Социально-экономичекое развитие России

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 21:33, реферат

Описание работы

Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения, активизации внешнеторгового баланса. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным катализатором социально-экономического развития. В свою очередь, на развитие туризма воздействуют различные факторы: демографические, природно-географические, социально-экономические, исторические, религиозные и политико-правовые.

Работа содержит 1 файл

социально-экономич.doc

— 69.00 Кб (Скачать)

      Туроператорская деятельность – это деятельность по формированию туристского продукта, включающего различные услуги по продвижению этого продукта на рынок и его реализации.

      Турагентская деятельность – это продолжение деятельности туроператора, но уже на розничном рынке. От имени туроператора тур агент как бы завершает рыночную сделку по купле-продаже туристского продукта.

      Чтобы сформировать туристский продукт и в последующем его реализовать, сначала нужно произвести туристский продукт. В этом смысле производство туристских услуг есть исходный момент для последующего формирования, реализации и потребления туристского продукта.

      Заключительное звено экономической системы туризма – потребление туристского продукта – также имеет свою специфику. Традиционно отмечаются следующие особенности потребления туристского продукта.

      Первая особенность туристского потребления. В обычном материальном производстве результат производства (товар) движется от места производства к месту потребления. В туризме положение иное: для потребления турпродукта в целом или отдельных услуг сам потребитель (турист) должен быть доставлен в места производства туристского продукта или отдельных его услуг. Эта особенность туристского потребления, в свою очередь, вызывает производный мультипликативный эффект: необходимость для туриста в местах потребления турпродукта наличия транспортных услуг, жилья, питания, системы гостеприимства в целом, создания необходимых условий для лечения, развлечений, образования, удовлетворения потребности в новых впечатлениях, а также наличия экологически здоровой среды, безопасности и т. п.

      Вторая особенность туристского потребления состоит в том, что расходы туриста, как правило, количественно превышают обычные расходы его проживания в постоянной среде обитания. Это связано с повышенными затратами на транспорт, жилье, питание, а также на культурные и деловые мероприятия. Часть повышенных расходов связана с фактором престижности туристского потребления. Эта особенность существенно обостряет проблему доходов и затрат в сфере туризма. В связи с этим учет издержек и доходности в туризме приобретает важное значение.

      Третья особенность туристского потребления заключается в том, что предельная полезность продукта с точки зрения самого туриста, страны его постоянного проживания, страны, в которую турист приехал, и с точки зрения рынка различна. Предельные полезности у всех этих субъектов различны и качественно, и количественно. Различны также уровни полезности туристских услуг с точки зрения общества, туриста и рынка при внутреннем и въездном туризме.

      Эта особенность туристского потребления вытекает из того объективного факта, что рынок туристских услуг сталкивается с так называемыми внешними эффектами (экстерналиями). Характерная черта экстерналий туристского рынка состоит в том, что производство, формирование, реализация и потребление туристских услуг объективно рождают и дополнительные затраты (издержки), и дополнительные выгоды. При этом каждый участник туристского рынка стремится издержки переложить на других, а выгоды присвоить себе. Отсюда и происходит название этого явления - внешние эффекты, или экстерналий.

      По своей природе внешние эффекты могут быть положительными и отрицательными.

      Положительные эффекты – это доходы нетуристских организаций в связи с увеличением реализуемых услуг, непосредственно не входящих в пакет туристского продукта; развитие инфраструктуры региона в связи с туризмом; рост зарплаты, увеличение числа рабочих мест и вакансий; рост государственных доходов за счет налогов и пошлин и т. п.

      К отрицательным  внешним  эффектам  относятся: загрязнение воды, воздуха, мусор, шум, ущерб живой природе, изъятие территории, пригодной для целей, не связанных с туризмом, и т. д.

      Четвертая особенность туристского потребления состоит в том, что оно имеет «кредитный» характер, т. е. оно ограничено во времени, строго оговорено по срокам и условиям юридически и экономически оформленной сделки при купле-продаже туристского продукта. Эта особенность туристского потребления рождает своеобразную интенсификацию всех действий туриста, что ставит перед организаторами туров особые трудности и усиливает роль менеджмента.

      Пятая особенность туристского потребления заключается в том, что сама рыночная среда туризма имеет особый, культовый, характер. Разумеется, туризм не отрицает, а предполагает деловые встречи, покупку товаров редкого или дефицитного характера. Однако туристский рынок органично включает приобретение товаров и услуг особой культовой и культурологической направленности, отражающих социальную и национальную специфику города, региона, страны. 

А теперь приведем примеры социального значения туризма. Научно-технический прогресс коренным образом изменил жизнь современного общества. Характерными ее особенностями являются повышение интенсификации труда, автоматизация и компьютеризация производства, увеличение стрессовых ситуаций на работе и в быту, анонимность городской жизни и изоляция от природы. Все это способствует накоплению в человеке усталости физического и психологического характера, что ведет к снижению жизненной и трудовой активности.  
Туризм как многоплановая и активная форма отдыха способствует полному и всестороннему обновлению сил и внутренних ресурсов человека, затраченных на производстве и в быту. Он предоставляет возможность временно покинуть место постоянного проживания, изменить характер деятельности, привычную обстановку и образ жизни. Эффективность туризма в восстановлении сил и трудоспособности человека, и следовательно, психофизиологических ресурсов всего общества, заключается в разнообразии и активности видов туристской деятельности.  
 
Кроме того, развитая туристская индустрия позволяет решить задачу занятости местного населения, так как туризм является одной из самых трудоемких отраслей с большим количеством работников, занятых обслуживанием туристов. Как показывает практика, прием и обслуживание одного туриста обеспечивает рабочие места 5-7 человека, что в значительной степени способствует смягчению такого явления, как безработица.  
 
Туризм оказывает влияние на повышение уровня жизни населения туристских регионов, обеспечивая приток денежных средств, увеличивая доходы предприятий туриндустрии и ее работников, развивая хозяйственную деятельность региона, направленную на туристов и местное население.

     Воздействие туризма на окружающую природу можно разделить на косвенное, прямое, положительное, отрицательное и побудительное. 
Под негативным воздействием туризма понимается воздействие на состояние воды в реках, морях, озёрах и на чистоту воздуха, возникновение дополнительного шума вследствие деятельности развлекательных заведений, которые зачастую работают в ночное время; уничтожение местной и дикой фауны туристами, их пренебрежительное отношение к окружающей среде; разрушение исторических памятников вандалами и многое другое.

Стоит, однако, отметить и положительное влияние туризма на природу:

  • охрана и реставрация исторических памятников,
  • поддержание чистоты на территории мест отдыха
  • присвоение лесным территориям статуса национальных парков и заповедников
  • охрана берегов и рифов.

   В силах  человека свести к минимуму отрицательное  воздействие туризма на состояние окружающей среды – для этого необходимо провести ряд мер и принять во внимание следующие факторы:

-Повышение общей  культуры туризма (в том числе, и международного). 
-Развитие такого направления как экологический туризм. 
-Научный подход к составлению нагрузки на туристические объекты. 
-Техническая модернизация для решения ряда проблем – разработка и применение различных машин для автоматической очистки пляжей, морей, озёр и водохранилищ; приобретение техники для наблюдения за состоянием природы и обеспечения безопасности отдыхающих; использование более экологичных видов транспорта для доставки туристов к местам отдыха и достопримечательностям.

Свое положительное  слово за туризм в регионе могут сказать такие факторы, как гуманитарное и культурное воздействие туризма, ведь туризм – это еще и прекрасный способ знакомства с культурой страны.

     Культурный или познавательный туризм выполняет ряд следующих функций. 
1) Туризм позволяет совместить такие процессы, как отдых и знакомство с бытом, культурой и историей региона. 
2) В свою очередь, гуманитарный туризм – это своеобразный мостик дружбы между народами. 
3) Различные экскурсии и выставки способны оказать позитивное влияние на развитие общей эрудиции ребенка, привлечь его к изучению культуры, прививанию эстетического вкуса.

Таким образом, можно заметить, что положительных сторон в развитии туризма больше чем отрицательных. Притом культурное наследие в виде памятников археологии, ландшафтной архитектуры, различные музеи и театры, выставочные залы, а также этнографические центры не оставят равнодушными ни туристов, ни местных жителей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

   1. Александрова А.Ю. Международный туризм: Учебник. - М.: Гардарика, 2008. – 368 с.

   2. Боголюбов В.С. Экономика туризма: Учебник. – М.: Просвещение,2006. – 250 с.

   3. Боголюбов В.С., Никитина О.А. Развитие оздоровительного туризма в регионе на основе выявления и структуризации целевых рекреационных ресурсов // Социс, 2009. - № 4– 36-40

   4. Васильева Л.В. Организационно-экономический механизм обеспечения устойчивого развития туризма в регионе // Вопросы туризма, 2008. - №2 – с. 33-36

   5. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник. – М.: Аспект – Пресс,2007. – 384 с.

   6. Джанджугазова Е.А. Экономические аспекты развития туристско-рекреационного регионального комплекса // Экономика, 2009. - № 10 – с.108

   7. Севастьянова С.А. Методологические основы развития и системного управления туризмом в регионе. - М.: Юрайт – Издательство, 2005. – 197 с. 

Информация о работе Социально-экономичекое развитие России