Социальное развитие и государственное управление: понятие и сущность

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 18:49, курсовая работа

Описание работы

Исторический опыт свидетельствует, что уже древнегреческие, древнекитайские государственные и хозяйственные деятели владели такими секретами управления, которые не утратили значимости. Традиции управленческой мысли обогащаются новыми принципа¬ми в эпоху Ренессанса, промышленной революции, особенно в конце XX века, когда разворачивается управленческая революция и появляется современная модификация теории управления - ме¬неджмент.

Содержание

Введение 3
1. Социальное управление как самостоятельная отрасль научного знания 5
1.1. Современное состояние социального управления 5
1.2. Сущность и содержание социального управления 10
1.3. Социальное управление – главное средство воздействия 12
2. Государство - главный субъект социального управления 15
2.1. Государственное управление как отрасль социального управления 15
2.2. Целеполагание в социальном управлении 19
2.3. Корпоративный метод социального управления 22
3. Тенденции изменения в социальном управлении 25
3.1.Новые доктрины социального управления 27
3.2. Публичность социального управления 28
3.3. Поиск пути общественного развития - главная задача социального управления 29
Заключение 35
Литература 37

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 64.44 Кб (Скачать)

 

Содержание

 

Введение 3

1. Социальное управление как самостоятельная отрасль научного знания 5

1.1. Современное состояние социального управления 5

1.2. Сущность и содержание социального управления 10

1.3. Социальное управление – главное средство воздействия 12

2. Государство - главный субъект социального управления 15

2.1. Государственное управление как отрасль социального управления 15

2.2. Целеполагание в социальном управлении 19

2.3. Корпоративный метод социального управления 22

3. Тенденции изменения в социальном управлении 25

3.1.Новые доктрины социального управления 27

3.2. Публичность социального управления 28

3.3. Поиск пути общественного развития  - главная задача социального управления 29

Заключение 35

Литература 37

 

Введение

     Перед мировым сообществом и Россией  в особенности стоит крупная  проблема, масштабы которой сегодня  явно не осознаны либо принижаются, - создать инновационную теорию и практику управления, сформировать управленцев новой генерации, способных мыслить и действовать в условиях кризисного состояния общества, принимать упреждающие решения, эффективно использовать имеющиеся ресурсы. Разрыв между непрерывно меняющейся жизнью и субъектом управления углубляется, что порождает кризис управления, политического руководства в том числе. Это сдерживает темпы социального прогресса, порождает социальные, политические, экономические, духовные, биологические и техногенные катастрофы, способные погубить жизнь на планете Земля. Мировое сообщество, как считает наука, пока не отвечает на грозные вызовы XXI века. Но отвечать придется, поскольку альтернатива такова: либо жизнь в состоянии непредсказуемых катастроф, катаклизмов, потрясений, возможных взрывов, либо поиск сбалансированного устойчивого развития, потом, возможно, и гармоничного, - иного не дано. Выбор очевиден - управление процессом, а значит, и преимущественные инвестиции мирового сообщества, каждой отдельной страны в сферу управления: финансовые, образовательные, интеллектуальные, информационные и др.

     Роковая ошибка современной российской политики состоит в том, что все сводится к захвату власти. Между тем, суть политического руководства при наличии власти - управление общественными делами, привлечение к этому всего общества, его общественных институтов и всех граждан, делегируя им властные функции, ресурсы и вместе с ними развивая самодеятельность, самоуправление людей, организуя работу общества на пути социального прогресса.

     Научиться управлять - это значит овладеть наукой и искусством воздействия на объект управления, не подавляя творческий потенциал общества, а способствуя его пробуждению и развитию. Политическое управление - частный случай управления. Главный субъект управления - общество в целом, политическое управление - его часть. Если часть не подчиняется целому, кризис власти и управления неразрешим.

     Следовательно, избежать управленческих ошибок, цена которых для общества по мере его  усложнения все возрастает, можно только в одном случае - если опереться на теорию управления, общие законы и принципы науки. Ее основы начали складываться со времен античности, когда люди, общественные институты искали эффективные способы управления общественными делами в различных сферах: производстве, торговле, военном деле, политике, дипломатии и т. п.

     Исторический  опыт свидетельствует, что уже древнегреческие, древнекитайские государственные  и хозяйственные деятели владели  такими секретами управления, которые  не утратили значимости. Традиции управленческой мысли обогащаются новыми принципами в эпоху Ренессанса, промышленной революции, особенно в конце XX века, когда разворачивается управленческая революция и появляется современная модификация теории управления - менеджмент. 

Глава 1. Социальное управление как самостоятельная отрасль научного знания

1.1. Современное состояние социального управления

 

     Феномен управления известен еще с античных времен и изучался многими общественными науками, призванными изучать общество и законы его развития. Менеджмент как одно из направлений науки об управлении в условиях рыночных отношений возник значительно позже и развивался в большей мере в контексте экономических наук. Таким образом, чтобы получить достаточно полное представление о социальном управлении, нельзя ограничиться понятием менеджмент, которое не исчерпывает всего содержания социального управления.

     В настоящее время на вопрос: «Что такое социальное управление?» - непросто получить однозначный ответ. Все зависит от позиции исследователя и научных интересов. Одни авторы относят его к юридической науке, другие - к экономической или социально-психологической, третьи - к социологической.

     1. С позиции менеджмента управление - это процесс проектирования и инновации социальных организаций, мотивации людей к деятельности для достижения целей организации

     В теории менеджмента управление в, большей  мере исследуется с точки зрения конкретной ситуации, возникающей в  практике управления, то есть как искусство  управления.

     2. Экономическая наука склонна  трактовать управление как способ  получения экономического результата  при наименьших производственных  издержках.

     3. Правоведение трактует управление  как государственное правовое регулирование с помощью законов.

     4. Политология понимает управление  как воздействие на общество со стороны государства политическими методами и т. п.

     Существует  множество позиций и других подходов, отражающих разнообразное отношение  к управлению. Часто вместо слова  управление используются понятия: регулирование, руководство, администрирование, менеджмент, организация и т. п.

     Расплывчатость  понятия «управление» создает значительные трудности для субъектов управления при выборе того или иного подхода  при выборе социальных технологий управления. Органы управления нередко вынуждены  руководствоваться собственным  прошлым опытом или сложившимися в организациях традициями управления, что является недостаточным, а часто  и ущербным.

     В настоящее время все острее осознается необходимость разработки современной теории управления. Для этого необходимы, как минимум, во-первых, наличие достаточно четкого представления о предмете науки как самостоятельной отрасли научного знания, не относящейся ни к экономике, ни к политологии, ни к психологии, не растворяющейся ни в какой другой науке, во-вторых, выработка достаточно универсального определения социального управления.

     Подчеркнем  в этой связи, что социальное управление как наука специально не исследует  экономические, юридические, политические и другие стороны управления, предмет изучения - теория и методология их взаимодействия, основанная на системной связи всех общественных явлений в процессе их взаимодействия и взаимовлияния. В общей теории социального управления исследуются основные понятия, законы, принципы и методы взаимодействия разных социальных систем, сохранения их целостности, создания новых социальных образований на основе целесообразности, ценностно-нормативных представлений совокупного интеллекта, присущего обществу на данном историческом этапе развития.

     Поэтому задачей является обеспечение целостного представления о взаимодействии сложных социальных систем, их структуре, внешних и внутренних связях, саморазвитии и воздействии одной на другую, о специфических отношениях, которые складываются между объектом и субъектом управления в процессе их взаимодействия.

     Давно назрел вопрос о выделении социального  управления как самостоятельной учебной дисциплины. Сегодня она не покрывается имеющимися специальностями - «Система государственного управления», «Муниципальный менеджмент» и «Государственное и муниципальное управление», а является для них общеметодологической. Последние выступают лишь как частный случай социального управления в целом и базируются на его общих законах и принципах, без которых каждая из этих учебных дисциплин не может быть понята и усвоена в единой логике, без чего обучение представляется ущербным.

     Назрела необходимость формирования науки  социального управления как единой, общей отрасли научного знания и  учебной дисциплины. Она обусловлена, во-первых, все возрастающей потребностью в целостном освоении окружающего мира, во-вторых, необходимостью системного воздействия на все сферы общественной жизни в их интегральном качестве.

     Исследования  показывают, что сегодня нет чисто  экономических, социальных, политических или только духовных образований. Появились интегральные зоны, такие, как социально-экономическая, культурно-политическая, духовно-бытовая. Социальные изменения давно уже не носят линейного характера, хотя воздействия на них в обществе по-прежнему преимущественно односложны.

     Поэтому наука управления не может ограничиваться только воздействием на отдельно взятую сферу, она изучает общие законы и принципы не просто их взаимодействия, а целостного интегрального воздействия во имя достижения цели общества - обеспечения безопасности своих членов и повышения качества их жизни.

     Социальное  управление - предмет изучения многих наук, прежде всего социологии, психологии, социальной психологии, политологии, философии, юриспруденции, культурологии, педагогики, кибернетики, синергетики, эргономики и экономики под углом зрения их управленческих возможностей. Поэтому структура науки, как считают некоторые исследователи, включает в себя разделы: социологии управления, философии управления, психологии управления, политики как искусства управления, экономики, культуры и права в аспектах управления.

     Глубокое  нарушение равновесия между объектом и субъектом управления приводит к кризису управления. Возможность  такого кризиса постоянна по ряду причин: а) внутренняя и внешняя среда  объекта управления сегодня очень  подвижна, динамична; б) ее изменения  зависят от очень многих взаимосвязанных  факторов, учесть и предвидеть которые  становится все труднее.

     Все это предъявляет повышенные требования к субъекту управления, который должен наиболее точно улавливать суть происходящих перемен в общественной жизни, являющейся не только объектом, но и субъектом воздействия. В общественной жизни наблюдается постоянное наращивание потенциала субъективности, складывающегося из коллективного интеллекта общности в целом, из его отдельных социальных организаций и составляющих их людей. Можно утверждать, что чем выше коллективный интеллект общества, его стремление к саморазвитию, тем все более точными становятся управленческие решения и эффективнее действия субъектов управления: всего общества, органов управления, государства, отдельных людей, призванных адекватно отвечать на перемены во внутренней и внешней среде со стороны социальных организаций.

     Теория  искусства социального управления основана на эмпирических обобщениях, на базе конкретного опыта управления, что позволяет создать образы управления, конкретные управленческие ситуации. Она не имеет универсальных закономерностей и принципов, не предусматривает общих правил поведения, но позволяет талантливым управленцам находить неординарные решения в условиях неопределенности. В сочетании со знаниями общих законов и принципов управления теория искусства управления, основанная в большей мере на интуиции, индивидуальном восприятии, прошлом опыте, позволяет получить оптимальный управленческий результат.

     Однако  наука социального управления до сих пор не имеет самостоятельного статуса, не включена в перечень ни научных специальностей, ни специальностей, изучаемых в средних и высших учебных заведениях, что затрудняет формирование профессиональных кадров управления, способных адекватно действовать в условиях кризиса, неопределенности, находить оптимальные управленческие решения. Между тем, как свидетельствует мировой и отечественный   опыт,   низкий  уровень  управленческой   культуры, недостаточный запас «критической массы» управления способствуют деградации частных видов управления, особенно экономического,  политического.  В этих условиях формируется такая политическая и финансово-экономическая элита в обществе, которая не способна к системному восприятию мира, действует на «корыстных программах», а потому не только не способствует поиску достойных выходов из кризисных состояний, нарастающих потрясений и катастроф, а своими некомпетентными действиями только увеличивает число возникающих проблем,  которые требуют своего своевременного и адекватного решения.

Информация о работе Социальное развитие и государственное управление: понятие и сущность