Социальное изучение проблем организации свободного времени

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 12:25, реферат

Описание работы

Цель исследования - выявление эффективных форм работы по организации культурно-досуговой деятельности у младших подростков.
Задачи исследования:
- дать общую характеристику досуговой деятельности;
- рассмотреть социально-психологические особенности подросткового возраста;
- показать формы организации культурно-досуговой деятельности у младших подростков;
- проанализировать специфику деятельности социального педагога по организации культурно-досуговой деятельности младших подростков

Работа содержит 1 файл

социология.docx

— 37.87 Кб (Скачать)

 

Самой популярной и востребованной формой организации молодёжного досуга по-прежнему остаётся дискотека.

 

Дискотека способна синтезировать в себе самые разные виды художественного творчества, любительского увлечения. Впитывая в себя веяние нового времени, она создаёт прекрасные возможности для проявления творческой активности, расширения различных познаний и интересов. Не смотря на то, что сочетания познавательного и увлекательного в дискотеке ограничены в силу специфики данной формы работы, всё же она позволяет молодёжи реализовать потребность в полноценном содержательном отдыхе и развлечении. Ведь именно в основу дискотеки заложено общение молодых людей, посредством молодёжной музыки, несмотря на то, что музыкальные увлечения молодёжи одного поколения весьма разнообразны. Именно на дискотеке собирается разносторонняя молодёжная аудитория с широким кругом ориентации и требований. А известно, что посещение дискотечных вечеров превышает количество посещений других видов клубных мероприятий. Поэтому вопросы организации и совершенствования молодёжного музыкального досуга являются очень актуальными. Это в первую очередь касается дискотек маленьких городов и деревень. Уровень материальной базы на периферии очень не высокий. В этом и есть существенная разница между крупным городом с огромным множеством частных диско - клубов и маленькими городами и посёлками с их дискотеками.

 

Развитие дискотек привлекает внимание широкого круга социологов, психологов, музыковедов. Очевидно, что значительный объём музыкальной информации, влияние теле, аудио, видео программ, изменчивость палитры музыкальных увлечений молодёжи - всё это требует на современном этапе специального изучения, постоянного внимания со стороны организаторов дискотечных программ и постоянного осмысления своего личного опыта. Ведь требования молодёжи к работе дискотек из года в год возрастают [16,с.89].

 

Большую роль в свете рассматриваемой  проблемы играют библиотеки как учреждения, осуществляющие информационно-просветительскую деятельность по формированию у подрастающего поколения правовой культуры, негативного личностного отношения к совершению противоправных действий.

 

Посещение дискотек – своеобразная отличительная карточка молодежи в  возрасте от 15 лет. Период взросления отмечается характерным стремлением к общению со сверстниками и желанием понравиться противоположному полу. Быть всегда в центре событий, развлекаться и получать удовольствие – это свойственно подросткам старше 15 лет, особенно в период студенчества.

 

Занятия спортом в свободное время являются одним их основных способов проведения досуга, и в большинстве случаев спорту отдают предпочтение юноши.

 

Проводить свободное  время, гуляя с друзьями, больше нравится городским жителям. В большинстве  случаев предпочитают проводить  время с друзьями на улице подростки.

 

Компьютерным играм посвящают  свое свободное время 22,2% подростков. Компьютер как одно из проявлений индустрии развлечений не так давно вошел в жизнь подростков и детей. Если 10 лет назад его в большинстве случаев заменяли игровые приставки, то с годами все более совершенные модели компьютеров с мультимедийными возможностями становятся мечтой детей и подростков. Появившиеся компьютерные игры с отличной графикой привлекают детей и подростков в любом возрасте. Фактор наличия компьютера дома не всегда является решающим, в большинстве случаев подростки посещают компьютерные салоны или друзей, имеющих чудо – технику дома [13,с.98].

 

На посещение досуговых учреждений влияет материальное положение молодых людей. Материально обеспеченные чаще, чем малообеспеченные молодые люди, занимают свое свободное время различными мероприятиями.

 

С ростом дохода увеличивается лишь число посещений различных мероприятий. Выбор той или иной досуговой формы не связан с материальным обеспечением молодежи.

 

 

 

Подводя итог сказанному, можно смело утверждать: в настоящее сложное время у младших подростков необходимо воспитывать умение организовать свой досуг, способных не только занять себя, но и других за собой. Только правильное и грамотное занятость подростка снизит рост преступности и повысит культурную составляющую часть общества.

 

Главным новообразованием подросткового  возраста является чувство взрослости. Интересы подростков становятся более  устойчивыми, разнообразными, связанными с их деятельностным отношением к окружающему, выраженной потребностью участвовать всех видах общественно - полезного труда.

 

 

 

Список используемой литературы:

1. Артемьев  Т.И. Развитие личности и ее  способностей. М., 1982г. 

2. Асеев В.Б.  Мотивация поведения и формирования  личности. М., 1976г.

3. Байярд Р., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей. М., 1991г.

4. Белая Л.Л.  Клуб в жизни ребенка. М., 1984г.

5. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М., 1968г.

6. Бурменская Г.В. Возрастно-психологическое консультирование. М.,1991г.

7. В мире  подростка. М., 1980г

8. Верб Л.А.  Эстетические потребности и духовное  развитие личности. Л.,1981г.

9. Внешкольные  учреждения. М., 1978г. 

10. Воловик  А.Ф., Воловик В.А.«Педагогика досуга»  -М. издательство «Флинта» 1998

11. Воспитание  увлечением: формирование и деятельность  клубных объединений. М., 1978г. 

12. Выготский Л.С. «Педагогика подростка» - М. 1984

 

13. Гилинский Я.И. Стадии социализации индивида. Человек и общество

(проблемы  социализации индивида). Л., 1971г.

14. Еремин  В.А. Улица-подросток- воспитатель.  М., 1991г.

15. Ерошенков И.Н. Работа клубных учреждений с детьми и подростками. М.,1982г.

16. Жуганов А.В. Творческая активность личности: содержание, пути формирования и реализации. Л., 1991г.

17. Из опыта  формирования эстетического отношения  к искусству в подростковом  возрасте. М., 1987г.

18. Колесов  Д.В., Мягков И.Ф. О психологии  и физиологии подростка – учителю.  М., 1986г.

19. Кон И.С.  «Психология ранней юности» М.Просвещение, 1980

20. Кондрашенко В.Т., Чернявская А.Г. По лабиринтам души подростка. Минск., 1991г

21. «Клубный  календарь. Свята 2002» составитель  Журавская Г.А. - Любань, Районный  Центр Культуры 2002

22. Краковский А.П. О подростках. Содержание возрастного, полового и типологического в личности младшего и старшего подростка. М., 1970г.

23. Махов Ф.С.  Когда подростку интересно. Подросток  в школе и в клубе.М., 1986г.

24. Махов Ф.С.  Подросток и свободное время.  Л., 1982г

25. Методический  сборник по организации летнего  отдыха детей и подростков  «Лето - 2004» составитель Корсак  Е.Н. - Минск 2004

26. Мир детства,  Подросток - М, 1982

27. Мудрик  А.В. «Общение как фактор воспитания  школьников», М.Педагогика, 1997

28. Мудрик  А.В. Социализация и воспитание  подрастающего поколения. М.,1990г.

29. Мудрик  А.В. Социальная педагогика. Академия. М., 2000г.

30. Немов Р.С. «Психология» книга 2 -М. издательство «Владос» 2004

31. Платонова  Н.М. Основы социальной педагогики. СПб., 1997г.

32. «Психология  современного подростка» под  редакцией Д.И. Фельдштейна - М. Педагогика, 1987

33. Самоукина Н.В. «Игры в школе и дома» Психологические упражнения и коррекционные программы. М. Новая школа, 1995

34. Соколова  В.Н., Юзефович Г.Я. «Отцы и дети  в меняющемся мире» - М. Высшая  школа, 1990

35. Столяренко  Л.Д. «Основы психологии». Ростов-на-Дону, издательство «Феникс», 1997

36. Стрельцов  Ю.А. Общение в сфере свободного  времени. М., 1991г.

37. Сценарно-методический  сборник в помощь организаторам  дискотечных мероприятий «Дискотека, дискотека» редактор Довнарович Н.В. - Минск 2001

38. Титов Б.  А. Социализация детей, подростков  и юношества в сфере досуга. СПб,1997 г.

39. Трегубов Б.А. Свободное время молодежи: сущность, управление. СПб.,1991г. 40. Фельдштейн Д.И. «Психологические аспекты изучения современного подростка» Вопросы психологии, 1985, №1

41. http://dictionary.fio.ru «Словарь.ru»


Информация о работе Социальное изучение проблем организации свободного времени