Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 19:56, курсовая работа
Государство воздействует на экономику посредством законодательных ограничений, налоговой системы, обязательных платежей и отчислений, государственных инвестиций, субсидий, льгот, кредитования, осуществление государственных социальных и экономических программ. Во многом ограниченность государственного вмешательства в условиях рыночной экономики обусловлена частной, акционерной, коллективной собственностью на средства производства, включая землю. Право собственности обеспечивает относительную независимость собственников от государства и его органов управления.
ВВЕДЕНИЕ
1. Сущность социальной политики государства
1.1 Политика государства в формировании доходов населения
1.2 Политика государства на рынке труда
1.3. Государственные социальные гарантии и страхование
2 Социальная политика Российской Федерации от перестройки до наших дней
2.1 Социальная политика и социальная экономика .
2.2 Социальное обеспечение и социальная справедливость.
2.3 1998 год – пик кризиса
3. Социально – экономическое развитие. Итоги. Сценарии будущего.
3.1 Эволюция России
3.2 Сценарии ближайшего будущего
А) Сценарий "Продолжение реформ"
Б) Сценарий "Стагнация"
В) Сценарий "Смена курса в направлении национальных интересов России"
Заключение
Литература
У этой проблемы есть две грани:
1. Неравенство доходов
2. Неравенство богатства
Люди получают доходы в результате предоставления находящихся в их собственности факторов производства (своего труда, капитала, земли) в пользование фирмам для производства нужных людям благ, либо вкладывают эти ресурсы в создание собственных фирм. В таком механизме формирования доходов изначально заложена возможность их неравенства. Причины, поражающие неравенство доходов:
- разная ценность принадлежащих людям факторов производства;
- разная успешность использования факторов производства;
- разный объем, принадлежащих людям, факторов производства.
Используя свои доходы, люди могут тратить их часть на приобретение дополнительного объема факторов производства. Например, семья может положить часть своих заработков в банк, чтобы получить доход не только в форме заработной платы, но и в форме процента. Так формируется богатство семьи.
Неравенство доходов и богатства может достигать огромных масштабов и создать угрозу для политической и экономической стабильности в стране. Поэтому практически все развитые страны мира постоянно осуществляют меры по сокращению такого неравенства. Но разработка этих мер возможна лишь при умении точно измерять степень дифференциации доходов и богатства, а также результаты воздействия на нее с помощью государственной политики.
Способом смягчения экономического неравенства служит передача части доходов, изъятых у богатейших граждан, беднейшим группам населения через программы социальной помощи.
Реформы и развернувшийся экономический кризис обострил проблему бедности, привлекли к ней внимание общественности. Но к сожалению, в России это было неизбежно, из-за реформ экономики после “застоя” на протяжении 60-80 годов. Помощью беднейшим гражданам могут стать следующие способы:
1. Создание равных “стартовых” условий для всех граждан:
- запретить любую дискриминацию при приеме на работу по расовым, социальным или иным признакам;
- обеспечить всем детям нормальные условия для развития (это затрагивает проблемы питания, воспитания, медицинского обслуживания, среднего и высшего образования)
2. Раширение возможностей найти работу даже для тех, кто одарен природой менее щедро.
Эти способы помощи беднейшим гражданам требуют больших усилий со стороны государства, чтобы стать действительно результативными.
Основанием для отнесения человека к группе бедных служит величина доходов его семьи. Правительственные статистики рассчитывают, сколько денег требуется, чтобы обеспечить семью основными продуктами питания, и затем, умножают это число на три. Полученная величина представляет собой “порог бедности”, и семьи, доход которых ниже этого порога, считаются бедными. Величина “порога бедности” изменяется с течением времени, отражая изменения в прожиточном минимуме.
Большая часть экономистов сходятся во мнении, что наилучшими и наиболее эффективными способами снижения уровня бедности являются увеличение предложения товаров и услуг и повышение качества образования среди бедноты. Повышение доступности товаров и услуг привело бы к росту жизненного уровня бедных и не сказалось бы негативно на жизненном уровне других слоев населения. Получение образования раскрыло бы перед бедняками дополнительные возможности для того, чтобы заработать денег и выбраться из нищеты.
Одна из причин нищеты – отсутствие у бедных людей квалификации навыков, необходимых для того , чтобы занимать высокооплачиваемое рабочее место .
Запрещена дискриминация по отношению к работникам по признаку пола, религии, возраста и национального происхождения.
Масштабы социальных программ в развитых странах мира сегодня огромны.
Все развитые страны мира постоянно продолжают совершенствовать свои системы социальной поддержке малоимущих. Они пытаются найти ту грань, за которую эта поддержка не должна выходить, чтобы не подрывать основу основ экономики – стремление людей работать, поскольку только так можно обеспечить себе и своим близким, достойное и , более того, комфортное существование.
Рис. 1. Расходы на социальную поддержку граждан в 90-е годы (в % ВНП).
Россия искала свою модель социальной политики. Это дело чрезвычайно трудное, поскольку масштабы помощи беднейшим гражданам надо расширить очень существенно.
В России масштаб социальных программ, направленных на поддержку бедных семей был крайне ограничен. Это преимущественно небольшие социальные выплаты, производимые в пользу семей с особенно низкими доходами. В ту же категорию попадают и так называемые социальные пенсии, выплачиваемые, например, инвалидам с детства, то есть людям, которые в силу врожденных или полученных в раннем детстве физических или умственных дефектов , неспособны заработать себе на жизнь. Но даже на такие выплаты государству нужны немалые средства, Откуда государство может их взять? За счет изъятия части доходов состоятельных граждан и коммерческих фирм, то есть налогообложения.
Не допустимо устранять различия в уровнях доходов и богатства семей полностью, но государство должно предотвратить чрезмерное усиление экономического неравенства и проводить социальные программы помощи беднейшим гражданам. Отечественные экономисты и правительство постоянно ищут способы предотвращения быстрого и резкого усиления различий в уровнях жизни россиян, начавшееся в 90-х годах. Развитие этого процесса на рисунке 2, где показано изменение соотношения в уровнях среднедушевых доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных семей нашей страны.
Рис.2
Всего лишь за 4 года разница в уровнях доходов богатейших и беднейших россиян возросла в 3.16 раза (с 4.5 до 14.2 раза). В итоге к началу 1995 года Россия подошла к довольно высокой по мировым меркам степенью дифференциации доходов
Рис. 3
2.2 Социальное обеспечение и социальная справедливость.
В период перехода к рыночной экономике наиболее остро проявлялась проблема социальной защиты населения от роста цен (инфляции) и безработицы. Для того, чтобы рост цен на товары и услуги не приводил к катастрофическому снижению потребления и жизненного уровня, частично применяется индексация доходов. Это означает, что заработная плата, пенсии, стипендии, другие виды доходов увеличиваются по мере роста розничных цен.
К сожалению, при спаде производства ни правительство, ни предприятия не имеют возможности повысить доходы, зарплату ровно во столько раз, во сколько повышаются цены. Так как количество товаров уменьшается, то выплата чрезмерного количества денег приведет к наводнению рынка денежной массой, как следствие, к новому росту цен, что потребует увеличения доходов, и так далее. Возникает гиперинфляция. Поэтому разумно повышать доходы в несколько меньшей степени, чем растут цены. В переходной экономике сокращается непосредственное, прямое государственное регулирование зарплаты. Социальное обеспечение начинает осуществляться по страховому, а не по государственно – распределительному принципу. За несколько лет экономических реформ было принято много разного рода нормативных актов, положений, распоряжений, направленных на регулирование заработной платы. Это относится к вопросам управления минимальной заработной платой, ее индексации в условиях инфляции, попытки регулирования заработной платы на основе различного рода соглашений между государством, работодателями и представителями трудящихся.
Практика показывает, что тарифные соглашения нарушают правительством страны, отраслевые соглашения – местной администрацией, а коллективные договора либо вообще не заключаются, либо заключаются в интересах администрации и тоже подчас не выполняются.
Специального внимания с точки зрения защиты населения интересов наемных работников заслуживает обсуждаемый в настоящее время переход на гарантированный часовой размер государственного минимума оплаты труда. Когда занятость в течение полного рабочего дня и рабочего месяца не гарантирована, работники наемного труда могут оказаться менее защищенными перед произволом работодателей. Гарантирован будет лишь заработок в соответствии с балансом часов, фактически отработанных за оплачиваемый период времени. По этому нельзя считать обоснованными предложения по переходу от гарантированного, установленной минимальной ежемесячной оплаты труда к установлению минимальной почасовой оплаты.
В настоящее время поднимается вопрос по проблемам заработной платы о соотношении и взаимодействии ее роста и инфляции. Но инфляция порождается не только массой денег в обращении, сколько повсеместным падением производства. Реальная борьба с инфляцией может быть на основе подъема экономики, общественного производства
В рыночной экономике система соотношения в ставках и окладах в зависимости от сложности, условий и значимости сфер приложений труда является неотъемлемой частью всей системы организации оплаты труда. В этих целях необходимо согласовывать и утверждать в процессе переговоров на федеральном и отраслевом уровнях минимальные тарифные ставки оплаты первого разряда. Но централизованно согласованные и утверждённые уровни ставок и окладов, ниже которых не может оплачиваться тот или иной вид труда - это гарантированный минимум, который согласовывается и утверждается на общефедеральном, отраслевом и территориальном уровнях. В качестве ориентиров могут быть использованы соотношения в уровнях тарифных ставок и окладов по отраслям, предусматривавшиеся системы тарифы в дореформенный период, ибо они отражают достаточно длительно складывающиеся соотношения в оплате труда по отраслям.
| |
|
По данным российских правительственных учреждений, средняя зарплата в России продолжала расти весь 1993 год. В пересчете на доллары россиянин получал в среднем за январь 65 “зеленых”; за сентябрь – 85.3; а в декабре –уже 112.1. Но с учетом налогов и инфляции реальные доходы россиян росли не столь быстро и увеличились за год всего на 9.1 процента.
Существуют виды стабильной социальной поддержки определенных слоев и категорий населения со стороны государства, правительства, общества, не связанные непосредственным образом с чрезвычайными ситуациями. Речь идет о людях, находящихся на длительном или постоянном иждивении государства и общества, живущих в основном за счет гособеспечения. Для того, чтобы помочь этим людям, гарантировать их необходимыми средствами, существует социальная отрасль экономики, называемая социальным обеспечением.
Организации социального обеспечения принимают на себя заботу о тех категориях, частях населения, которые в законодательно установленном порядке располагают правом на длительную или постоянную помощь в связи с возрастом, инвалидностью, ограниченной трудоспособностью, отсутствием других источников существования.
Наиболее распространенный вид социального обеспечения – пенсионное обеспечение. В России свыше 30 миллионов человек пенсионеры. Большинство из них, пенсионеры по возрасту. Согласно российскому законодательству женщины, начиная с возраста 55 лет, а мужчины – 60 лет, имеют право выхода на пенсию. Для лиц, работавших на вредных производствах, а также военнослужащих этот возраст еще ниже. Пенсионерам по возрасту выплачивается пенсия, зависящая от стажа работы и уровня заработной платы, которую получил пенсионер до выхода на пенсию. Наряду с пенсией по старости выплачивается пенсия по инвалидности. Пенсии по инвалидности не зависят от возраста и обусловлены только состоянием здоровья, невозможностью или ограниченностью человека осуществлять трудовую деятельность.
Пенсии выплачиваются за счет средств пенсионного фонда, образуемого из отчислений предприятий и организаций в этот фонд и частично за счет госбюджета. По мере перехода к рыночным отношениям и повышения хозяйственной самостоятельности, предприятия получают возможность создавать собственные пенсионные фонды для выплаты пенсий своим работникам.
Кроме пенсий из средств государственного и местного бюджетов предоставляются разнообразные пособия и выплаты различным категориям и нуждающегося населения. Пособия могут носить постоянный, длительный и временный характер. Возможно предоставление разовой социальной помощи. Пособия выдаются с целью социальной поддержки детей, больных, престарелых, безработных, лиц, лишенных средств существования.
Для детей, лишенных родителей, не имеющих родительской заботы и поддержки, создаются детские дома, интернаты, заботу о них принимает на себя государство. А для престарелых людей оказавшихся в той же ситуации, создаются дома престарелых.
Социальная помощь оказывается также в виде предоставления людям, семьям кредитов на строительство жилья. Благоустройства, приобретения домашнего имущества.
Распространенным видом денежной помощи учащейся молодежи является выплата стипендий.
Особый вид социальной помощи – медицинская помощь. В значительной степени такая помощь оказывается бесплатно. Однако, практически, даже богатые страны не способны целиком возложить расходы здравоохранения на плечи государственного бюджета, часть медицинских услуг и лекарств являются платными. В период перехода России к экономике рыночного типа неизбежно частичное использование денежных средств населения и предприятий на нужды здравоохранения в форме платной и страховой медицины. Страховая медицина предусматривает формирование страховых фондов из заработной платы и других отчислений предприятий и организаций. Денежные средства страховых фондов передаются медицинским учреждениям, что дает право участнику фонда обратиться в любое время за необходимой медицинской помощью, заранее оплаченной.
Государство оказывает значительную помощь безработным. Это проявляется в пособиях по безработице, которые предоставляются в течение полугода со времени потери работы. Наряду с пособиями, государственный фонд занятости затрачивает средства на обучение безработных, помощь им в овладении новой специальностью.
Безработица – это проблема многих стран мира, не исключение и Россия.