Социальное обслуживание граждан пожилого возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 02:00, курсовая работа

Описание работы

Частично решить проблемы граждан пожилого возраста в Российской Федерации призвано социальное обслуживание.
Социальное обслуживание населения, обеспечивающее разнообразные социальные услуги, представляет собой важный элемент системы социальной защиты населения. Эффективно функционирующие социальные службы ощутимо снижают уровень социального неблагополучия в самых разных его проявлениях, содействуя тем самым социальному и экономическому развитию страны.
Цель проекта заключается в выявлении тенденций формирования и реализации государственной политики современной России в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста, и предложении решений по повышению ее эффективности.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
проанализировать законодательство о социальном обслуживании граждан пожилого возраста в Российской Федерации;
выявить существующие недостатки в действующем законодательстве Российской Федерации;
обосновать необходимость внесения изменений и дополнений в нормативные правовые акты, регулирующие условия и порядок предоставления социальных услуг для граждан пожилого возраста

Работа содержит 1 файл

Хлынова.doc

— 109.50 Кб (Скачать)

НОУ СПО «Балашовский кооперативный техникум» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по  дисциплине «Право социального  обеспечения» 
 
 

СОЦИАЛЬНОЕ  ОБСЛУЖИВАНИЕ

     ГРАЖДАН  ПОЖИЛОГО  ВОЗРАСТА  
 
 
 

                Выполнила: студентка III курса специальности 030504 «Право и организация социального обеспечения»

                Хлынова Инна 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Балашов 2010

 

Оглавление 
 

 

Введение

 

     Уровень социальной обеспеченности абсолютно  всех категорий пожилых людей  в настоящее время не достаточно высок несмотря на то, что государство  уже сделало немало в этом направлении  и в целом социальное обеспечение инвалидов и пожилых людей улучшилось. Президент РФ в своем ежегодном Послании к Федеральному Собранию РФ в 2006 г. сказал о состоянии социальной защищенности пожилых людей России следующим образом:

     «Занимаясь проблемой повышения рождаемости, поддержки молодой семьи, мы не вправе забывать и о старших поколениях. Это люди, всю жизнь свою отдавшие стране, работавшие на страну, а если нужно было, встававшие на ее защиту. Мы должны сделать все, чтобы обеспечить им достойную жизнь. Вы знаете, в течение последних лет неоднократно, причем раньше запланированных сроков, производилось повышение пенсий. И в следующем году пенсии будут повышены в общей сложности еще почти на 20 процентов. Значительные ресурсы направляются государством на обеспечение социальных льгот и гарантий для пенсионеров и ветеранов. Необходимо продолжить программу обеспечения этих категорий граждан социальным жильем, включая использование дополнительных ресурсов в рамках проекта «Доступное жилье». Прошу и впредь рассматривать эту работу как один из ключевых приоритетов».

     Таким образом, и далее наше государство  будет уделять внимание проблеме обеспечения действительно достойной  жизни пожилых людей.

      В 2000 г. людей старше 60 лет на земле  было 590 млн; к 2010 г. их будет уже 1 млрд 100 млн. В России пожилых людей более 30 млн, а к 2025 году они будут составлять четверть населения. В условиях стремительно развивающегося экономического кризиса пожилые люди становятся самыми незащищенными членами общества. Старость приносит с собой изменение привычных стандартов, болезни, тяжелые душевные переживания.  Именно поэтому старение людей требует особого внимания, как общества, так и государства, и, несомненно, является на сегодняшний день актуальной проблемой.

     Человек боится выходить на пенсию, так как его статус и материальное положение понижаются. В сознании человека запечатлен образ старика, который ему диктует общество и государство. Выходя на пенсию, человек сталкивается с множеством проблем, которые государство не позволяет ему решать должным образом.

     Пожилые люди  в Российской Федерации  обладают всей полнотой социально-экономических  и личных прав и свобод, закрепленных Конституцией РФ, конституциями республик, входящих в ее состав, другими законодательными актами. Но эти законы пока в нашей  стране работают не в полную силу, зачастую наши пожилые граждане не знают своих прав и не могут себя защитить. Половина законов отменяется, пожилые люди теряют льготы, перед ними встает выбор: либо принимать материальную помощь, так как пенсии маленькие, либо брать медикаменты, за которыми нужно отстаивать очередь и которые малоэффективны. Отменены льготы на бесплатный проезд в транспорте, пенсии, которую получают пожилые люди, не хватает на нормальное питание и проживание.

     В России в настоящее время принят ряд федеральных социальных программ, авторы которых менее всего озабочены теоретической чистотой задуманного. К сожалению, многим социальным программам присущи декларативность, несистематичность, внутренние противоречия. Но пожилые люди не объект деятельности разнообразных социальных служб, а субъект, принимающий решения; большая часть проблем пожилых людей, как, впрочем, и социальных проблем в целом, принадлежит к разряду не решаемых и остается таковой для каждого следующего пожилого поколения.

     Частично  решить проблемы граждан пожилого возраста в Российской Федерации  призвано  социальное обслуживание.

     Социальное обслуживание населения, обеспечивающее разнообразные социальные услуги, представляет собой важный элемент системы социальной защиты населения. Эффективно функционирующие социальные службы ощутимо снижают уровень социального неблагополучия в самых разных его проявлениях, содействуя тем самым социальному и экономическому развитию страны.

     Цель  проекта заключается в выявлении тенденций формирования и реализации государственной политики современной России в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста, и предложении решений  по повышению ее эффективности.

     Достижение  этой цели предполагает решение следующих задач:

  • проанализировать законодательство о социальном обслуживании граждан пожилого возраста в Российской Федерации;
  • выявить существующие недостатки  в действующем законодательстве Российской Федерации;
  • обосновать необходимость внесения изменений и дополнений в нормативные правовые акты, регулирующие условия и порядок предоставления социальных услуг для граждан пожилого возраста

 

1. Понятие и значение  социального обслуживания

1.1 Понятие и принципы социального обслуживания

     Неотъемлемым  элементом государственной системы  социального обеспечения в РФ выступает социальное обслуживание престарелых, нетрудоспособных и семей с детьми, которое включает различные виды социальных услуг, направленных на удовлетворение особых потребностей данного контингента лиц. В настоящее время государство прилагает большие усилия для создания комплексной системы социального обслуживания населения, выделения финансовых средств на ее развитие. Уже приняты основные законы, составившие правовую базу для ее функционирования: Федеральный закон от 10.12.95 № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в РФ"; Федеральный закон от 02.08.95 № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов"; Федеральный закон от 24.11.95 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" и др.

     Социальное  обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

     Социальное  обслуживание основывается на следующих  принципах.

     Адресность, т.е. предоставление персонифицировано  конкретному лицу. Работа по выявлению  и созданию банка данных таких  лиц ведется местными органами социальной защиты населения по месту жительства инвалидов, престарелых, многодетных и одиноких семей. Информацией о детях сиротах, одиноких и многодетных семьях располагают также органы народного образования; о беженцах - миграционная служба, о лицах без определенного места жительства - органы внутренних дел и пр.

     Доступность. Обеспечивается возможность бесплатного  и частично платного получения социальных услуг, которые включены в федеральный  и территориальные перечни гарантированных  государством социальных услуг. Их качество, объем, порядок и условия оказания должны соответствовать государственным стандартам, установленным Правительством РФ. Сокращение их объёма на территориальном уровне не допускается.

     Перечни социальных услуг определяются с  учетом субъектов, которым они предназначены. Федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг для граждан пожилого возраста и инвалидов, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания, утвержден постановлением Правительства РФ от 25.11.95 № 1151. На его основе разрабатываются территориальные перечни. Финансирование услуг, входящих в перечни, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.

     Добровольность. Социальное обслуживание осуществляется на основании добровольного обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления или общественного объединения. В любое время гражданин может отказаться от получения социальных услуг.

     Гуманность. Граждане, проживающие в стационарных учреждениях, имеют право на свободу  от наказаний. Не допускаются в целях  наказания или создания удобств  для персонала использование  лекарственных средств, средств  физического сдерживания, а также  изоляция. Лица, допустившие указанные нарушения, несут дисциплинарную, административную или уголовную ответственность.

     Приоритетность  предоставления несовершеннолетним.

     Конфиденциальность. Сведения личного характера, ставшие  известными работникам учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг, составляют профессиональную тайну. Работники, виновные в ее разглашении, несут установленную законом ответственность.

     Законодательство  предусматривает следующие виды социального обслуживания.

     Материальная  помощь в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, одежды и обуви, других предметов первой необходимости, топлива, специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе.

     Социальное  обслуживание на дому направлено на максимально  возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов  в привычной социальной среде  в целях поддержания их социального статуса, а также на защиту их законных прав и интересов. К числу надомных гарантированных услуг, предусмотренных федеральным перечнем, относятся: доставка продуктов на дом; приобретение медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинское учреждение: уборка помещения; содействие в организации юридических услуг; содействие в организации ритуальных услуг) другие надомные услуги (например, содействие в обеспечении топливом).

     Медицинскую помощь на дому получают психически больные лица в стадии ремиссии, больные туберкулезом (за исключением активной формы), онкологические больные.

     Детям-инвалидам, которые по состоянию здоровья не могут посещать общеобразовательные  учреждения, обеспечивается обучение на дому. Министерство здравоохранения утверждает Перечень заболеваний, при наличии которого ребенок-инвалид имеет право на получение образования на дому. Дети-инвалиды зачисляются в образовательное учреждение по месту жительства, получают бесплатно учебную, справочную и иную литературу, посещаются педагогическими работниками, проходят аттестацию и получают документ государственного образца о соответствующем образовании.

     Полустационарное  социальное обслуживание осуществляется отделениями дневного (ночного) пребывания при муниципальных центрах социального обслуживания или органах социальной защиты.

     Стационарное  социальное обслуживание направлено на оказание всесторонней социальной помощи лицам, нуждающимся по состоянию  здоровья в постоянном постороннем  уходе и наблюдении.

     Следующие группы населения пользуются услугами бесплатно: одинокие граждане пожилого возраста (одинокие супружеские пары) и инвалиды, получающие пенсию с учетом надбавок в размере ниже регионального прожиточного минимума; граждане пожилого возраста и инвалиды, родственники которых по объективным причинам не могут обеспечить им помощь и уход, если размер получаемой пенсии вместе с надбавками ниже регионального прожиточного минимума; граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в семьях со среднедушевым доходом ниже регионального прожиточного минимума.

     Дополнительные  основания, по которым социальные услуги предоставляются бесплатно, определяются органами исполнительной власти субъектов  РФ.

     Право социального обеспечения регулирует отношения, возникающие только в связи с предоставлением бесплатных или частично платных (льготных) услуг. Услуги, оказываемые на коммерческой основе с полным возмещением стоимости, регламентируются нормами гражданского права.

     Оплата  дополнительных социальных услуг (сверх  гарантированного перечня) может производиться за счет средств, полученных от продажи или иного отчуждения имущества, включая жилые помещения, ценные бумаги и пр. Сделки об отчуждении жилых помещений совершаются при соблюдении обязательных условий: сохранения за гражданином права пожизненного проживания в отчужденном жилом помещении либо обеспечения его другим жилым помещением, а также права на материальное обеспечение в виде питания, ухода, необходимой помощи; получения согласия в письменной форме местных органов управления социального обслуживания на оформление сделки. 

1.2 Значение социального  обслуживания

     Социальное  обслуживание включает в себя всё  то, что получает пожилой и нетрудоспособный человек за счёт общественных фондов потребления сверх пенсии. Общество в данном случае берёт на себя полностью либо частично расходы, связанные с оплатой стоимости услуг, предоставляемых пожилым и нетрудоспособным гражданам , нуждающимся в определённых видах социальной помощи. При этом в порядке социального обслуживания удовлетворяются специфические потребности, характерные именно для данной категории граждан.

Информация о работе Социальное обслуживание граждан пожилого возраста