Социальное управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 23:40, контрольная работа

Описание работы

В любом предприятии, в любой организации нужны структуры, для управления. И от того, какие это будут структуры, какие цели они будут преследовать, зависит вся дальнейшая судьба предприятия, организации.
Социология управления помогает выбрать определенные методы и формы управления социальными процессами. И в этом реферате рассмотрены, что изучает социология управления, основные приемы управления, каким должен быть менеджер, как он должен руководить.

Содержание

1.Введение……………………………………………………………….1-2стр.

2. Система социального управления…………………………………...3-5стр.

3. Сущность, содержание социального управления. Обоснование необходимости…………………………………………………………..6-13стр.

4.Современный этап в развитии социального управления в мире……………………………………………………………………...13-16 стр.

5.Заключение…………………………………………………………....17 стр.

6. Список используемой литературы……………………………….....18стр.

Работа содержит 1 файл

социальное управление.docx

— 46.55 Кб (Скачать)

    Поэтому управление - это особый вид профессиональной деятельности, который не только сводится к достижению целей системы, организации, но и представляет собой средство поддержания целостности любой сложной социальной системы, ее оптимального функционирования и развития.

Феномен управления тесно связан с  понятием социальная организация. В  самом деле, в течение многих веков  управление из бессознательной деятельности превращалось в обычай, традицию, общественный институт с помощью устойчивой социальной структуры, которая из поколения  в поколение передавала навыки управления.

Таким образом, социальное управление - это во многом продукт социальных организаций.

Чтобы осмыслить сущность социального  управления, необходимо определить базовые  понятия, с помощью которых оно  описывается. В качестве таковых  можно выделить следующие: субъект  управления, объект управления, цель управления, управленческая деятельность.

  Под субъектом управления понимается физическое или юридическое лицо, от которого исходит властное воздействие. От субъекта управления необходимо отличать субъект управленческой деятельности. Последний может быть только физическим лицом, живым человеком

Под субъектом управления понимается физическое или юридическое лицо, от которого исходит властное воздействие. От субъекта управления необходимо отличать субъект управленческой деятельности. Последний может быть только физическим лицом, живым человеком.

 

______________ 

 Бабосов Е.М., Социология управления:  2004.стр. 17

    Под субъектом управления понимается физическое или юридическое лицо, от которого исходит властное воздействие. От субъекта управления необходимо отличать субъект управленческой деятельности. Последний может быть только физическим лицом, живым человеком.

    Специфика субъекта определяет разные виды управления. Если субъектом управления выступает государство, то речь идет о государственном управлении. Там, где власть олицетворяют жители населенных пунктов и административных территорий, функционирует местное самоуправление. Если власть сосредоточена в собственности, принадлежащей тем или иным экономическим субъектам, то речь идет о менеджменте. В случае, когда субъектом воздействия являются многообразные общественные объединения, то имеет место общественное самоуправление.

Здесь важно подчеркнуть, что при  всех субъектах управления всегда осуществляется одна и та же по смыслу деятельность: формирование и реализация управляющих  воздействий, что находит внешнее  проявление в управленческих решениях и организационных действиях.

    Объектами управления, т. е. тем, на что направлено властное воздействие субъекта управления, могут выступать физические и юридические лица, а также социально-экономические системы и процессы. Необходимо учитывать, прежде всего, что функционирование управляемых объектов осуществляется в соответствии с особенностями различных видов человеческой деятельности. Поэтому нельзя управлять вообще, по общему шаблону или собственной прихоти: следует досконально знать управляемые виды деятельности, их состояние, многообразное обеспечение, типичное и уникальное в них, их человеческий потенциал со всеми его проявлениями.

Кроме того, важно понимать, что  управляемые объекты рационально  и эффективно функционируют только в адекватных им организационных  формах, которые на практике создаются  субъективно. Как показывает исторический опыт, найти такие формы совсем не просто. В компонентно-структурном  аспекте надо выстраивать отношения  «человек – коллектив – общность – общество», в видовом отношении  учитывать особенности экономических, социальных, духовных и политических процессов.

И, наконец, надо учитывать, что управляемые  объекты – это разные проявления человеческой деятельности, и они  не могут не обладать самоактивностью, целенаправленным характером такой  активности, адаптивностью к условиям и факторам природного и социального  бытия, самоуправляемостью своей жизнедеятельности  и своим развитием.

_________________ 

 Бабосов Е.М., Социология управления:  2004.стр.201-202

 

 

    В результате в системном взаимодействии субъектов и объектов управления не только субъекты воздействуют на управляемые объекты, но и последние, в свою очередь, влияют на субъекты управления. Если выбор формы управляющего воздействия зависит от субъекта управления, то содержание его должно детерминироваться управляемыми объектами. Иначе возможен разрыв, а то и противопоставление потребностей, интересов и мыслей взаимосвязанных субъектов и объектов управления.

  По каким признакам следует различать субъект и объект управления? В числе основных критериев, как правило, рассматриваются статус и функции; права и полномочия; активность воздействия; очередность или инициатива воздействия; сила и интенсивность воздействий; рациональность воздействий; отношение к цели, целеполаганию и целедостижению.

Однако различия между субъектом  и объектом по всем этим параметрам имеют тенденцию к нивелированию  в современных организациях, если целью управления в них является совместное движение в определенном направлении. В таком случае определить, кто из участников движения задает его скорость, ритм и направление, от кого исходит сила, интенсивность  и рациональность воздействий, становится все труднее. Социальные системы  специфичны тем, что подчиненные, работники  выступают субъектами своей деятельности в той же степени, что и их руководители. Они испытывают сопоставимые потребности, так же анализируют ситуацию, строят прогнозы, ставят цели и осуществляют деятельность. Каждый из участников взаимодействия стремится достичь и достигает  во взаимодействии собственной цели, каждая из которых может рассматриваться  в качестве цели управления.

  Цель в управлении – это желаемое состояние, достигнутое посредством других. Тем самым поведение другого также выступает в качестве цели, сопутствующей главной цели. Но для того чтобы этот другой стал менять свое поведение, необходимо создание таких условий, при которых желаемая модель поведения другого станет желаемой для него самого. И такие условия становятся также целью управляющего. Следовательно, любое управленческое воздействие предполагает обязательное наличие трех типов целей:

 

_______________ 

 Бабосов Е.М., Социология управления:  2004. стр.20

 

 

• цели-задачи – цели руководителя, цели управления, цели организации;

• цели-условия – связанной  с интересами работника, подчиненного;

• цели-средства – обеспечивающей подчинение одного другому, обслуживающей  взаимопонимание объекта и субъекта управления.

Поэтому сущность управления следует  определять как процесс совмещения, согласования целей организации  с целями работников.

   Важной категорией, связанной с динамикой общества, выступает социальное действие. Социальное действие - это поведенческий акт (единица поведения), совершаемый социальным субъектом (представителем социальной группы) в данном месте и в данное время. Такова общая формула социального действия. Здесь есть субъект (представитель какой социальной группы), есть его действие (что именно он делает), есть ориентация на других, мотивация, цель, выбор средств достижения цели.

Управление в обществе (социальное управление) характеризуется как  организационная деятельность по обеспечению  достижения социальных целей и задач  посредством определенных методов. В данном случае термин применяется  в широком смысле слова. Развернутая  трактовка этого понятия будет  дана ниже.

   Содержанием социального управления является упорядочение общественных отношений, регулирование организации и функционирования социального порядка и общественных объединений, обеспечение условий для гармоничного развития личности, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Во всех этих случаях объектом управления становятся социально-волевые связи, поведение человека и его действия. Однако человек — это и субъект социального управления, которое осуществляется им в отношении других людей. В каждом конкретном случае субъектом социального управления выступают как отдельные личности, так и организации: государственные, общественные, международные.

Социальное управление включает понятие  социально-управленческой деятельности, которое является более широким  по отношению к термину "управление". Управленческая деятельность предполагает наличие 

практического элемента в осуществлении  управления, т. е. характеризуется непосредственным осуществлением функций социального  управления — исполнением норм, правил, организацией, руководством, координированием, учетом и контролем.

_______________ 

 

 Бабосов Е.М., Социология управления:  2004. стр.21

практического элемента в осуществлении  управления, т. е. характеризуется непосредственным осуществлением функций социального  управления — исполнением норм, правил, организацией, руководством, координированием, учетом и контролем.

   Создание организационной структуры социального управления — необходимое, но недостаточное условие достижения поставленной цели и решения задач управления. Реальность управления обеспечивается такими его качествами, как организованность, ответственность, подчиненность, сила, воля. Взятые в совокупности, они образуют новое качество — властность управления, т. е. наделение субъекта управленческой деятельности необходимыми полномочиями для успешной реализации возложенных на него управленческих функций. Таким образом, управление неотделимо от понятия "власть", "государственная власть". Властность управления обусловливает возникновение организационных связей, обеспечивающих подчинение участников совместной общественной деятельности желанию субъекта управления, его "господствующей" воле.

  Власть — это необходимое средство регулирования социальных процессов; она формирует единую, отвечающую публичным интересам организационно-управляющую волю и обеспечивает создание социального порядка, демократических основ жизни общества. Властность социального управления включает и такое социальное явление, как авторитет. Социальное управление должно обеспечивать взаимодействие двух факторов: с одной стороны, властных полномочий и авторитета субъекта управления и самого управления (в широком смысле — авторитета самого государства), а с другой — добровольного исполнения людьми и их организациями социальных норм, сознательного подчинения субъекту власти и управления, а также его предписаниям. Баланс этих явлений и создает необходимое качество социальной управленческой деятельности.

    Социальное управление представляет собой общественные отношения между субъектом и объектом управления, сущностью которых является властное, организующее либо регулятивное, воздействие субъекта управления на поведение (деятельность) людей и их организаций, являющихся участниками социально-управленческой деятельности. Социальное управление характеризуется тем, что оно:

 

 

 

_______________ 

 Бабосов Е.М., Социология управления:  2004. стр.23

а) возникает в связи с потребностью организации и регулирования  деятельности людей и их организаций, а также установления стандартов их поведения и действий;

б) направлено на достижение целей  и решение задач управления, заключающихся  в удовлетворении публичных интересов  путем осуществления совместной деятельности людей;

г) использует имеющиеся властные полномочия и функции;

д) осуществляется на началах подчиненности  участников управленческой деятельности единой управляющей воли субъекта управления (лица, коллектива, организации).

 

4. Современный этап в развитии социального управления в мире.

 

В  XX веке в мировой управленческой мысли все более явственно на передовые позиции выходит системный подход в управлении, базирующийся на теории систем. Наиболее известными представителями этого направления являются уже упоминавшиеся лидеры структурно-функционального анализа Т. Парсонс и Р. Мертон, а также Дж. Форрестор, Р. Саймон, Л. Гьювик и др. Последний из них, в частности, подчеркивает: управление все более становится искусством и одновременно наукой в силу того, что оно стремится на систематической основе понять, почему и как люди систематически работают вместе для достижения определенных целей и для того, чтобы сделать эти системы сотрудничества более полезными для человечества. Применение теории систем к управлению облегчило для руководителей задачу увидеть управляемую ими организацию в единстве составляющих ее частей, которые не только взаимодействуют друг с другом, но и неразрывно пересекаются с внешним миром. Ведь все организации - большие и маленькие, простые и сложные - являются системами5. Поскольку люди, их социальные взаимодействия, исполняемые ими социальные роли являются составными компонентами (а именно - социальными компонентами) наряду с техникой и технологией, которые вместе используются для выполнения определенной работы (составляя технические компоненты), все это вместе взятое называется социотехническои системой. За исключением всей Вселенной, все находящиеся в ней системы одновременно являются подсистемами.

   Иными словами, системы чаще всего обладают подсистемами и в то же время выступают как составные части суперсистемы, они иерархичны. Например, университет имеет большое число

подсистем - факультеты, отделения, курсы, кафедры, лаборатории и т.д., но в свою очередь, является частью более обширной системы - высшего образования, которое выступает по отношению к университету суперсистемой.

    Управляющий является частью (очень важной и активной) той системы (фирмы, университета, банка), в которой он работает, но эта система включает в себя множество материально-технических, финансовых, социальных, психологических элементов. Направляя свои основные цели на работу с людьми, т.е. на социальные и психологические элементы системы, он одновременно постоянно взаимодействует с другими элементами, такими, в частности, как деньги, материалы, оборудование и т.д. Совершенно очевидно, что любой человек, интересующийся управлением, будь то администратор, теоретик или студент, не может не заметить, что управление имеет характер открытой системы, т.е. динамично взаимодействует с окружающей средой. Ни цели, ни задачи, ни планы действий не могут ставиться и осуществляться в вакууме закрытой компании. Рынки товаров, услуг и знаний, правительственные учреждения, конкуренты, технология и многие другие элементы той среды, которая окружает данную организацию (предприятие, вуз, банк и т.д.), влияют на цели и планы, способы и эффективность их реализации, и ими нельзя пренебречь6. Столь же очевидно, что ни один управляющий, обладающий даже незначительным опытом работы с людьми, не может проигнорировать то обстоятельство, что они являются продуктами своего социокультурного окружения и подвергаются его формирующему воздействию, что прекрасно раскрыто в концепции Т. Парсонса, охарактеризованной выше. Конструктивная роль системного подхода к управлению, а также к любой управленческой проблеме как к системе заключается в том, что позволяет увидеть широкие возможности и перспективы, а также критические переменные и ограничения, особенности их взаимодействия друг с другом, заставляя ученых и практиков в конкретной области постоянно помнить, что нельзя подходить ни к одному элементу, явлению или к проблеме без учета их предыдущих и последующих взаимодействий с прочими элементами социотехнической системы.

Информация о работе Социальное управление