Социальное прогнозирование в современном Российском обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 16:57, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - рассмотреть теоретические аспекты социального прогнозирования в современном Российском обществе.
Задачи работы:
1) определить сущность социального прогнозирования в Российском обществе;
2) охарактеризовать методы социального прогнозирования в Российском обществе;
3) обозначить проблемы социального прогнозирования в Российском обществе.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Социальное прогнозирование: возникновение, основы, методы………….5
1.1.Возникновение социального прогнозирования ……………………………5
1.2.Основы социального прогнозирования……………………………………6
1.3.Методы социального прогнозирования……………………………………..9
2.Прогнозирование в Российском обществе…………………………………13
2.1.Система прогнозов Российской Федерации……………………………..13
2.2.Система комплексного прогнозирования социально-экономического развития федерального округа………………………………………………..15
2.3.Формирование программ социально-экономического развития регионов России…………………………………………………………………………….18
3.Социальное прогнозирование в Тульском регионе………………………21
Заключение………………………………………………………………………23
Библиографический список…………………………………………………….24

Работа содержит 1 файл

Полная.doc

— 355.50 Кб (Скачать)

Экстраполяционный метод  отличается многообразием – насчитывает  не менее пяти различных вариантов. Статистическая экстраполяция – проекция роста населения по данным прошлого – это один из важнейших методов современного социального прогнозирования. 

Моделирование – это метод исследования объектов познания на их аналогах – вещественных или мысленных.

Аналогом объекта может  быть, например, его макет, чертеж, схема  и т.д. В социальной сфере чаще используются мысленные модели. Работа с моделями позволяет перенести  экспериментирование с реального  социального объекта на его мысленно сконструированный дубликат и избежать риска неудачного, тем более опасного для людей управленческого решения. Главная особенность мысленной модели и состоит в том, что она может быть подвержена каким угодно испытаниям, которые практически состоят в том, что меняются параметры ее самой и среды, в которой она (как аналог реального объекта) существует. В этом огромное достоинство модели. Она может выступить и как образец, своего рода идеальный тип, приближение к которому может быть желательно для создателей проекта.3

Самый практикуемый метод прогнозирования – экспертная оценка. По мнению Е.И.Холостовой, «экспертиза есть исследование трудно формализуемой задачи, которое осуществляется путем формирования мнения (подготовки заключения) специалиста, способного восполнить недостаток или несистемность информации по исследуемому вопросу своими знаниями, интуицией, опытом решения сходных задач и опорой на «здравый смысл».

Существуют такие сферы  социальной жизни, в которых невозможно использовать другие методы прогнозирования, кроме экспертных. Прежде всего, это касается тех сфер, где отсутствует необходимая и достаточная информация о прошлом.

При экспертной оценке состояния  либо отдельной социальной сферы, либо ее составляющего элемента, либо ее компонентов учитывается ряд  обязательных положений, методических требований. Прежде всего – оценка исходной ситуации:

- факторы, предопределяющие  неудовлетворительное состояние;

- направления, тенденции,  наиболее характерные для данного  состояния ситуации;

- особенности, специфика  развития наиболее важных составных;

- наиболее характерные  формы работы, средства, с помощью  которых осуществляется деятельность.

Второй блок вопросов включает в себя анализ деятельности тех организаций и служб, которые  осуществляют эту деятельность. Оценка их деятельности идет по выявлению тенденций в их развитии, их рейтинга в общественном мнении.

Экспертную оценку проводят специальные центры экспертизы, научные  информационно-аналитические центры, лаборатории экспертов, экспертные группы и отдельные эксперты.

Методика экспертной работы включает в себя ряд этапов:

- определяется круг  экспертов;

- выявляются проблемы;

- намечается план и время  действий;

- разрабатываются критерии для  экспертных оценок;

- обозначаются формы и способы,  в которых будут выражены результаты  экспертизы (аналитическая записка, «круглый стол», конференция, публикации, выступления экспертов).

Итак,  социальное прогнозирование  опирается на различные методы исследования, основными из которых являются экстраполяция, моделирование и экспертиза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Прогнозирование в Российском обществе.

2.1 Система прогнозов Российской Федерации.

При конструировании  смешанной системы необходимо отметить, что многие явления и процессы социально-экономического развития реализуются  на территории нескольких регионов (макрорегиона), поэтому весьма актуально создание прогнозов на макрорегиональном уровне. Особую роль в системе прогнозирования играют прогнозы социально-экономического развития федеральных округов, позволяющие интегрировать прогнозы регионов более низкого таксономического уровня, а также прогнозы развития отдельных отраслей. В соответствии с законодательством к компетенции Полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах относится разработка программ социально-экономического развития территорий в пределах округа. Поскольку прогнозирование является важнейшей частью подготовительного этапа программирования, то включение прогнозов социально-экономического развития федерального округа в систему прогнозирования Российской Федерации необходимо (рис. 1).

 

Рис. 1 Система прогнозов  Российской Федерации.4

 

Прогнозирование социально-экономического развития федерального округа можно  определить как совместную и гармонизированную  деятельность органов власти федерального округа, а также органов власти входящих в состав округа регионов различного таксономического уровня, бизнес-сообщества, научных учреждений и других организаций и институтов по разработке научно обоснованной и сбалансированной системе ожидаемых в перспективе показателей социального, экономического, научно-технического, экологического и внешнеэкономического развития, способствующая интеграции территорий и созданию единого экономического пространства.Для того чтобы прогнозирование социально-экономического развития федерального округа было логически обоснованным, хорошо структурированным и результативным процессом, оно должно основываться на следующих принципах (табл.1):

Таблица 1 Основные принципы прогнозирования социально-экономического развития федерального округа.5

Прогнозирование социально-экономического развития федерального округа предполагает взаимодействие административно-территориальных единиц, хозяйствующих субъектов, социальных институтов, населения в рамках округа.

2.2. Система комплексного прогнозирования социально-экономического развития федерального округа.

Кроме того, такое прогнозирование, как уже было сказано выше, должно интегрировать отраслевые и территориальные  прогнозы в рамках округа. Из всего  вышесказанного очевидна необходимость  разработки системы комплексного прогнозирования социально-экономического развития федерального округа. Система комплексного прогнозирования социально-экономического развития федерального округа (СПРФО) — это совокупность взаимодействующих между собой субъектов прогнозирования, согласованная и гармонизированная деятельность которых направлена на создание комплексного прогноза социально-экономического развития федерального округа, используемых ими методов прогнозирования, а также основных направлений деятельности в рамках системы.

Информационное обеспечение СПРФО должно в себя включать:

— информационный фонд (базу данных);

— источники формирования информационного фонда, потоки и  способы поступления данных;

— методы накопления, хранения, обновления и поиска данных, образующих информационный фонд;

— методы, принципы и  правила циркуляции данных в системе;

— методы обеспечения  достоверности данных на всех этапах их сбора и обработки;

— методы информационного  анализа и синтеза;

— способы однозначного формализованного описания экономических  данных.

Таким образом, для эффективного функционирования СПРФО требуются  следующие основные компоненты:

— источники внутренней информации (информация, собираемая в  рамках системы);

— источники внешней  информации (информация, получаемая от органов федеральной власти и других внешних источников);

— специализированное программное  обеспечение, реализующее алгоритмы  прогнозирования и анализ результатов.

Кроме указанных компонентов  должны использоваться соответствующие  технологии хранения, обмена и представления  информации.6

Работа с информацией  в процессе прогнозирования предполагает определенные трудности. Необходимость  совершенствования механизмов информационного  обеспечения СПРФО обусловлена  рядом причин, в числе которых:

— рост объемов информации;

— большое количество часто противоречащих друг другу источников информации;

— частая недоступность  информации;

— сложность алгоритмов расчета и интерпретации результатов;

— высокие требования к качеству прогнозов и т.д.

От грамотно разработанного информационного обеспечения процесса прогнозирования зависит точность и объективность прогнозов, поэтому необходимо четко определить, какие показатели необходимы, а также установить источники информации.

Можно предложить следующую  модель информационно-аналитической  системы мониторинга, анализа и прогнозирования социально-экономического развития федерального округа, позволяющая организовать единое информационное пространство показателей социально-экономического развития федерального округа и входящих в его состав субъектов, тем самым, повышая качество информационного обеспечения деятельности в рамках СПРФО (рис. 2).

Рис. 2 Информационно-аналитическая  система мониторинга, анализа и  прогнозирования социально-экономического развития федерального округа.7

 

Разработка прогнозов  социально-экономического развития федеральных округов будет способствовать:

— анализу социально-экономического положения в федеральном округе на основе статистических данных территорий, выявлению динамики экономических  межрегиональных процессов, их оценке и прогнозу;

— совместному формированию концепций, стратегий регионального  экономического развития, общих методологических подходов;

— согласованию экономической  политики территорий по отраслевым, функциональным направлениям;

— организации, разработке и реализации программ по решению наиболее важных, общих для территории федерального округа региональных проблем; формированию межрегиональных стратегий развития;

— выработке предложений  по рациональному размещению производительных сил на территории федерального округа, по установлению кооперированных связей между предприятиями; созданию совместных межрегиональных производственных, рыночных структур;

— обмену опытом территорий по общим вопросам социально-экономического развития, территориального управления, конкретным направлениям отраслевого, межотраслевого и функционального характера;

— объединению интеллектуальных возможностей для решения общих  для территорий федерального округа экономических, научно-технических, социальных проблем; проведению совместных научных  исследований;

— формированию на основе взаимных интересов соглашений с  другими макрорегионами, субъектами РФ, совместному решению общих  с ними социально-экономических  проблем.

2.3Формирование программ социально-экономического развития регионов России.

 Формирование программ социально-экономического развития регионов России. Реальная реализация крупных инвестиционных проектов и программ, возможна лишь в рамках конкретных региональных образований России и, по нашему глубокому убеждению, в рамках их программ социально-экономического развития, так как: любой инвестиционный проект или программа осуществляется в рамках экономической, правовой и организационной системы региона (основываясь на федеральной вертикали) и не могут быть рассмотрены вне социальной и экономической среды, его инвестиционной инфраструктуры; инвестиционные и организационные проблемы проекта или программы не могут быть разрешены вне поддержки региональных властей (в том числе и финансовой), вне использования законодательных и налоговых инструментов органов региональной власти; корректно (в соответствии с требованиями Федерального уровня) сформированные и принятые региональными законодательными и исполнительными органами субъекта Российской Федерации экономические, инвестиционные и социальные приоритеты могут позволить создать инвестиционным проектам не только необходимую поддержку (налоговые льготы, защита интересов инвестора), но и обеспечение гарантиями соответствующего уровня (регионального, федерального); и, наконец, программы развития регионов могут представить реальный механизм реформирования экономики региона и выхода его из общеэкономического кризиса.

Однако разрабатываемые  реализуемые сегодня программы  социально-экономического развития регионов в соответствии с Федеральным  законом Российской Федерации имеют ряд недоработок, методологических просчетов, не позволяющих оптимально использовать финансовый, ресурсный и организационный потенциалы региона, возможности всего спектра существующих инвестиционных механизмов, технологий и инструментов, а значит не могут реально способствовать привлечению в регион дополнительных инвестиционных ресурсов и не могут использовать внебюджетные источники финансирования региональных программ. Такие наши выводы основываются на следующих недостатках существующих подходов: отсутствие единой методологической и методической базы при разработке региональных программ и их концепций; отсутствие учета в процессе разработки и реализации программ социально-экономического развития процессов глобализации мировой экономики и необходимости интеграции в последнюю региональных экономик России; распределительный принцип построения программы, основанный исключительно на внутренних источниках финансовых ресурсов; низкий методический уровень анализа, планирования и прогнозирования регионального бюджетного процесса, региональных рынков, проводящихся без учета фактора обеспечения экономической безопасности региона; отсутствие системного подхода в формировании законодательной базы развития региона (согласованной с требованиями федеральных органов власти и международных инвестиционных институтов), организационной инфраструктуры реализации программ, нахождение дополнительных источников их финансирования, эффективного использование имеющихся механизмов и инструментов инвестиционного рынка; отсутствие увязки программ развития бюджетообразующих предприятий, их инвестиционных проектов и программ с инвестиционными и финансовыми региональными приоритетами и интересами, тем более тенденциями развития социальной сферы субъекта Российской Федерации; отсутствие информационного сопровождения процесса реализации программ социально-экономического развития (в том числе на основе использования современных информационных технологий), создания положительного имиджа программы как в регионе (для мобилизации внутренних ресурсов), так и за рубежом (для привлечения стратегических партнеров и потенциальных инвесторов в экономику региона). Совершенно очевидно, что для каждого субъекта Российской Федерации, а сегодня и для каждого федерального округа, как к концептуальному подходу к разработке, так и методам, механизмам реализации программ социально-экономического развития, необходим индивидуальный подход. Однако, методики создания таких индивидуальных экономических механизмов могут, да и должны, иметь общие закономерности, подходы и механизмы формирования, основанные на эффективном опыте, общеэкономической ситуации с государстве и регионе.

Информация о работе Социальное прогнозирование в современном Российском обществе