Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 12:18, курсовая работа
Цель и задачи. Основная цель работы состоит в сравнении (преимущественно с российским опытом) и анализе возможных методов интенсификации становления социального партнерства в мире. Достижению этой цели подчинены следующие задачи:
1) определить экономико-правовое содержание категории «социальное партнерство»;
2) проанализировать опыт развития социального партнерства в Западной Европе, проанализировать степень их влияния на современные российские реалии;
3) выявить особенности эволюции трудовых отношений в России в сравнении с развитыми странами.
1. Введение ……………………………………………………………………….2
2. Социальное партнерство : понятие и предпосылки возникновения………..5
3.Опыт развития социального партнерства в странах Западной Европы…...11
4.Особенности развития социального партнерства в России……………...…17
5. Заключение …………………………………………………………….……..22
6. Список литературы ………………………………………………..…………24
коллективных трудовых отношений. Так, из 2,3 млн. объектов единого государственного регистра предприятий и организаций кол. договоры имеют лишь 118,8 тыс. Конечно, свыше половины зарегистрированных предприятий относятся к категории мелких и единоличных. Однако даже среди 660 тыс. предприятий, учитываемых органами по труду, доля охваченных договорным регулированием составляет всего 17%, в том числе среди государственных предприятий - 36,6, среди муниципальных - 29,5, среди совместных, частных, кооперативных и малых -12,9, среди прочих - 11,1%.
Все это приводит к тому, что договорно-правовое регулирование трудовых отношений во многом остается формальным и не выполняет возложенных на него задач, а в ряде случаев играет прямо противоположную своему назначению роль - способствует обострению конфликтов в данной сфере и подрывает саму идею ее коллективно-договорного регулирования.
Сложившаяся в стране система социального партнерства унаследовала многое из советского прошлого, когда важнейшие условия организации трудовой и социальной жизни устанавливались государством, а не согласовывались в ходе коллективных переговоров. И сейчас подавляющее большинство кол. договоров, по существу, не регулирует заработную плату трудящихся. Недаром в последние годы в кол. договорах только 3% предприятий оговаривались обязательства работодателей по повышению заработной платы работников.
Акции протеста работников, отстаивающих более выгодные для себя условия труда, пока еще относительно редки, хотя картина меняется. В 2007г. в стране произошло более 30 крупных забастовок (в 2006г. их было 8), большинство из которых закончились успешно. Наглядный пример: выступления на заводе ”Форд Мотор-с” в Ленинградской области.
В этой связи представляется актуальным изменение базовых представлений, бытующих в российском социуме, о роли социального диалога. Сегодня он зачастую носит формальный характер, обозначая социальное согласие. По сути же, у него принципиально иная роль, которая состоит не в демонстрации цивилизованности трудовых отношений, а в достижении консенсуса по поводу справедливого распределения доходов, обеспечения безопасных условий труда, надежной страховой защиты от социальных рисков, производственной демократии при нормировании и организации труда.
В ходе социального диалога важно рассматривать не второстепенные, а узловые проблемы трудовых отношений, связанные с преодолением системных недостатков их экономических и правовых механизмов, посредством которых решаются вопросы в области условий и оплаты труда, уровня социальных гарантий. Ведь от них в итоге зависит жизнедеятельность людей труда, благополучие их семей. Без совершенствования отношений в сфере труда не приходится рассчитывать на повышение качества жизни граждан, рост эффективности производства и утверждение социальной справедливости в распределении произведенного продукта.
Реформы кардинально изменили отношения в отечественной социально-трудовой сфере. Взамен тотального регулирования государством всех сторон трудовой жизни утвердилась радикально иная экономико-правовая модель:
В чем слабость такой модели? В том, что собственники и менеджеры предприятий зачастую неохотно идут на кардинальное улучшение условий найма (такова природа рыночного самосознания частных предпринимателей).
Профсоюзам остается сложный путь переговоров,
и если они заходят в тупик, последним
средством отстаивания интересов трудового
коллектива остается забастовка (безусловно,
не лучший способ добиваться справедливости)...
Заключение.
Итак, проблема для России в оценке европейского опыта состоит в том, что мы оборачиваемся назад и говорим о системе социального партнерства как успешном механизме согласования интересов в 20 веке. Однако сейчас эта система изменяется под воздействием ряда социально-экономических и политических факторов, а мы вроде бы пытаемся ее развивать, хотя условия в глобальном плане совершенно другие.
Поэтому обращение к традиционным образцам социального партнерства представляется бесперспективным, а новые пока выступают в виде тенденций, за развитием которых еще надо понаблюдать, хотя уже сейчас можно сказать, что в них сильно влияние либеральных настроений. При этом, безусловно, было бы слишком прямолинейно утверждать, что ослабление позиции наемных работников по отношению к капиталу, относительное снижение их жизненного уровня и ухудшение положения на рынке труда произойдет в одночасье, однако на наш взгляд такова долгосрочная перспектива. Безусловно, в Европе существуют достаточно глубокие традиции социального партнерства, роль профсоюзов и участие государства пока значительно. В странах Центральной и Восточной Европы
ситуация похожа на нас – здесь слабые профсоюзы, низкий уровень заработной платы, неразвиты организации работодателей. Но эти государства будут развиваться под влиянием Европы и стремление к европеизации может пока оказаться сильнее других интересов. В России, по всей видимости, в новых условиях развитие социального партнерства возможно только сверху, а для этого нужна сильная политическая воля.
Сомнительно, тем более, что специфика
российской действительности состоит
в сужении традиционной сферы действия
социального партнерства.
В настоящее время наблюдается тенденция
ужесточения трудового законодательства
в России — тому свидетельство последний
трудовой кодекс, который реально расширяет
возможности и укрепляет позиции работодателей,
естественно, за счет других социальных
партнеров, т.е. работников и государства.
Это отражает стремление государства
устраниться от принятия решений по социально-трудовым
вопросам — согласно новому Трудовому
кодексу сторонами социального партнерства
выступают работодатели и работники. По
существу это означает, что в решении
трудовых споров работники остаются лицом
к лицу с работодателями. При этом если
до недавнего времени судебно-правовая
система при прочих равных условиях защищала
интересы работника, то как будут развиваться
события в дальнейшем, пока не совсем ясно.
Список литературы.
Информация о работе Социальное партнерство в развитых странах