Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 05:25, контрольная работа
Первые попытки создания научных социальных теорий как формы научного знания, дающей целостное представление о закономерностях или существенных связях действительности, появились в античной Греции. В своих концепциях древнегреческие мыслители использовали и социально-философские знания и социологические идеи Древнего Востока, что позволяет связывать воедино процесс исторического познания социального мира человека. Однако именно в работах греческих мыслителей наиболее четко прослеживается демаркационная линия между религиозными и рациональными воззрениями на мир общественных отношений в греческом обществе. Первыми в истории европейской мысли теории общества возникли в рамках античной философии.
Введение …………………………………………………………………………………. 2
1.Социальное знание в ранних трудах античных философов…………........................4
2. Социальные взгляды Платона…………………………………………………………6
3. Социальные взгляды Аристотеля…………………………………………………….10
Заключение ………………………………………………………………………………13
Список использованной литературы…………………
Не случайно идеальному типу общества Платон противопоставляет отрицательный тип общественного устройства, в котором основным двигателем поведения людей становятся материальные заботы и стимулы. Его основной вывод: все современные государства принадлежат к этому отрицательному типу общественного устройства. «Каково бы ни было государство, в нем всегда есть два государства, враждебные друг другу: одно - государство богатых, другое - бедных». Эти идеи Платона можно рассматривать как основания зарождения классовой теории построения государства и, соответственно, общественных отношений, заимствованной затем марксистами.
Субъектом свободы и высшего совершенства у Платона оказывается не личность и даже не класс, а только все общество, все государство в целом.
Платон - один из первых ученых, который анализирует социальную структуру общества, разделяя ее на три сословия: первое - философы, или правители; второе стражи (воины); третье - земледельцы и ремесленники. Такая социальная структура общества теоретически обосновывала аристократическую форму рабовладельческого государства. Наряду с идеальным типом государства Платон выделял четыре формы власти: тимократию, олигархию, демократию и тиранию. Тимократия не отвечает требованиям идеального государства, но к нему приближается. Примером такой формы власти он считал Спарту. Еще ниже он ставил олигархию, власть немногих богачей, рабовладельцев. Но основной предмет критики платоновской идеи о власти составляла демократия, в первую очередь афинская. Наихудшей из форм государственной власти он считал тиранию.
Многообразие и глубина социально-философских
и социологических воззрений Платона
до сих пор вызывают научный интерес различных
исследователей.
3. Социальные взгляды Аристотеля
Пелопонесская война послужила одной из причин кризиса греческих городов-государств. Македония стала гегемоном всей Греции. Новая социальная реальность требовала новых идей, новых исследователей.
Крупнейшим представителем нового исторического периода стал Аристотель (384-322 до н.э.). Учение Платона подверглось критике и переосмыслению в трудах Аристотеля. Аристотель считается систематизатором классического периода греческой философии. В его системе были представлены все разделы и направления древнегреческой философской мысли. Значительное место в трудах Аристотеля занимает социальная проблематика. Его социально-философские взгляды, изложенные во множестве работ, были затем объединены в одну книгу "Органон" (орудие, инструмент).
Аристотель признавал существование материального мира, который не нуждается в вымышленном платоновском мире "идей". Он считал, что путь в науку начинается от предметов, которые действуют на наши чувства и приводят к законам, признаваемым нашим разумом. Следовательно, чувства дают нам представления об идеальных конкретных предметах, а разум, разлагая их на простейшие элементы, находит между ними нечто общее, а значит, эмпирическое познание как бы предшествует теоретическому.
Аристотелю принадлежит и
Аристотель создает теорию происхождения государства из семьи, т.е. значительно опережает Ф. Энгельса с его аналогичной идеей. Однако семья, по его мнению, - не только кровные родственники. Членами семьи он считал и господ, и рабов, мужа и жену, отца и детей. Рабовладельческая семья являлась основой возникновения государства, которое Аристотель считал наиболее совершенной формой общения между людьми. Власть в таком государстве должна принадлежать не богатым или бедным, а среднему слою - рабовладельцам. Как и Платон, Аристотель описал социальную структуру общества, в которой он выделил три класса граждан: очень зажиточных, крайне неимущих и стоящих в середине между теми и другими. Такой стратифицированный взгляд на общество является сегодня основной концепцией ряда западных стран. Государственные формы правления Аристотель делил на «нормальные» (монархия, аристократия и полития) и «ненормальные» (тирания, олигархия, демократия). Наилучшей формой государственного устройства он считал политию. Анализируя борьбу классов: рабов, бедняков и аристократов, Аристотель занимает позицию, поддерживающую интересы рабовладельцев. Однако он выступает против расхищения имущества государства олигархическим меньшинством, состоящим из богатых.
Частная собственность
Социологические воззрения Аристотеля на общество и государство тесно связаны с этическими идеями. Это вполне оправдано, так как под этикой он понимал учение о морали человека как общественного существа, «политического животного». Нравственность, согласно Аристотелю, дана человеку лишь в возможности, но именно собственная жизнь индивида и среда превращают ее в действительность, которой руководствуется человек в своих общественных отношениях. Такие взгляды Аристотеля были близки и Конфуцию, и французским просветителям, и даже марксистам.
Значительный интерес представляют социологические воззрения Аристотеля и на проблему справедливости общественных отношений, которая может быть «распределительной» и «уравнительной». Первая имеет отношение к распределению благ среди членов общества в зависимости от их социального положения, вторая - к обмену между людьми. Таким образом, он переходил от вопросов этики к вопросам политической экономии и социальной жизни. Аристотель выступал против развития товарно-денежных отношений в Греции, а экономика (наука о домохозяйстве) рассматривалась им как искусство накопления средств, необходимых для жизнедеятельности семьи и государства.
Аристотель подвел теоретические итоги развития социологической мысли прошлых исторических эпох, особенно анализом проблем структурной и политической социологии институциональных отношений. Значительное методологическое наследие оставил Аристотель и в изучении структуры наук. Внутри единой науки он выделил ряд областей (философию, логику, математику, учение о неорганической природе, учение об органической природе, теорию государства и т.д.).
Вклад Аристотеля в философию, науку, культуру
общепризнан и неоспорим. Социальное учение
Аристотеля было более реалистичным, теснее
связанными с реальными обстоятельствами
и потребностями общественной жизни Греции.
Заключение
В Древнем мире интерес к социальным проблемам был достаточно велик.
В античности социальная проблематика была обособлена в качестве особой сферы интереса в рамках философии. Древние мыслители стремились не только создать теоретические модели или открыть чистую истину, но и решить реальные проблемы. Это относится к наиболее утопичным из проектов «идеальных государств». Социальные теории призваны были сориентировать людей в общественной жизни: человеку – указать способ достойного существования. А обществу - предписать наилучшее устройство.
Постепенно формируются
Складываются определённые
Платон и Аристотель в области социальных проблем придерживались линии, основоположником которой был Сократ.
В отличие от теоретической и идеалистической теории Платона, социальное учение Аристотеля было более реалистичным, теснее связанным с реальными обстоятельствами и потребностями общественной жизни Греции.
Аристотель подвел теоретические итоги развития социологической мысли прошлых исторических эпох, особенно анализом проблем структурной и политической социологии институциональных отношений.
Многообразие и глубина социально-философских и социологических воззрений Платона до сих пор вызывают научный интерес различных исследователей.
Список использованной литературы:
1. Асмус, В.Ф. Античная философия /В.Ф. Асмус. – М. : Наука, 1976. – 340 с.
2. Антология мировой философии: в 4 т. – М. : Мысль, 1970 – 1971. – 450 с.
3. Обществознание: пособие для поступающих в вузы Российской Федерации / под ред. М.Н. Марченко. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. : Зерцало – М, 2008. – 672 с.
4. Самыгин, С. И., Перов, Г.О. Социология: 100 экзаменационных ответов / С.И. Самыгин, Г.О. Перов. – М. : МарТ, 2005. – 240 с.
5. Харчева, В. Основы социологии: учебник / В. Харчева. – М. : Логос; КноРус, 2004. – 302 с. : ил.
Информация о работе Социальное знание в ранних трудах античных философов