Социальное знание в ранних трудах античных философов

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 05:25, контрольная работа

Описание работы

Первые попытки создания научных социальных теорий как формы научного знания, дающей целостное представление о закономерностях или существенных связях действительности, появились в античной Греции. В своих концепциях древнегреческие мыслители использовали и социально-философские знания и социологические идеи Древнего Востока, что позволяет связывать воедино процесс исторического познания социального мира человека. Однако именно в работах греческих мыслителей наиболее четко прослеживается демаркационная линия между религиозными и рациональными воззрениями на мир общественных отношений в греческом обществе. Первыми в истории европейской мысли теории общества возникли в рамках античной философии.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………. 2
1.Социальное знание в ранних трудах античных философов…………........................4
2. Социальные взгляды Платона…………………………………………………………6
3. Социальные взгляды Аристотеля…………………………………………………….10
Заключение ………………………………………………………………………………13
Список использованной литературы…………………

Работа содержит 1 файл

Античная социология.doc

— 77.00 Кб (Скачать)

    Не случайно идеальному типу общества Платон противопоставляет отрицательный тип общественного устройства, в котором основным двигателем поведения людей становятся материальные заботы и стимулы. Его основной вывод: все современные государства принадлежат к этому отрицательному типу общественного устройства. «Каково бы ни было государство, в нем всегда есть два государства, враждебные друг другу: одно - государство богатых, другое - бедных». Эти идеи Платона можно рассматривать как основания зарождения классовой теории построения государства и, соответственно, общественных отношений, заимствованной затем марксистами.

    Субъектом свободы и высшего совершенства у Платона оказывается не личность и даже не класс, а только все общество, все государство в целом.

   Платон - один из первых ученых, который анализирует социальную структуру общества, разделяя ее на три сословия: первое - философы, или правители; второе стражи (воины); третье - земледельцы и ремесленники. Такая социальная структура общества теоретически обосновывала аристократическую форму рабовладельческого государства. Наряду с идеальным типом государства Платон выделял четыре формы власти: тимократию, олигархию, демократию и тиранию. Тимократия не отвечает требованиям идеального государства, но к нему приближается. Примером такой формы власти он считал Спарту. Еще ниже он ставил олигархию, власть немногих богачей, рабовладельцев. Но основной предмет критики платоновской идеи о власти составляла демократия, в первую очередь афинская. Наихудшей из форм государственной власти он считал тиранию.

     Многообразие и глубина социально-философских и социологических воззрений Платона до сих пор вызывают научный интерес различных исследователей. 
 
 
 
 
 

3. Социальные  взгляды Аристотеля

    Пелопонесская война послужила одной из причин кризиса греческих городов-государств. Македония стала гегемоном всей Греции. Новая социальная реальность требовала новых идей, новых исследователей.

    Крупнейшим представителем нового исторического периода стал Аристотель (384-322 до н.э.). Учение Платона подверглось критике и переосмыслению в трудах Аристотеля. Аристотель считается систематизатором классического периода греческой философии. В его системе были представлены все разделы и направления древнегреческой философской мысли. Значительное место в трудах Аристотеля занимает социальная проблематика. Его социально-философские взгляды, изложенные во множестве работ, были затем объединены в одну книгу "Органон" (орудие, инструмент).

    Аристотель признавал существование материального мира, который не нуждается в вымышленном платоновском мире "идей". Он считал, что путь в науку начинается от предметов, которые действуют на наши чувства и приводят к законам, признаваемым нашим разумом. Следовательно, чувства дают нам представления об идеальных конкретных предметах, а разум, разлагая их на простейшие элементы, находит между ними нечто общее, а значит, эмпирическое познание как бы предшествует теоретическому.

    Аристотелю принадлежит и развитое  учение о государстве, которому  посвящена его знаменитая «Политика». Аристотель считает, что подлинно  человеческое состояние – это  состояние политическое: «Государство принадлежит к тому, что существует по природе, и человек по природе своей есть существо политическое». Однако не каждый человек может быть полноправным гражданином государства. Таковым не может быть раб, или человек, не имеющий достаточного достатка (а значит, и досуга) для исполнения гражданских обязанностей. Аристотель оправдывает рабство и частную собственность.

    Аристотель создает теорию происхождения государства из семьи, т.е. значительно опережает Ф. Энгельса с его аналогичной идеей. Однако семья, по его мнению, - не только кровные родственники. Членами семьи он считал и господ, и рабов, мужа и жену, отца и детей. Рабовладельческая семья являлась основой возникновения государства, которое Аристотель считал наиболее совершенной формой общения между людьми. Власть в таком государстве должна принадлежать не богатым или бедным, а среднему слою - рабовладельцам. Как и Платон, Аристотель описал социальную структуру общества, в которой он выделил три класса граждан: очень зажиточных, крайне неимущих и стоящих в середине между теми и другими. Такой стратифицированный взгляд на общество является сегодня основной концепцией ряда западных стран. Государственные формы правления Аристотель делил на «нормальные» (монархия, аристократия и полития) и «ненормальные» (тирания, олигархия, демократия). Наилучшей формой государственного устройства он считал политию. Анализируя борьбу классов: рабов, бедняков и аристократов, Аристотель занимает позицию, поддерживающую интересы рабовладельцев. Однако он выступает против расхищения имущества государства олигархическим меньшинством, состоящим из богатых.

   Частная собственность развивает  здоровые эгоистические  интересы. Когда они есть, люди не ропщут  друг на друга, так как каждый  занят  своим делом. Если в обществе есть такие, кто много работает, а получают мало, они всегда будут недовольны теми, кто работает мало, а получают много. Человеком управляет множество потребностей и стремлений, но главная движущая сила – любовь к деньгам, ибо этой страстью больны все. При коллективной  собственности все или большинство бедны или озлоблены. При частной – появляются богатство и неравенство, но только они дают гражданам возможность проявить щедрость и милосердие. Однако чрезмерное неравенство в собственности опасно для государства. Аристотель превозносит общество, в котором средний класс сильнее всех других.

    Социологические воззрения Аристотеля на общество и государство тесно связаны с этическими идеями. Это вполне оправдано, так как под этикой он понимал учение о морали человека как общественного существа, «политического животного». Нравственность, согласно Аристотелю, дана человеку лишь в возможности, но именно собственная жизнь индивида и среда превращают ее в действительность, которой руководствуется человек в своих общественных отношениях. Такие взгляды Аристотеля были близки и Конфуцию, и французским просветителям, и даже марксистам.

    Значительный интерес представляют социологические воззрения Аристотеля и на проблему справедливости общественных отношений, которая может быть «распределительной» и «уравнительной». Первая имеет отношение к распределению благ среди членов общества в зависимости от их социального положения, вторая - к обмену между людьми. Таким образом, он переходил от вопросов этики к вопросам политической экономии и социальной жизни. Аристотель выступал против развития товарно-денежных отношений в Греции, а экономика (наука о домохозяйстве) рассматривалась им как искусство накопления средств, необходимых для жизнедеятельности семьи и государства.

    Аристотель подвел теоретические итоги развития социологической мысли прошлых исторических эпох, особенно анализом проблем структурной и политической социологии институциональных отношений. Значительное методологическое наследие оставил Аристотель и в изучении структуры наук. Внутри единой науки он выделил ряд областей (философию, логику, математику, учение о неорганической природе, учение об органической природе, теорию государства и т.д.).

    Вклад Аристотеля в философию, науку, культуру общепризнан и неоспорим. Социальное учение Аристотеля было более реалистичным, теснее связанными с реальными обстоятельствами и потребностями общественной жизни Греции. 
 
 
 
 
 

Заключение

    В  Древнем мире интерес к социальным проблемам был достаточно велик.    

    В античности социальная проблематика была обособлена в качестве особой сферы интереса в рамках философии. Древние мыслители стремились не только создать теоретические модели или открыть чистую истину, но и решить реальные проблемы. Это относится к наиболее утопичным из проектов «идеальных государств». Социальные теории призваны были сориентировать людей в общественной жизни: человеку – указать способ достойного существования. А обществу -  предписать наилучшее устройство.

    Постепенно формируются структура  социального знания и его проблематика. К концу античной эпохи уже  существуют в качестве отдельных  дисциплин этика, политика, эстетика, риторика. Самостоятельность приобретают  экономические и правовые учения. В рамках каждой из этих дисциплин  формируются определённые группы проблем. Так, в рамках политики – это проблема происхождения государства, классификация государств, поиск наилучших форм государственного устройства.

    Складываются определённые традиции  в решении этих проблем. Мыслители не просто высказывают свои идеи, но учатся у своих предшественников, критические разбирают их учения, стремятся показать ошибки и противоречия, рационально обосновывают собственные утверждения, сопоставляя их с реальными фактами.

   Платон и Аристотель в области социальных проблем придерживались линии, основоположником которой был Сократ.

   В отличие от теоретической  и идеалистической теории Платона, социальное учение Аристотеля было более реалистичным, теснее связанным с реальными обстоятельствами и потребностями общественной жизни Греции.  

    Аристотель подвел теоретические итоги развития социологической мысли прошлых исторических эпох, особенно анализом проблем структурной и политической социологии институциональных отношений.

    Многообразие и глубина социально-философских и социологических воззрений Платона до сих пор вызывают научный интерес различных исследователей.

Список  использованной литературы:

1. Асмус,  В.Ф. Античная философия /В.Ф.  Асмус. – М. : Наука, 1976. – 340 с.

2. Антология  мировой философии: в 4 т. –  М. : Мысль, 1970 – 1971. – 450 с. 

3. Обществознание: пособие для поступающих в вузы Российской Федерации / под ред. М.Н. Марченко. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. : Зерцало – М, 2008. – 672 с.

4. Самыгин, С. И., Перов, Г.О. Социология: 100 экзаменационных ответов / С.И. Самыгин, Г.О. Перов. – М. : МарТ, 2005. – 240 с.

5. Харчева, В. Основы социологии: учебник / В. Харчева. – М. : Логос; КноРус, 2004. – 302 с. : ил.

Информация о работе Социальное знание в ранних трудах античных философов