Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 13:17, реферат
Прогнозирование – это социальная теория познания. Она находится в специфическом взаимодействии с целым рядом теоретических доктрин, концепций, систем, которые в той или иной мере рассматривают в качестве основного объекта будущее, осуществляют на разных уровнях – теоретическом, психолого-интуитивном, практическом – исследование его проблем. Прогнозирование плодотворно лишь тогда, когда оно базируется на научных системах познания, позволяющих предвидеть ход процессов, социальных явлений, тенденций развития и социальные последствия предпринимаемых практических мер.
Введение……………………………………………………………………..................3
1.Возникновение социального прогнозирования………………………………...….5
2.Понятие и функции социального прогнозирования……………………………….6
3.Методы социального прогнозирования……………………………………….........9
Заключение……………………………………………………………………………14
Библиографический список……………………………………………
План
Введение…………………………………………………………
1.Возникновение социального
прогнозирования………………………………...
2.Понятие и функции социального прогнозирования……………………………….6
3.Методы социального прогнозирования………………………………………
Заключение……………………………………………………
Библиографический список………………………………………………..……….
Введение
Социальное прогнозирование как отрасль социологической науки появилось в XX веке, когда стало очевидным, что игнорирование социальных аспектов развития чревато серьезными издержками в функционировании современных обществ.
Прогнозирование – это социальная теория познания. Она находится в специфическом взаимодействии с целым рядом теоретических доктрин, концепций, систем, которые в той или иной мере рассматривают в качестве основного объекта будущее, осуществляют на разных уровнях – теоретическом, психолого-интуитивном, практическом – исследование его проблем. Прогнозирование плодотворно лишь тогда, когда оно базируется на научных системах познания, позволяющих предвидеть ход процессов, социальных явлений, тенденций развития и социальные последствия предпринимаемых практических мер.
Социальное прогнозирование представляет собой определение вариантов развития и выбор наиболее приемлемого, оптимального, исходя из ресурсов, времени и социальных сил, способных обеспечить их реализацию.
Актуальность данной темы исследования обусловлена:
Во-первых, социальное прогнозирование имеет большое значение в современной науке.
Прогнозирование – это социальная теория познания. Она находится в специфическом взаимодействии с целым рядом теоретических доктрин, концепций, систем, которые в той или иной мере рассматривают в качестве основного объекта будущее, осуществляют на разных уровнях – теоретическом, психолого-интуитивном, практическом – исследование его проблем. Прогнозирование плодотворно лишь тогда, когда оно базируется на научных системах познания, позволяющих предвидеть ход процессов, социальных явлений, тенденций развития и социальные последствия предпринимаемых практических мер.
Методология прогностических исследований опирается на наиболее ценные теоретические достижения многих наук: исторических, математических, философии, социологии;
Во-вторых, социальное прогнозирование общества занимает важную и значительную роль в социальной сфере.
В наиболее общем виде объектом исследования в социальном прогнозировании служит общество как социальный организм. Конкретные объекты представляют собой различные аспекты существования социальной сферы.
В-третьих, заинтересованностью общества в устойчивом и стабильном развитии, основанном на ясном понимании будущих перспектив, формирующих растущую потребность в разработке эффективных социальных прогнозов. Это определяет важнейшую роль социального прогнозирования в системах управления социумами различного уровня.
В социологии актуальность исследования динамики социального прогнозирования справедливо связывается с необходимостью определения путей развития социума, активизацией всех сторон его жизни.
Степень разработанности темы исследования. Серьезный вклад в изучение проблемы внесли труды П. Гартинга, Э. Говарда, Ш. Рише, Г. Тарда, В.Г.Виноградова, А.И. Гендина, Г.М. Доброва, В.И. Куценко, В.А.Лисичкина, A.M. Румянцева, М.Н. Руткевича, А.Н.Аринина, Ю.Е.Волкова, В.И. Жукова, Г.Т.Журавлева, В.А.Мальцева и многих других. В этих работах авторами исследован большой теоретический и практический материал по вопросам социального прогнозирования, внесен ряд конкретных предложений, позволяющих повысить эффективность прогнозирования в управлении социальными и экономическими процессами государства.
Целью исследования является рассмотрение исторических аспектов социального прогнозирования и сущности социального прогнозирования.
Задачи исследования:
1) рассмотреть истоки возникновения и развития социального прогнозирования
2) раскрыть понятие социального прогнозирования;;
3)определить основные функции и этапы прогнозирования.
Данное исследование базируется на изучении фундаментальных положений, содержащихся в теоретических трудах по социологии, имеющих прямое отношение к анализируемым в работе проблемам.
В процессе исследования активно применялись такие методы научного познания как исторический, логический, сравнительно-правовой и метод системного анализа.
Научная новизна данного исследования определяется целью исследования, а также кругом анализируемых проблем и авторским подходом к их решению.
Структура данной работы состоит из введения, трех пунктов, заключения и библиографического списка.
1.Возникновение социального прогнозирования
Интерес общества к социальному
прогнозированию исторически
Зарождение социальной прогностики
произошло в 20-30-е годы XX века, когда
стала очевидна многозначность общественного
развития: созревал новый этап научно-технического
прогресса, возникло социалистическое
государство, предложившее новые альтернативы
будущего, стал пробуждаться третий мир
с его колоссальными людскими
резервами и социальными
Это осознание новой реальности
подготовило почву для
Доклады, подготовленные для клуба крупнейшими учеными Дж. Форрестером, Д. Тинбергеном, Б. Гаврилишиным и другими, дали толчок развитию науки.
Таким образом, основы социального прогнозирования в зарубежной классической социологии и социальной философии заложили в начале ХХ-го века труды таких выдающихся исследователей, как П. Гартинг, Э. Говард, Ш.Рише, Г.Тард, Г.Уэллс и др. Во второй половине ХХ-го столетия большую известность приобрели результаты научных разработок по прогностике таких исследователей, как Б. Барток, Д. Белл, Д. Берналл, Э. Биркенхед, П. Бурдье, Н. Винер, Р. Мертон, Ч. Миллс, Т. Парсонс, Ф. Полак, Н. Смелзер, П. Сорокин, Г. Тейл, О. Тоффлер, О. Хелмер, У. Эшби, Э. Янч и др.
Научные основы прогнозирования вообще и социального в частности стали разрабатываться в нашей стране в конце 50-х начале 60-х годов, что связано с творчеством таких ученых, как Э.А. Араб-Оглы, И.В. Бестужев-Лада, В.А. Лисичкин, Т.М. Румянцева и др.
Из числа советских
и российских исследователей важно
выделить авторов работ, рассматривающих
фундаментальные вопросы
2.Понятие и функции социального прогнозирования
Социальное прогнозирование – одно из основных направлений конкретных социальных исследований, специальный объект, которого составляют перспективы развития конкретных социальных процессов. В широком смысле оно охватывает все процессы, связанные с жизнедеятельностью человеческого общества (в отличие от природных, технических, биологических процессов спонтанного, «самопроизвольного» характера, например, прогнозов погоды, урожайности, землетрясений, хода болезни и т.п.), и включает в себя перспективы развития социальных аспектов науки и техники, экономики, социальных отношений, демографических и этнических процессов, здравоохранения и физической культуры, литературы и искусства, государства и права, внутренней и внешней политики государств, международных отношений, военного дела, дальнейшего освоения Земли и космоса. Соответственно различают научно-техническое, медико-биологическое, социально-экономическое, военно-политическое и геокосмическое направления социального прогнозирования. В узком смысле последнее отождествляется обычно с социологическим прогнозированием – исследованием перспектив развития собственно социальных отношений. Особое направление образуют филосовско-методологические проблемы: гносеология и логика научного предвидения, методология и методика разработки прогнозов.
В современных условиях вопросы научного предвидения при решении конкретных перспективных проблем научно-технического, социально-экономического, военно-политического характера приобретают особую важность.
Одни авторы под социальным проектированием понимают научно-практическую деятельность, нацеленную на диагностику актуальных и перспективных социальных проблем, выработку ресурсно обеспеченных оптимальных вариантов их решения. Другие, конструирование индивидом, группой или организацией действия, направленного на достижение социально значимой цели и локализованного по месту, времени и ресурсам. Третьи, определение вариантов развития и выбор наиболее приемлемого, оптимального, исходя из ресурсов, времени и социальных сил, способных обеспечить их реализацию.
В научной литературе существует
несколько подходов к объяснению
сущности прогнозирования. Наибольшее
распространение получила точка
зрения И.В.Бестужева-Лады, который
исходит из того, что прогноз не
предусматривает решения
Есть и другие точки зрения. По мнению К.Шустера, прогноз имеет конкретный характер и обязательно связан с "календарем", т.е. с определенными количественными оценками. В соответствии с этим он относит ожидаемое количество преступлений в следующем календарном году к разряду прогнозов, а досрочное освобождение заключенного при известных условиях к категории предсказаний. А.Шмидт и Д.Смит заявляют, что под прогнозом обычно понимают количественное предсказание. Таким образом, "демаркационная линия" проводится между качественными (предсказание) и количественными (прогноз) оценками будущего.
Некоторые авторы не особенно затрудняют себя с определением сущности прогнозирования в том плане, что не отделяют его от предвидения и планирования. Рациональный момент в этих рассуждениях есть, так как социальное планирование до определенной степени является и прогнозированием, но не наоборот. 2
Выяснение сущности прогнозирования неразрывно связано, по утверждению В.А.Лисичкина, с необходимостью "выработки специфически прогностической системы понятий", в том числе "правильного определения понятия "прогноз" и отграничения его от таких понятий, как предвидение, предсказание, план, программа, проект, ожидание, предположение, гипотеза".
В числе функций социального
прогнозирования можно
1. Научный анализ экономических,
социальных, научно-технических процессов
и тенденций. Он
Под
ретроспекцией понимается этап прогнозирования,
на котором исследуется история
развития объекта прогнозирования
для получения его
Диагноз
– это такой этап прогнозирования,
на котором исследуется