Социальное прогнозирование в современном Российском обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 16:57, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - рассмотреть теоретические аспекты социального прогнозирования в современном Российском обществе.
Задачи работы:
1) определить сущность социального прогнозирования в Российском обществе;
2) охарактеризовать методы социального прогнозирования в Российском обществе;
3) обозначить проблемы социального прогнозирования в Российском обществе.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Социальное прогнозирование: возникновение, основы, методы………….5
1.1.Возникновение социального прогнозирования ……………………………5
1.2.Основы социального прогнозирования……………………………………6
1.3.Методы социального прогнозирования……………………………………..9
2.Прогнозирование в Российском обществе…………………………………13
2.1.Система прогнозов Российской Федерации……………………………..13
2.2.Система комплексного прогнозирования социально-экономического развития федерального округа………………………………………………..15
2.3.Формирование программ социально-экономического развития регионов России…………………………………………………………………………….18
3.Социальное прогнозирование в Тульском регионе………………………21
Заключение………………………………………………………………………23
Библиографический список…………………………………………………….24

Работа содержит 1 файл

Полная.doc

— 355.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….3

1. Социальное прогнозирование:  возникновение, основы, методы………….5

1.1.Возникновение социального прогнозирования ……………………………5

1.2.Основы социального прогнозирования……………………………………6

1.3.Методы социального прогнозирования……………………………………..9

2.Прогнозирование в Российском обществе…………………………………13

2.1.Система прогнозов Российской Федерации……………………………..13

2.2.Система комплексного прогнозирования социально-экономического развития федерального округа………………………………………………..15

2.3.Формирование программ социально-экономического развития регионов России…………………………………………………………………………….18

3.Социальное прогнозирование  в Тульском регионе………………………21

Заключение………………………………………………………………………23

Библиографический список…………………………………………………….24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность настоящей  работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к этой теме в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью.

Важную роль в деятельности социальных сфер играют технологии прогностических исследований, задачи которых состоят в выработке организационных моделей решений социальных проблем, координация механизмов и их реализации. Сочетание определенности и гибкости такие технологии, применяются для развития социальной сферы, так как могут обеспечить ее долгосрочные перспективы развития и функциональную насыщенность.

На современном этапе  организация деятельности социальных сфер происходит под влиянием существующих социальных проблем в обществе. В  основном это проблемы социально-экономической и политической нестабильности в современной России. Определение ближайших и дальнесрочных программ требуют инновационных действий и широкого современного мышления, основанного на интеграции наук. Деятельность социальных служб должна быть прогнозируемой и проектируемой на этапе становления, внедрения и развития. Прогнозирование занимает здесь особо важное место как высокотехнологичный метод научного анализа и предвидения.

Объект работы – социальное прогнозирование в современном Российском обществе.

Предмет исследования – система реализации социального прогнозирования в современном Российском обществе.  

Цель работы - рассмотреть  теоретические аспекты социального  прогнозирования в современном Российском обществе.

Задачи работы:

1) определить сущность социального прогнозирования в Российском обществе;

2) охарактеризовать методы социального прогнозирования в Российском обществе;

3) обозначить проблемы социального прогнозирования в Российском обществе .

В современных условиях умение прогнозировать будущее, а, следовательно, и влиять на социальные процессы становится также одним из самых ценных качеств молодого специалиста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Социальное  прогнозирование: возникновение,  основы, методы. 

1.1.Возникновение социального прогнозирования.

 

Интерес общества к социальному  прогнозированию исторически связан с попытками предвидения наступления  тех или иных событий, а также  развития различных процессов. В  условиях глобальных войн и локальных  военных конфликтов, экономических  и политических потрясений, которыми была насыщена вся мировая история ХХ века, обращение к социальному прогнозированию носило преимущественно чрезвычайный характер. Научная потребность в прогнозировании была сформулирована американским ученым Н.Винером в виде основ кибернетики в 40-е гг. ХХ столетия. В 1968г, когда все мировое сообщество было обеспокоено непрекращающимися угрозами начала третьей мировой войны, видным общественным деятелем и промышленником А.Печчеи был основан «Римский клуб» - международная организация ученых, политиков и предпринимателей, цель которого заключалась в привлечении внимания к стратегическим проблемам и перспективам мирового развития Доклады, подготовленные для клуба крупнейшими учеными Дж. Форрестером,  Д. Тинбергеном, Б. Гаврилишиным и другими, дали толчок развитию науки.

В развитии прогнозирования  можно выделить основные временные  этапы.

Начало прогностических  исследований относится к 1950-м гг., когда стали широко использоваться простые прогнозные модели. В 1960 – 1970-е  гг. наблюдался своеобразный «бум прогнозирования» - разработаны теоретические вопросы, новые методы, созданы сложные прогнозные модели. С конца 1970 – начала 1980-х гг. наступает следующий этап развития научного прогнозирования, достижения прогностики используются в деятельности предприятий и организаций разного профиля.

Сегодня социальное прогнозирование  является важнейшей технологией  социальной работы.

1.2.Основы социального прогнозирования.

 

  Для российского  общества, пережившего социально-экономический  и духовно-нравственный кризис, обеспечение эффективности управления социальными процессами, необходимость выработки прогнозного видения развития, перспектив стало одной из актуальных задач в области, как теоретических исследований, так и научного обоснования социальной практики.

  Сегодня как никогда  необходим интегрированный системный  анализ общественного развития, позволяющий увидеть и проследить  тенденции, ход и динамику социальных  процессов.

  Прогнозирование – это социальная теория познания. Она находится в специфическом взаимодействии с целым рядом теоретических доктрин, концепций, систем, которые в той или иной мере рассматривают в качестве основного объекта будущее, осуществляют на разных уровнях – теоретическом, психолого-интуитивном, практическом – исследование его проблем. Прогнозирование плодотворно лишь тогда, когда оно базируется на научных системах познания, позволяющих предвидеть ход процессов, социальных явлений, тенденций развития и социальные последствия предпринимаемых практических мер.

  Следует учитывать, что для успешного прогнозирования и моделирования социальных процессов необходим определенный уровень теоретического мышления, культуры мышления. Иначе невозможно правильно выстроит логику практических действий, смоделировать варианты развития социальных ситуаций, спрогнозировать тенденции их развития, учесть все возможные последствия совершаемых действий для той или иной подсистемы социальной сферы и для общества в целом.

  Основными понятиями  данной области знания являются: «прогностика», «прогноз», «прогнозирование», «принципы социального прогнозирования», «прогнозирование в социальной практике» и др.

Прогностика – наука о системе нашего мышления о будущем, о способах и методах исследования будущего. Методология прогностических исследований опирается на наиболее ценные теоретические достижения многих наук: исторических, математических, философии, социологии. Прогнозирование – это метод научного исследования, ставящий своей целью предусмотреть возможные варианты тех процессов и явлений, которые выбраны в качестве предмета анализа.1

В основе методологии  прогнозного исследования лежит  принцип целостного, системного, комплексного рассмотрения объекта, учет его иерархической  соподчиненности, его взаимосвязей как по вертикали (по уровню), так  и по горизонтали (со смежными отраслями), зависимость от внешних факторов и внутренних изменений.

 Не менее важным  принципом является четкое определение  статуса, особенностей объекта  прогнозных исследований, предварительный  теоретический анализ его сущности  на основе имеющегося уровня научных знаний, что позволит на всех этапах исследования придерживаться единообразия в понятийно-котегориальном аппарате и терминологии, а в процессе обобщения результатов добиваться максимального возможной объективности, достоверности и точности.

Практическое назначение прогнозирования – подготовка обоснованных предложений, проектов, программ, рекомендаций и оценок о том:

     - в каком  направлении желательно развитие  объектов в исследуемой области;

     - как действительно  может протекать развитие;

     - каков  механизм преодоления негативных  тенденций.

 В обобщенном плане  можно говорить о двух типах  задач: определение и мотивирование  цели развития; определение средств,  способов, путей достижения целей.

Полный цикл прогнозного  исследования включает в себя: изучение проблемной ситуации в теории и на практике; анализ предпрогнозного и прогнозного фона; определение цели и задач; выдвижение гипотез; выбор методов и приемов исследования, обладающих необходимым прогностическим потенциалом; проведение опытно-экспериментальной проверки гипотез и верификации результатов исследования; формулирование выводов и предложений.

Прогноз есть многовариантная  гипотеза о возможных результатах  и путях развития исследуемого объекта (сферы, отрасли, вида деятельности и т.д.). Целью прогноза является стремление дать ответы на круг вопросов, составляющих сущность проблемы.

Социальное прогнозирование  – прогнозирование всего общественного, всего связанного с обществом, общественными  отношениями, в центре чего находится человек.

Зарубежный опыт (в  частности США) свидетельствует, что  прогнозирование социальных систем занимает ведущее место (53%) среди  других областей исследования. По временным  параметрам соотношение исследований в процентах таково: на 5 – 10 лет  – 52%; на 5 – 25 лет – 64%; на 10 – 25 и более лет – 26%.[5, с.10-11]

В зависимости от периода  времени, на который составляется прогноз, они бывают:

   - краткосрочные  (от 1 месяца до 1 года);

   - среднесрочные  (от 1 года до 5 лет);

   - долгосрочные (от 5 лет до 15 лет);

   - дальнесрочные  (свыше 15 лет).

Сам процесс прогнозирования  предполагает: проведение краткого ретроспективного анализа прогнозируемого объекта; описание современного состояния объекта (сравнительный анализ наблюдаемых  тенденций в отечественном и зарубежном опыте); выявление проблем:

- уже решенных, но их  внедрение и реализация только  начинаются;

- тех проблем, которые  решены, но не нашли практического  использования;

- оценки экспертов  по ведущим научным исследованиям  в данной области.

При проведении социального прогностического исследования учитываются и тщательно разрабатываются методологические и организационные характеристики, а также специфические особенности прогноза и рекомендации по заимствованию его положительных черт.

Методологические аспекты включают в себя, например, использование системного подхода, анализ проблемы на базе ретроспективного исследования исторических аналогий.

Неотъемлемой составной  частью социального прогнозирования  являются его организационные моменты, такие как:

- создание временного творческого коллектива (ВТК) и определение функций его и каждого члена в отдельности;

- определение методов,  объектов исследования;

- разработка методики  прогнозирования;

- определение методов  исследования ЭВМ, социологические  исследования.

Таким образом, социальное прогнозирование позволяет предвидеть результаты и своевременно устранять  причины возникновения социальных проблем.

1.3. Методы социального прогнозирования.

 

Социальное прогнозирование  как исследование с широким охватом  объектов анализа опирается на множество методов. При классификации методов прогнозирования выделяются основные их признаки, позволяющие их структурировать по: степени формализации; принципу действия; способу получения информации.

Степень формализации в  методах прогнозирования в зависимости от объекта исследования может быть различной; способы получения прогнозной информации многозначны, к ним следует отнести: методы ассоциативного моделирования, морфологический анализ, вероятностное моделирование, анкетирование, метод интервью, методы коллективной генерации идей, методы историко-логического анализа, написания сценариев и т.д. Наиболее распространенными методами социального прогнозирования являются методы экстраполяции, моделирования и экспертизы.

Экстраполяция означает распространение выводов, касающихся одной части какого-либо явления, на другую часть, на явление в целом, на будущее. Экстраполяция основывается на гипотезе о том, что ранее выявленные закономерности будут действовать в прогнозном периоде. Например, вывод об уровне развития какой-либо социальной группы можно сделать по наблюдениям за ее отдельными представителями, а о перспективах культуры – по тенденциям прошлого.2

Информация о работе Социальное прогнозирование в современном Российском обществе