктивные
нормы – детерминированные
Потребность в детях не меняется под влиянием
текущих условий жизни и их изменений.
Меняются лишь семейные ситуации, которые
либо способствуют, либо препятствуют
удовлетворению потребности в детях. Величина
потребности в детях неизменна на протяжении
жизни человека.
Количественная и качественная определенность потребности в детях соответственно раскрывается в понятиях репродуктивных установок и репродуктивных мотивов.
Репродуктивная установка – это психический регулятор поведения, предрасположенность личности, которая определяет согласованность разного рода действий, обусловленных положительным или отрицательным отношением к рождению определённого числа детей. Репродуктивная установка состоит из 3-х компонентов: 1. когнитивный (познавательный); 2. аффективный (эмоциональный); 3. побудительный (поведенческий).
Репродуктивные установки делятся на два класса:
- установки детности, регулирующие достижение определенного числа детей (установки на благополучные исходы беременности, на интервалы между рождениями детей, на пол ребенка, на усыновление ребенка);
- установки на применение контрацепции и искусственное прерывание беременности.
Репродуктивная установка выражается репродуктивной мотивацией. Репродуктивные мотивы – психические побуждения к достижению разного рода личных целей через рождение определенного числа детей. Репродуктивный мотив характеризует личностный смысл появления на свет ребенка любой очередности. Дети при этом оказываются средством достижения определенных целей.
Согласно современным представлениям, репродуктивные мотивы подразделяются на экономические, социальные и психологические.
Экономические мотивы рождения детей — это мотивы, которые побуждают к рождению того или иного числа детей благодаря тому, что через это событие достигаются (или предполагается, что достигаются) определенные экономические цели, то есть цели, связанные со стремлением приобрести какие-то материальные выгоды или повысить (или сохранить) экономический статус. Если рождение детей не ведет ни к каким экономическим выгодам или не предполагает их, то это следует понимать как отсутствие экономических мотивов рождения. Заметим, что экономические мотивы — это тоже мотивы, то есть психологические феномены. Экономическими же их делает их содержание, то есть те цели именно экономического характера, которые выражаются через соответствующие мотивы.
Социальные мотивы — это мотивы, которые побуждают к рождению определенного числа детей в пределах бытующих социокультурных норм детности и которые являются индивидуальной реакцией на эти нормы. Определенный конформизм по отношению к социокультурным нормам (в том числе репродуктивным), то есть свойственное большинству желание жить, "как все", является отличительной чертой всякого (и репродуктивного тоже) поведения. Социальные мотивы и отражают это стремление, подкрепляемое разного рода стимулами морального и социального (престижно-статусного) плана.
Социальные мотивы существуют там и тогда, где и когда действуют стимулы, означающие, к примеру, укрепление или повышение социального статуса, рост авторитета и престижа в глазах окружающих и т.д. и т.п. Напротив, там, где нет таких стимулов, льгот и "выгод", там нет и социальных мотивов рождения определенного числа детей. Скажем, в современной городской малодетной среде родители трех или более детей подвергаются негативным социально-психологическим санкциям. Они могут становиться и становятся предметом насмешек, морального осуждения и других видов негативного общественного мнения.
Психологические мотивы — это мотивы, которые побуждают к рождению определенного числа детей благодаря тому, что через это достигаются какие-то сугубо личностные, социально-психологические, как бы внутренние цели личности. Они отражают не общественную, а исключительно личную заинтересованность в рождении определенного числа детей. Психологические мотивы четко разделяются на два класса в зависимости от того, идет ли речь об отношениях, в которых родители выступают как субъекты или как объекты.
Условия жизни прошлых лет определяют уровень индивидуальной потребности в детях, которая обычно остается неизменной на протяжении жизни человека, так как потребность в детях является результатом усвоения определенной модели репродуктивного поведения и связана с устоявшимися нормами и правилами в обществе. Нормы многодетности или малодетности часто закрепляются в обычаях и традициях.
Несколько
примеров резко отличного
В Древнем Риме, было узаконено право отцов, распоряжаться жизнью и будущим своих детей. Особенно сильно это было выражено в отношении дочерей. При рождении ребенка он решал сохранить ему жизнь или нет. При этом мальчики обычно оставлялись (по причинам необходимости пополнения рядов римской армии), если, конечно не было врожденных уродств, или ребенок был слишком слабым. В случае девочек, жизнь сохранялась, обычно, лишь старшей (первой) дочери.
Информация о работе Социально-экономические факторы репродуктивного поведения