Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 21:33, реферат
Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения, активизации внешнеторгового баланса. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным катализатором социально-экономического развития. В свою очередь, на развитие туризма воздействуют различные факторы: демографические, природно-географические, социально-экономические, исторические, религиозные и политико-правовые.
Туроператорская деятельность – это деятельность по формированию туристского продукта, включающего различные услуги по продвижению этого продукта на рынок и его реализации.
Турагентская деятельность – это продолжение деятельности туроператора, но уже на розничном рынке. От имени туроператора тур агент как бы завершает рыночную сделку по купле-продаже туристского продукта.
Чтобы сформировать туристский продукт и в последующем его реализовать, сначала нужно произвести туристский продукт. В этом смысле производство туристских услуг есть исходный момент для последующего формирования, реализации и потребления туристского продукта.
Заключительное звено экономической системы туризма – потребление туристского продукта – также имеет свою специфику. Традиционно отмечаются следующие особенности потребления туристского продукта.
Первая особенность туристского потребления. В обычном материальном производстве результат производства (товар) движется от места производства к месту потребления. В туризме положение иное: для потребления турпродукта в целом или отдельных услуг сам потребитель (турист) должен быть доставлен в места производства туристского продукта или отдельных его услуг. Эта особенность туристского потребления, в свою очередь, вызывает производный мультипликативный эффект: необходимость для туриста в местах потребления турпродукта наличия транспортных услуг, жилья, питания, системы гостеприимства в целом, создания необходимых условий для лечения, развлечений, образования, удовлетворения потребности в новых впечатлениях, а также наличия экологически здоровой среды, безопасности и т. п.
Вторая особенность туристского потребления состоит в том, что расходы туриста, как правило, количественно превышают обычные расходы его проживания в постоянной среде обитания. Это связано с повышенными затратами на транспорт, жилье, питание, а также на культурные и деловые мероприятия. Часть повышенных расходов связана с фактором престижности туристского потребления. Эта особенность существенно обостряет проблему доходов и затрат в сфере туризма. В связи с этим учет издержек и доходности в туризме приобретает важное значение.
Третья особенность туристского потребления заключается в том, что предельная полезность продукта с точки зрения самого туриста, страны его постоянного проживания, страны, в которую турист приехал, и с точки зрения рынка различна. Предельные полезности у всех этих субъектов различны и качественно, и количественно. Различны также уровни полезности туристских услуг с точки зрения общества, туриста и рынка при внутреннем и въездном туризме.
Эта особенность туристского потребления вытекает из того объективного факта, что рынок туристских услуг сталкивается с так называемыми внешними эффектами (экстерналиями). Характерная черта экстерналий туристского рынка состоит в том, что производство, формирование, реализация и потребление туристских услуг объективно рождают и дополнительные затраты (издержки), и дополнительные выгоды. При этом каждый участник туристского рынка стремится издержки переложить на других, а выгоды присвоить себе. Отсюда и происходит название этого явления - внешние эффекты, или экстерналий.
По своей природе внешние эффекты могут быть положительными и отрицательными.
Положительные эффекты – это доходы нетуристских организаций в связи с увеличением реализуемых услуг, непосредственно не входящих в пакет туристского продукта; развитие инфраструктуры региона в связи с туризмом; рост зарплаты, увеличение числа рабочих мест и вакансий; рост государственных доходов за счет налогов и пошлин и т. п.
К отрицательным внешним эффектам относятся: загрязнение воды, воздуха, мусор, шум, ущерб живой природе, изъятие территории, пригодной для целей, не связанных с туризмом, и т. д.
Четвертая особенность туристского потребления состоит в том, что оно имеет «кредитный» характер, т. е. оно ограничено во времени, строго оговорено по срокам и условиям юридически и экономически оформленной сделки при купле-продаже туристского продукта. Эта особенность туристского потребления рождает своеобразную интенсификацию всех действий туриста, что ставит перед организаторами туров особые трудности и усиливает роль менеджмента.
Пятая особенность
туристского потребления заключается
в том, что сама рыночная среда туризма
имеет особый, культовый, характер. Разумеется,
туризм не отрицает, а предполагает деловые
встречи, покупку товаров редкого или
дефицитного характера. Однако туристский
рынок органично включает приобретение
товаров и услуг особой культовой и культурологической
направленности, отражающих социальную
и национальную специфику города, региона,
страны.
А теперь приведем
примеры социального значения туризма.
Научно-технический прогресс коренным
образом изменил жизнь современного общества.
Характерными ее особенностями являются
повышение интенсификации труда, автоматизация
и компьютеризация производства, увеличение
стрессовых ситуаций на работе и в быту,
анонимность городской жизни и изоляция
от природы. Все это способствует накоплению
в человеке усталости физического и психологического
характера, что ведет к снижению жизненной
и трудовой активности.
Туризм как многоплановая и активная форма
отдыха способствует полному и всестороннему
обновлению сил и внутренних ресурсов
человека, затраченных на производстве
и в быту. Он предоставляет возможность
временно покинуть место постоянного
проживания, изменить характер деятельности,
привычную обстановку и образ жизни. Эффективность
туризма в восстановлении сил и трудоспособности
человека, и следовательно, психофизиологических
ресурсов всего общества, заключается
в разнообразии и активности видов туристской
деятельности.
Кроме того, развитая туристская индустрия
позволяет решить задачу занятости местного
населения, так как туризм является одной
из самых трудоемких отраслей с большим
количеством работников, занятых обслуживанием
туристов. Как показывает практика, прием
и обслуживание одного туриста обеспечивает
рабочие места 5-7 человека, что в значительной
степени способствует смягчению такого
явления, как безработица.
Туризм оказывает влияние на повышение
уровня жизни населения туристских регионов,
обеспечивая приток денежных средств,
увеличивая доходы предприятий туриндустрии
и ее работников, развивая хозяйственную
деятельность региона, направленную на
туристов и местное население.
Воздействие
туризма на окружающую природу можно разделить
на косвенное, прямое, положительное, отрицательное
и побудительное.
Под негативным воздействием туризма
понимается воздействие на состояние
воды в реках, морях, озёрах и на чистоту
воздуха, возникновение дополнительного
шума вследствие деятельности развлекательных
заведений, которые зачастую работают
в ночное время; уничтожение местной и
дикой фауны туристами, их пренебрежительное
отношение к окружающей среде; разрушение
исторических памятников вандалами и
многое другое.
Стоит, однако, отметить и положительное влияние туризма на природу:
В силах человека свести к минимуму отрицательное воздействие туризма на состояние окружающей среды – для этого необходимо провести ряд мер и принять во внимание следующие факторы:
-Повышение общей
культуры туризма (в том числе, и международного).
-Развитие такого направления как экологический
туризм.
-Научный подход к составлению нагрузки
на туристические объекты.
-Техническая модернизация для решения
ряда проблем – разработка и применение
различных машин для автоматической очистки
пляжей, морей, озёр и водохранилищ; приобретение
техники для наблюдения за состоянием
природы и обеспечения безопасности отдыхающих;
использование более экологичных видов
транспорта для доставки туристов к местам
отдыха и достопримечательностям.
Свое положительное слово за туризм в регионе могут сказать такие факторы, как гуманитарное и культурное воздействие туризма, ведь туризм – это еще и прекрасный способ знакомства с культурой страны.
Культурный
или познавательный туризм выполняет
ряд следующих функций.
1) Туризм позволяет совместить такие процессы,
как отдых и знакомство с бытом, культурой
и историей региона.
2) В свою очередь, гуманитарный туризм
– это своеобразный мостик дружбы между
народами.
3) Различные экскурсии и выставки способны
оказать позитивное влияние на развитие
общей эрудиции ребенка, привлечь его
к изучению культуры, прививанию эстетического
вкуса.
Таким образом,
можно заметить, что положительных
сторон в развитии туризма больше чем
отрицательных. Притом культурное наследие
в виде памятников археологии, ландшафтной
архитектуры, различные музеи и театры,
выставочные залы, а также этнографические
центры не оставят равнодушными ни туристов,
ни местных жителей.
Список
литературы
1. Александрова А.Ю. Международный туризм: Учебник. - М.: Гардарика, 2008. – 368 с.
2. Боголюбов В.С. Экономика туризма: Учебник. – М.: Просвещение,2006. – 250 с.
3. Боголюбов В.С., Никитина О.А. Развитие оздоровительного туризма в регионе на основе выявления и структуризации целевых рекреационных ресурсов // Социс, 2009. - № 4– 36-40
4. Васильева Л.В. Организационно-экономический механизм обеспечения устойчивого развития туризма в регионе // Вопросы туризма, 2008. - №2 – с. 33-36
5. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник. – М.: Аспект – Пресс,2007. – 384 с.
6. Джанджугазова Е.А. Экономические аспекты развития туристско-рекреационного регионального комплекса // Экономика, 2009. - № 10 – с.108
7. Севастьянова
С.А. Методологические основы развития
и системного управления туризмом в регионе.
- М.: Юрайт – Издательство, 2005. – 197 с.