Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 02:00, курсовая работа
Частично решить проблемы граждан пожилого возраста в Российской Федерации призвано социальное обслуживание.
Социальное обслуживание населения, обеспечивающее разнообразные социальные услуги, представляет собой важный элемент системы социальной защиты населения. Эффективно функционирующие социальные службы ощутимо снижают уровень социального неблагополучия в самых разных его проявлениях, содействуя тем самым социальному и экономическому развитию страны.
Цель проекта заключается в выявлении тенденций формирования и реализации государственной политики современной России в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста, и предложении решений по повышению ее эффективности.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
проанализировать законодательство о социальном обслуживании граждан пожилого возраста в Российской Федерации;
выявить существующие недостатки в действующем законодательстве Российской Федерации;
обосновать необходимость внесения изменений и дополнений в нормативные правовые акты, регулирующие условия и порядок предоставления социальных услуг для граждан пожилого возраста
Развитию социального обслуживания пожилых и нетрудоспособных предаётся в наше стране с каждым годом всё большее значение , оно рассматривается как крайне необходимое дополнение к денежным выплатам, значительно повышающим эффективность всей государственной системы социального обеспечения.
Пожилые люди и те, кто в скором времени перешагнёт соответствующий возрастной рубеж, отделяющий их от молодого и среднего поколения, связывают свои общественные ожидания и надежды с существенными переменами в сфере социального обслуживания. Осознаваемый нашим обществом дефицит чуткости и внимания к старым людям, ветеранам, недостаточный учёт их объективных запросов и нужд обязывает перейти от призывов об улучшении их медицинского обслуживания, совершенствования социальной помощи к радикальным мерам - созданию в стране широкой системы социального обслуживания престарелых граждан как неотъемлемой части единой государственной системы социального обеспечения. Система социального обслуживания охватывает, в частности, медицинскую гериатрическую помощь, как стационарную, так и поликлиническую; содержание и обслуживание в домах-интернатах, помощь на дому нуждающимся в постороннем уходе; протезную помощь, обеспечение транспортными средствами; трудоустройство желающих продолжать пассивную трудовую деятельность и их профессиональное переобучение; организацию труда на специально созданных предприятиях, цехах; жилищно-бытовое и коммунальное обслуживание; организацию досуга и т. д.
Возможность удовлетворения потребностей пожилого человека становится реальной и тогда, когда он наделён юридическим правом требовать от соответствующего компетентного органа предоставления того или иного блага ( материального обеспечения, социальной услуги, жилища и т. д. ), а данный орган юридически обязан такое благо предоставить. Так, право на материальное обеспечение старости, в случае потери трудоспособности, потери кормильца, является реальным, поскольку государственная пенсионная система гарантирует каждому трудящемуся, отвечающему установленным условиям, выплату пенсий независимо от состояния финансовых источников и каких либо других факторов. В то же время в области социального обслуживания возможность реализации права на его получение часто зависит от усмотренческого решения компетентного органа, поскольку целый ряд социальных услуг, предоставляемых в данной сфере, всё ещё относится к числу дефицитных, не гарантированных абсолютно каждому старому и нетрудоспособному человеку. Об этом, в частности, свидетельствует превышение числа нуждающихся в обслуживании с помещением в дома-интернаты по сравнению с общим числом мест в этих учреждениях; в социальной помощи на дому и возможностями данной службы и т. д.
Важно, чтобы медперсонал, который оказывает первичную помощь, имели соответствующие навыки, знания, владели приемами для оказания квалифицированной помощи престарелым.
Так
как помощь престарелым требует
распознания даже трудноуловимых изменений
в состоянии старого человека
на фоне уже существовавших хронических
явлений, важное значение приобретает
систематическое ведение
При оказании помощи пожилым следует постоянно оценивать те изменения, которые происходят в состоянии подопечных, чтобы точно установить, когда действительно необходимо вмешательство. Оно может осуществляться в двух формах: терапевтическое вмешательство, направленное на патологический процесс с целью изменения его естественного течения, или же протезирование, направленное не то, чтобы справится с последствиями патологических изменений и уменьшить вызванные ими функциональные нарушения. И поскольку у больного гериатрического профиля новые проблемы появляются уже на фоне других многочисленных проблем и курсов лечения, то каждое новое отклонение от нормы создаёт новый набор трудностей. Появление новых осложнений может быть замаскировано проявлениями уже существующих. План лечения нового заболевания должен учитывать возможность взаимодействия назначаемых лекарственных средств с лекарственными препаратами, которые пациент уже принимает. Новое заболевание может послужить толчком к изменению очень хрупкого функционального равновесия у пожилых и привести к нарушению функции в такой степени, когда для коррекции этих нарушений потребуется мобилизовать систему внешней помощи на временной или постоянной основе. Каждое такое вмешательство следует планировать таким образом, чтобы не увеличить зависимость больного от окружающих. Необходимо постоянно прилагать усилия, чтобы поддержать в сознании пожилых перспективу реабилитации, в этих целях пациентов побуждают использовать для выздоровления резервы собственного организма, а не становиться пассивными участниками процесса.
Актуальность усиления общественной опеки над старыми одинокими людьми определяется тем, что по мере старения увеличивается частота заболеваемости и комплексность патологии, общая физическая немощность, переходящая в старческую дряхлость.
Система права нашей страны состоит из норм права различного уровня иерархии. Помимо норм национального права (т.е. нормативных актов, принятых нашими органами государственной власти), есть еще и нормы международного права, которые также действуют на территории РФ. Самым главным (самым верховным по юридической силе) нормативным актом считается Конституция Российской Федерации. В ст. ст. 7, 39 Конституции РФ гарантируется каждому право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Помимо Конституции РФ, другие законодательные акты федерального уровня также могут составлять систему законодательства в данной области правоотношений.
В последние годы (начиная с 1995 г.) появилось достаточно много нормативных правовых актов, регулирующих отношения по предоставлению гражданам пожилого возраста социального обслуживания в различных видах и организацию деятельности соответствующих служб. Основополагающие из них - Федеральные законы от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», от 2 августа 1995 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В порядке реализации этих Федеральных законов принят ряд подзаконных актов органами исполнительной власти Российской Федерации, а в субъектах РФ - законов. Совокупность всех этих актов составляет правовую базу - законодательство о социальном обслуживании; оно включает, следовательно, как Законы и подзаконные акты федерального уровня, так и законы и подзаконные акты уровня субъектов Российской Федерации.
Социальное обслуживание определяется в Федеральном законе от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» как «деятельность социальных служб по поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации (восстановление физических и духовных сил) граждан, находящихся в трудной ситуации». Значит, право на социальное обслуживание имеют граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
В указанном законе также раскрывается понятие «трудная жизненная ситуация»: это ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнь и ряд других обстоятельств (сиротство, безработица, отсутствие определенного места жительства, малообеспеченность, одиночество и т.п.)), которую он не может преодолеть самостоятельно.
Таким образом, в «центре внимания» социального обслуживания находятся, прежде всего, пожилые люди, инвалиды и дети. Социальное обслуживание заключается в деятельности специально созданных служб и организаций по их обслуживанию, принадлежащих федеральным, региональным и муниципальным органам и находящихся в их ведении. Такая деятельность может осуществляться также организациями иных форм собственности (в том числе частными) и гражданами, занимающимися индивидуальной трудовой деятельностью по социальному обслуживанию без образования юридического лица.
Закон раскрывает понятие «социальные услуги». Ими считаются действия по оказанию помощи клиенту социальной службы, т.е. гражданину, находящемуся в трудной жизненной ситуации. Социальная услуга - это, помощь указанным гражданам, оказываемая соответствующими социальными службами.
Социальное обслуживание осуществляется специальными службами бесплатно и за плату. Однако социальной можно признать лишь такую услугу, которая предоставляется бесплатно или за неполную ее рыночную стоимость, т.е. полностью либо хотя бы частично за счет средств общества. В этом суть ее названия – «социальная». Услуга, которая продается как товар, не является социальной услугой, даже если ею пользуются граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
Закон также определяет критерии для бесплатного социального обслуживания в государственной системе социальных служб. Они различны.
Федеральный закон от 2 августа 1995 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» более подробно регулирует отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста в части их основных прав, форм предоставления социальных услуг. Устанавливает порядок и условия их предоставления.
Во исполнение указанного закона Правительством РФ было принято Постановление от 25 ноября 1995 г. № 1151, которым утвержден Федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания. Социальные услуги в соответствии с этим Перечнем предоставляются бесплатно, а также на условиях частичной или полной оплаты.
Гарантии
Анализируя законодательство о социальном обслуживании, нужно сказать, что начиная с 1995 г. появилось достаточно много нормативных правовых актов, регулирующих отношения по предоставлению гражданам пожилого возраста социального обслуживания. Такое количество нормативных актов в данном случае неоправданно, так как нормативные акты зачастую дублируют друг друга, вносят разночтения, а в некоторых случаях и противоречия, что затрудняет правоприменительную практику.
Необходимо продолжать работу по совершенствованию законодательно-нормативной базы, ввести стандарты по организации социального обслуживания граждан пожилого возраста, используя для этого научный потенциал страны и зарубежный опыт. Причем для каждой простой услуги в стандарте обязательно должно присутствовать описание ее содержания.
Для
повышения эффективности
Предлагается дополнить Федеральный Закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» статьей 18.1 «Социальное сопровождение» в следующей редакции:
Социальное сопровождение
Информация о работе Социальное обслуживание граждан пожилого возраста