Социально – экономическое развитие

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 19:56, курсовая работа

Описание работы

Государство воздействует на экономику посредством законодательных ограничений, налоговой системы, обязательных платежей и отчислений, государственных инвестиций, субсидий, льгот, кредитования, осуществление государственных социальных и экономических программ. Во многом ограниченность государственного вмешательства в условиях рыночной экономики обусловлена частной, акционерной, коллективной собственностью на средства производства, включая землю. Право собственности обеспечивает относительную независимость собственников от государства и его органов управления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Сущность социальной политики государства
1.1 Политика государства в формировании доходов населения
1.2 Политика государства на рынке труда
1.3. Государственные социальные гарантии и страхование
2 Социальная политика Российской Федерации от перестройки до наших дней

2.1 Социальная политика и социальная экономика .
2.2 Социальное обеспечение и социальная справедливость.
2.3 1998 год – пик кризиса
3. Социально – экономическое развитие. Итоги. Сценарии будущего.
3.1 Эволюция России
3.2 Сценарии ближайшего будущего
А) Сценарий "Продолжение реформ"

Б) Сценарий "Стагнация"

В) Сценарий "Смена курса в направлении национальных интересов России"


Заключение

Литература

Работа содержит 1 файл

Microsoft Word Document.doc

— 335.00 Кб (Скачать)

Безработицу относят к макроэкономическим проблемам потому, что она:

1) пораждается процессами, происходящими в масштабах всей экономики страны; 

2) сама оказывает влияние, ощущаемое в масштабах всего хозяйства страны.

Для анализа проблем безработицы необходимо, прежде всего, четко определить, кого следует считать безработными. Эти критерии устанавливаются законом или правительственными документами и немного различаются по странам. Но как правило, несколько признаков присутствуют во всех определениях. Это:

- трудоспособный возраст, то есть человек должен быть старше минимального возраста, с которого законодательство разрешает работать по найму, но меньше возраста, по достижении которого начинается пенсия по старости;

- отсутствие у человека постоянного заработка в течение некоторого времени;

- доказанное стремление человеком, найти работу (например, обращение его в службу занятости и посещение тех работодателей, к которым его направляют сотрудники этой службы.)

Уровень безработицы оценивается с помощью расчета доли безработных в общей численности рабочей силы страны.

Во-первых, человек – экономический ресурс особого типа. Если он сейчас востребуется экономикой, его нельзя зарезервировать до лучших времен, так как рабочее время невостановимо, и тот объем благ, который не был сегодня произведен из-за безработицы, уже нельзя компенсировать в будущем.

Во-вторых, даже если человек не работает, он не может перестать потреблять и ему все равно нужно кормить семью. Поэтому общество вынуждено искать средства для спасения безработных от голодной смерти или превращения в бандитов.

В-третьих, рост безработицы сокращает спрос на товары на внутреннем рынке.

В-четвертых, безработица обостряет политическую ситуацию в стране.

В-пятых, рост безработицы может вести к росту числа преступлений, которые люди совершают, чтобы добыть нужные блага.

Безработица – явление широкого масштаба: по данным ООН, безработными являются 800 миллионов человек.

Социальная справедливость - понятие конкретно-историческое, экономико-филосовское и правовое. Социальная справедливость как понятие, в связи с этим имеет различные аспекты рассмотрения и определения. Во-первых, - это в социально психологических взглядах людей совокупность их идей и оценок, включая позитивные и негативные представления о порядках и нормах их взаимоотношений в обществе.

 

Механизм воздействия для разрешения противоречия между экономической эффективностью и социальной справедливостью действует следующим образом:

- устанавливается гарантированная защита минимума заработной платы работников, не позволяющая на предприятиях различных типов и фирм собственности, снижать так называемую “цену труда”;

- в защиту наемных работников, их социальных и экономических прав одновременно выступают профсоюзы, левые политические партии, их фракции в парламентах;

- создаются нравственные, правовые и экономические условия для проявления тенденции роста “цены труда”, в конечном итоге номинальной и особенно реальной заработной платы, что в первую очередь относится к квалифицированным работникам и на основе этого превращения их в так называемый “средний класс”;

- для предпринимателей в условиях жестких ограничений (не допускается снижение заработной платы работникам) остается только наращивать прибыль на основе повышения конкурентоспособности товаров производительности труда, экономии ресурсов, использования на производстве новой техники и технологии, а также различного рода инноваций;

- открываются действительные возможности для выгодного , различным слоям общества (наемным работникам, предпринимателям, правительственным чиновникам, законодателям) перехода к социально ориентированной экономике.

К сожалению, в нашем обществе, в течение многих лет отрицались религиозные ценности, человеческое достоинство, кодексы подлинной чести и морали, гуманизм, человеколюбие. В итоге, в обществе возникло стойкое убеждение, что забота о других – дело государства, а каждый должен заботиться только о себе, своей семье, своих близких и родных. Это не означает, что доброта, взаимопомощь были изъяты из обихода. Сердолюбивые люди были и остаются в любом обществе, милосердие проявляется во многих жизненных ситуациях.

Следует хорошо усвоить положение, что никакое государство не в силах само, с помощью законов, выделения средств, оказания государственной социальной помощи, справиться с проблемами социальной экономики. Всегда за чертой, границей официальной, узаконенной, обязательной государственной помощи будут находиться тысячи людей, которым способен эффективно помочь только ближний, непосредственно видящий чужую беду, проявляющий сострадания к бедствующим, нуждающимся, способный глубже всего понять, что же им нужно.

Полезными могут оказаться и советы людей, стремление следовать примеру других, но надо твердо усвоить мысль, согласно которой добро лишь в минимальной степени творится по повелению, указанию извне. Оно должно проистекать из собственной воли, желания, внутреннего позыва. Отсутствие последних лишь подчеркивает, что данная личность лишена элементарных человеческих достоинств.

В 2000 году был подготовлен проект “Закон о меценатстве”, для его рассмотрения и обсуждения в Думе Российской Федерации.

Социальная экономика, изучающая экономические процессы и явления в тесной увязке с жизнью людей, образом и уровнем жизни, несомненно включает в себя экологические вопросы и проблемы. Ведь экология и жизнь связаны между собой узами, которые становятся более тесными. Человек, стремясь к лучшей жизни, настолько глубоко трансформировал и безжалостно эксплуатировал природу, что жизнь оттого стала намного хуже и опасней, способна стать и более короткой.

Поэтому, актуальнейшая социальная задача состоит в установлении разумного равновесия между тем, что мы берем от природы, насколько вмешиваемся в нее, и тем, что мы даем природе, насколько охраняем защищаем, восстанавливаемее во имя жизни настоящего и будущих поколений. Все это вместе взятое образует предмет и объект экономической экологии и социальной экономики.

  Осознание значимости экологии проявляется в постоянном увеличении средств, выделяемых на охрану и восстановление окружающей среды в государственном и местном бюджетах, в бюджетах предприятий. Вместе с тем, пока этих средств недостаточно для предотвращения разрушающего воздействия производства на природу, в связи с чем экологическая ситуация в ряде зон России ухудшается.

Обычно, последствия пренебрежительного отношения предприятий и людей к природе, окружающей среде проявляется не сразу. Те, кто допускает вредные выбросы в воздушную среду, загрязняет отходами почву и воду, не склонны воспринимать свои действия, как социальные, наносящие ущерб жизни и здоровью людей. Лишь когда обнаруживаются тяжелые социальные последствия таких действий, общество поднимает тревогу.

Из сказанного следует, что охрана и восстановление окружающей среды должны рассматриваться как составная часть социальной экономики и социальной политики.

 

2.3 1998 год – пик кризиса

Отличительной особенностью 1998 года явилось то обстоятельство, что для многих в России он окончился уже летом. 17 августа 1998 года неожиданно завершился многолетний этап “виртуально-либеральных” преобразований в российском обществе. Таково мнение не только экспертов и специалистов, следивших за развитием событий со стороны, но и самих реформаторов, в тот или иной период стоявших у власти и пытавшихся провести или, напротив, воспрепятствовать проведению этих преобразований. В результате на рубеже 1998–1999 гг. в обществе сформировалась потребность в обстоятельной оценке не только событий последнего года или деятельности последнего состава Правительства, но и общего направления реформ в целом.

К 1995 г. в России были заложены основы рыночной экономики. Либерализация цен, первичная приватизация госсобственности, формирование типично рыночных институтов, таких как фондовый рынок, валютная биржа, создание двухуровневой банковской системы – все это казалось серьезной заявкой на последовательные реформы. Однако в стране продолжался спад производства, сохранялась высокая инфляция и значительный дефицит бюджета, а перераспределение собственности приобрело ярко выраженный криминальный оттенок и практически не затронуло основную массу населения. В 1995 г. главным врагом стабилизации и экономического роста была объявлена инфляция, в целях борьбы с которой было принято решение о переходе от эмиссионных способов балансировки государственного бюджета к заимствованиям внутренним и внешним; началось ужесточение денежно-кредитной политики. В дальнейшем подавление инфляции переродилось из главной цели в единственную, а целенаправленные структурные преобразования в реальном секторе экономики так и не начались.

Экономические реформы осуществлялись на фоне хронического конфликта исполнительной и законодательной ветвей власти, что тормозило своевременное формирование их нормативно-правовой базы, препятствовало эффективному контролю над равным соблюдением российского законодательства всеми участниками экономического процесса. Степень беспомощности государства в вопросах правовой дисциплины постоянно возрастала. Наиболее наглядно это обстоятельство проявилось в финансировании бюджетного дефицита.

Однажды запустив механизм заимствований, правительство так и не смогло взять его под жесткий контроль, хотя последствия подобной беспечности были очевидны уже в самом начале. Построенный по принципу классической “пирамиды” рынок ГКО-ОФЗ требовал все больших вливаний, что заставляло постоянно повышать его доходность. В результате денежные потоки устремились из реального в финансовый сектор экономики, и пока “живые” деньги “крутились” в погоне за спекулятивной прибылью, реальная экономика перешла на денежные суррогаты, взаимозачеты, бартер. Объемы взаимных неплатежей и задолженностей, в том числе по заработной плате и прочим социальным выплатам, постоянно увеличивались. Резко сократилась налогооблагаемая база, перечень прилежных налогоплательщиков таял на глазах, а усиление налоговой нагрузки, регулярно предпринимаемое в надежде пополнить казну, только ускоряло этот процесс.

К концу 1997 г. возможности для поддержания рынка ГКО-ОФЗ за счет средств резидентов оказались практически исчерпаны и рынок был открыт для иностранного капитала. В пик кризиса на руках у нерезидентов оказалось около 30% всех размещенных государственных ценных бумаг. К этому моменту Банк России был уже неспособен удерживать курс рубля в искусственно заниженном валютном коридоре, доходы федерального бюджета стремительно падали, а обязательства по обслуживанию долгов, напротив, росли. Предпринятые Правительством шаги только усугубили ситуацию. Их последствия явились по сути признанием несостоятельности проводившейся экономической линии.

Итоги года или итоги экономического курса

Иллюзия стабилизации экономики дорого обошлась России. Финансовая система страны рухнула под тяжестью собственных долгов, похоронив под своими обломками те немногие положительные результаты, которых удалось достичь в предшествующие годы (низкие темпы инфляции, твердый курс рубля, современные финансовые институты и зарождающееся доверие к ним).

Не дала также поводов для оптимизма динамика спада ВВП, который за год сократился на 4,6%. Интересно, что в октябре 1998 г. Госкомстат РФ по согласованию с Правительством РФ отказался от ежемесячной публикации данных по ВВП и перешел на поквартальный режим их предоставления. Это решение неизбежно отразилось и на периодичности ряда других показателей, в частности, дефиците бюджета (в % к ВВП). Не следует упускать из виду, что значимое расширение производства требует инвестиций в основной капитал, а их размеры по сравнению с предыдущим годом продолжали сокращаться (на 8,4% в IV квартале 1998 г., на 6,7% в 1998 г. в целом). Сохраняется высокая убыточность реального сектора экономики. Например, в промышленности убыточными являются 49% предприятий, на транспорте – 56%, а в сельском хозяйстве – более 83%.

Ситуация в финансовой сфере стала критической, поскольку не был решен вопрос государственного долга и, прежде всего, внешнего. К началу года Россия оказалась должна своим иностранным кредиторам около 150 млрд. долларов, из которых примерно 71 млрд. составляют собственно российские долги, не унаследованные от СССР.

Обострилась без того сложная ситуация с неплатежами. Правительство Е. Примакова попыталось решить проблему неплатежей путем смягчения денежно-кредитной политики и, начиная с сентября, приступило к наращиванию денежной массы в обращении. В итоге за сентябрь-декабрь ее объем увеличился на 31,7%, тогда как за восемь предыдущих месяцев – сократился на 8,2%. Одновременно происходило перераспределение денежной массы в пользу наличных денег, доля которых к началу 1999 г. выросла до 41,5% (год назад она составляла 34,9%).

Однако новая финансовая политика пока мало что изменила как в положении реального сектора, так и экономики в целом. На фоне общего увеличения объема кредитов, предоставляемых предприятиям, организациям, банкам и физическим лицам, наблюдалось свертывание программ кредитования реальной экономики. Продолжала расти, хотя и замедляющимися темпами, суммарная задолженность по обязательствам предприятий и организаций (за декабрь 1998 г.– 100,2%, за ноябрь – 101,4%, за октябрь – 101,6%).

С другой стороны, осталась неудовлетворительной налоговая дисциплина. Хотя за декабрь прошедшего года задолженность по налоговым поступлениям в бюджетную систему сократилась на 7,3%, в ноябре она выросла на 7,7%. В целом за 1998 г. налоговые долги предприятий и организаций перед бюджетом увеличились в 1,4 раза, причем львиную долю задолженности (около 91%) составляют недоимки, а не отсроченные платежи. Это обстоятельство неизбежно отразилось на исполнении доходной части бюджета. Дефицит консолидированного бюджета страны по итогам 1998 г. составил 3,6% ВВП.

Информация о работе Социально – экономическое развитие