Социальное управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 23:40, контрольная работа

Описание работы

В любом предприятии, в любой организации нужны структуры, для управления. И от того, какие это будут структуры, какие цели они будут преследовать, зависит вся дальнейшая судьба предприятия, организации.
Социология управления помогает выбрать определенные методы и формы управления социальными процессами. И в этом реферате рассмотрены, что изучает социология управления, основные приемы управления, каким должен быть менеджер, как он должен руководить.

Содержание

1.Введение……………………………………………………………….1-2стр.

2. Система социального управления…………………………………...3-5стр.

3. Сущность, содержание социального управления. Обоснование необходимости…………………………………………………………..6-13стр.

4.Современный этап в развитии социального управления в мире……………………………………………………………………...13-16 стр.

5.Заключение…………………………………………………………....17 стр.

6. Список используемой литературы……………………………….....18стр.

Работа содержит 1 файл

социальное управление.docx

— 46.55 Кб (Скачать)

   Содержание.

 

1.Введение……………………………………………………………….1-2стр.

 

2. Система социального управления…………………………………...3-5стр.

 

3. Сущность, содержание социального  управления. Обоснование необходимости…………………………………………………………..6-13стр.

 

4.Современный этап в развитии социального управления в мире……………………………………………………………………...13-16 стр.

 

5.Заключение…………………………………………………………....17 стр.

 

6. Список  используемой литературы……………………………….....18стр.

 

 

   1.Введение.

 

   В любом предприятии, в любой организации нужны структуры, для управления. И от того, какие это будут структуры, какие цели они будут преследовать, зависит вся дальнейшая судьба предприятия, организации.

Социология управления помогает выбрать  определенные методы и формы управления социальными процессами. И в этом реферате рассмотрены, что изучает  социология управления, основные приемы управления, каким должен быть менеджер, как он должен руководить.

 

   1.1. Предмет и объект социологии управления

   1. Предмет социологии управления

  Предметом социологии управления являются закономерности, формы и методы целенаправленного управления социальными процессами и группами для достижения определенной цели.

Часто эквивалентом термина “социология” управления употребляется термин “менеджмент”. Однако социология управления рассматривает лишь социальные аспекты управления и в этом смысле является надстройкой менеджмента. В целом же социология управления и менеджмент имеют много общего - одни и те же цели и задачи, решают проблемы управления объектами и людьми, но имеют разные методы и подходы к данной проблеме.

    В менеджменте рассматриваются более широкие вопросы: особые социально-экономические институты, специальный круг лиц (менеджеров), занятых в сфере управления, технико-организационные и социальные аспекты управления производством и людьми. Социальный аспект управления производством и людьми, руководители-менеджеры и другие вопросы социального управления совпадают с менеджментом.

    Социологию управления интересуют социальные аспекты экономического и научно-технического развития, социальной политики, выработки и реализации управленческих решений, изучение процесса самоуправления, взаимоотношений руководителя и подчиненных. Рассматривается и система информации, необходимая для осуществления управленческой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   2. Система социального управления.

 

   Под управлением понимается основанное на достоверном знании систематическое воздействие субъекта управления (управляющей подсистемы) на социальный объект (управляемую подсистему), в качестве каковой может выступать общество в целом, его отдельные сферы: экономическая, социальная, политическая, духовная, а также различные звенья (организации, предприятия, учреждения и т.п.) с тем, чтобы обеспечить их целостность, нормальное функционирование, совершенствование и развитие, достижение заданной цели. Управление осуществляется путем целенаправленного влияния на условия жизни людей, их целостные ориентации, поведение и имеет в качестве основной задачи обеспечение хорошо скоординированной целенаправленной деятельности как отдельных участников совместных усилий (трудовых, политических, спортивных и др.), так и социальной организации (системы) в целом1

Социальное управление имеет свои специфические особенности, трудности, возможности и границы, не свойственные управлению техническими системами.

     В то же время опыт, интуиция, здравый смысл занимают в управлении большое место, а иногда и господствуют в нем. Руководители, хорошо владеющие искусством управления, - ценное общественное достояние.

Различные интересы как сильный  субъективный момент вносят большую  трудность в управление социальными  системами2. Отношения по управлению, так же как и любые отношения между людьми, никогда не могут быть чисто рациональными, только служебными, исключительно официальными. В них неизбежно проявляются личные, групповые интересы, которые воздействуют на эти отношения, преломляя их через себя. Происходит сложное взаимодействие целей, причем вклад разных работников неодинаков и зависит от их статуса, активности и т.д.

Социальное управление везде имеет  свои пределы. Некоторые из них порождаются  самой природой управления, другие - особенностями процесса управления, его субъектами.

    В общем виде социальное управление выступает как сознательное, планомерно организованное систематическое взаимодействие субъекта и объекта управления в целях его упорядочения, сохранения качественной определенности и развития.

    Менеджмент в социальной работе - это система гибкого предприимчивого управления в обществе, направленная на эффективное регулирование социального положения всех участников общественной жизни и на обеспечение их развития как субъектов всех видов общественных отношений, на обеспечение достойного, цивилизованного существования.

Объектами управления в социальном менеджменте являются социальные работники, сотрудники служб и учреждений социальной защиты, а также вся система  взаимоотношений, складывающихся между  людьми при оказании социальной помощи населению.

    Субъектами управления в социальном менеджменте являются руководящий состав служб и учреждений социальной защиты и формируемые ими органы управления, наделенные управленческими функциями.

    Субъект и объект управления в любой социальной организации взаимодействуют между собой по каналам прямой и обратной связи. По прямому каналу связи передается управленческая информация (управленческие воздействия) от субъекта управления к объекту управления3. По каналу обратной связи от объекта управления к субъекту управления передается информация о результатах деятельности и состоянии объекта управления. Субъект управления, объект управления и существующие между ними разнообразные связи составляют систему социального управления, в частности систему управления по оказанию социальной помощи населению.

   Функции управления - это виды деятельности органов управления и должностных лиц, с помощью которых они воздействуют на управляемый объект.

   Необходимым условием изучения функций управления является их классификация. Автором первой развернутой классификации функций управления был известный ученый, основатель классической школы управления Анри Файоль. В качестве основания классификации он взял фактор времени, а функции в его классификации были представлены как последовательные этапы: предвидение, организация, распорядительство, согласование, контроль.

   В настоящее время эти этапы представлены в виде следующей системы функций трехзвенного управления:

предварительное управление (целеполагание, прогнозирование, планирование);

оперативное управление (организация, координация, руководство, мотивация);

заключительное управление (контроль, учет, анализ).

Рассмотрим подробнее некоторые  из этих функций, наиболее проблемные для социального управления: целеполагание, прогнозирование, организация, мотивация.

   Целеполагание - это начальный момент управления, в который устанавливаются цели управления на определенный период и разрабатываются механизмы достижения этих целей.

Конкретные цели управления социальной работой формируются на основе анализа  потребностей всех слоев общества в  социальной защите. Причем процесс  управления социальной работой лишь тогда будет полным, непрерывным  и эффективным, когда он будет  представлен во взаимодействии ближайших  и долгосрочных, тактических и  стратегических целей. В качестве стратегической цели может выступить наиболее полное удовлетворение потребностей всех слоев  населения в социальной защите на базе передовых достижений мировой  науки и научно-технического прогресса. Тактической целью на данном этапе  развития нашего общества является удовлетворение потребностей наиболее нуждающихся  в социальной защите слоев населения  с учетом возможностей экономики.

Несмотря на известное противоречие между ближайшими и долгосрочными  интересами людей, социальный закон  взаимодействия конкретных целей управления состоит в том, что стратегическая цель не может быть достигнута в  ущерб тактической цели. С другой стороны, если на первый план выдвигаются  тактические, сиюминутные цели в  ущерб стратегическим, это тормозит развитие социальной работы4.

Стратегические и тактические  цели управления социальной работой, главные  направления ее развития могут быть изложены в основополагающем документе: концепции социальной работы и целевой  модели управления социальной работой.

Прогнозирование социальной работы - одна из главных функций социального  менеджмента, это научно-аналитический  этап социального планирования, основа для составления перспективных, текущих и оперативных планов социальной работы.

Прогнозирование социальной работы - это выработка обоснованного  суждения, предсказания о формах, видах, объемах и масштабах ее в будущем, о ее возможных вариантах и  сроках осуществления изменений.

Качество прогнозирования во многом зависит от используемых методов  получения прогнозных оценок.

 

 

  3. Сущность, содержание социального управления. Обоснование необходимости.

 

    В узком значении социальное управление определяется как процесс воздействия на социальные процессы для достижения поставленных целей.

Управление техническими системами (производственно-техническими процессами, механизмами, системами машин) изучается  в основном техническими науками.

Управление как воздействие  на социальные процессы, коллективы, классы относят к социальному управлению. Эта область изучается общественными (социальными) науками.

   Существуют и развернутые определения управления, подробно излагающие содержание этого процесса, например: «Управление есть выработка управляющим органом управляющей информации, соответствующей программе управления, передача ее объекту управления, получение и анализ осведомительной информации от объекта управления о его фактическом поведении, а также соответствующая результатам этого анализа корректировка или выработка новой управляющей информации с целью оптимизации функционирования объекта управления».

   Или, иными словами, управление есть функция системы, направленная либо на сохранение ее основного качества (совокупности свойств, утрата которых приводит к разрушению системы), либо на выполнение некоторой программы, обеспечивающей устойчивость функционирования и достижение определенной цели.

 

 

 

 

 

_______________ 

 Бабосов Е.М., Социология управления:  2004. стр.20

 

 

   Необходимость социального управления обусловлена, прежде всего фактом разделения труда в группах людей, в крупных коллективах, в масштабе государства, а также необходимостью его кооперации.

   Ключевое понятие управления - воздействие. Оно осуществляется в технических и биологических системах. Сразу скажем, что нас интересует такое воздействие, которое осуществляется в социальных системах и может быть понято как воздействие субъекта управления на объект управления с целью перевода его в новое желательное состояние.

Однако воздействие в социальных системах может быть разным по объему, содержанию, направленности, силе власти. В зависимости от этого меняется содержание самого понятия управления.

    В государственном управлении управленческая деятельность, как известно, связана с государственной властью, которая тоже может быть весьма различной (тоталитарной, демократической и т. п.), и все же первое и отличительное свойство социального управления состоит в том, что это - процесс целенаправленного воздействия управляющей системы на управляемую для достижения ее эффективного функционирования и развития.

Следовательно, основным элементом  управления, с чего оно начинается, является целеполагание.

   Цель управления - желаемое, возможное и необходимое состояние системы, которое должно быть достигнуто. Определение целей управления - главный и начальный этап управления.

Целеполагание - процесс обоснования  и формирования целей развития управляемого объекта на основе анализа общественных потребностей в продукции, услугах, качестве социальных связей, исходя из реальных возможностей их наиболее полного  удовлетворения.

Содержание социального управления в основном, главном определяется качеством целеполагания, которое, в свою очередь, обусловлено тем, насколько в поставленных целях (оперативных, среднесрочных, стратегических) наиболее точно и полно выражены коренные потребности и интересы всего общества, его отдельных  социальных групп, определяющих мотивы поведения людей.

 

 

 

_________________ 

 Бабосов Е.М., Социология управления:  2004. Стр35

    Именно интеллектуальные системы управления, состоящие из творческих индивидуальностей, мотивированных к управленческой деятельности, способны достигать наилучших результатов в управлении общественными делами, обеспечивать упорядоченность и высокий уровень организации социальных систем. Поэтому важнейшей функцией управления выступает наиболее полное включение в управленческую деятельность наиболее одаренных в этом отношении граждан, создание своего рода "управленческой элиты", облеченной доверием общества, профессионально выполняющей его главную миссию - создание простора для саморазвития, самопроявления сущностных сил самой сложной социальной системы и отдельных структурных образований: региональных, муниципальных, трудовых, семейных, каждого человека в отдельности на основе самоуправления и саморегулирования.

Информация о работе Социальное управление